16 октября в 11.00 в Москве, на Гоголевском бульваре, 21, около офиса Госкорпорации Ростехнологии, пройдет пикет, организуемый Всероссийской конфедерацией труда (ВКТ) при участии Социалистического движения Вперед. Организаторы пикета выражают солидарность с рабочими АвтоВАЗа за день до назначенного на 17 октября митинга протеста в Тольятти, организуемого профсоюзом "Единство". В течение 16-17 октября акции солидарности пройдут в нескольких российских городах.
Несмотря на недавнее заявление вице-премьера Шувалова, что массовых сокращений на АвтоВАЗе не будет, судьба завода и его работников остается неопределенной. Не вполне ясно, кто окажется, в конечном итоге, в составе работников "предпенсионного возраста", которых всё-таки будут увольнять. Вызывает тревогу предполагаемый перевод части рабочих на временные трудовые контракты, что также может быть лишь формой растянутого во времени и скрытого сокращения персонала.
Самая главная проблема касается долгосрочной стратегии развития завода. Будет ли новая финансовая поддержка со стороны государства использована для того, чтобы произвести полномасштабную модернизацию, которая позволила бы производить качественную продукцию и сохранить рабочие места? Или выделенные государственные средства, как и предыдущие, уйдут в направлении, неизвестном ни налогоплательщикам, ни рядовым работникам АвтоВАЗа?
Руководство завода не сделало за прошедшие годы ничего, чтобы модернизировать завод, а расплачиваться сейчас придется рядовым работникам, от которых не зависит ни политика менеджмента, ни их собственные условия труда, ни организация процесса производства. Вместе с сотней тысяч работников АвтоВАЗа под ударом оказались их семьи, вконечном счёте - большая часть населения города Тольятти. Им приходится отвечать за чужие решения и чужие ошибки.
Именно рабочие заинтересованы в том, чтобы завод был сохранен, модернизирован, и начал действительно удовлетворять запросы потребителей. Поэтому сотрудники завода имеют право требовать, чтобы их голос учитывался и собственниками, и государством.
Рабочие АвтоВАЗа, объединенные в независимый профсоюз "Единство" (членская организация Межрегионального профсоюза работников автопрома(МПРА), входящей в состав Всероссийской конфедерации труда (ВКТ)), выдвигают следующие требования:
1) Введение 40 часовой рабочей недели с 1 ноября 2009 года.
2) Подтверждение создания рабочих мест в г. округе Тольятти (с указанием конкретных площадок, инвестиций, сроков сдачи, количества рабочих мест ит.п.).
3) Письменные гарантии (от Президента и Правительства РФ) сохранения рабочих мест и обеспечения занятости работников ОАО "АвтоВАЗ" с 2009 на три ближайшие года.
4) Передача сформированному (на базе профсоюза "Единство") независимому органу работников (Рабкому) прав и полномочий по контролю за решениями руководства ОАО "АвтоВАЗ", включая право согласования (вето) всех решений, касающихся изменения численности персонала.
5) Обеспечение (Рабкому) доступа к информации, касающейся планов реструктуризации ОАО "АвтоВАЗ".
6) Обнародование программы стратегического плана развития ОАО "АвтоВАЗ" (не позднее 15 ноября) трудовому коллективу АвтоВАЗа и жителям городаТольятти; общественное обсуждение этой программы в СМИ и других площадках, включая городскую думу, в возможностью вносить предложения и дополнения. После такого всенародного обсуждения программы в Тольятти и регистрации она выносится на референдум и принимается только в случае если за неё проголосуют не менее 2/3 от принявших участие в референдуме. В случае, если референдум не принял программу, она возвращается на доработку в актикризисный комитет при правительстве к работе в которой привлекаются представители Рабкома (Стачкома).
7) Немедленно (до 1 января) передать общежития в муниципальную собственность г. Тольятти для последующей приватизации. Продлить срок приватизации жилплощади в общежитиях ОАО "АвтоВАЗ" до полного окончания процесса приватизации.
8) Ни в коем случае не отказываться от разработки выпуска собственных современных моделей ОАО АвтоВАЗ. Напротив, развивать и внедрятьсобственные разработки. Государственная поддержку должна направляться прежде всего на развитие собственной автомобильной промышленности.
9) Выпуск иностранных моделей возможен при условии локализации не менее 80% (с доведением локализации в течение 1-1,5 лет до 90%). Утверждение плана выпуска иностранных моделей с согласования Рабочего комитета.
10) Руководство ОАО АвтоВАЗа в отставку.
11) Установить минимальный размер оплаты труда рабочих и ИТР АвтоВАЗ не менее 25 тыс. рублей. Установить соотношение заработной платы рядовых работников и менеджмента не более 1 к 5.
12) Обеспечить участие профсоюза "Единство" в обсуждении и подписании коллективного договора на 2010 г.
От редакции:Безусловно, новые требования рабочих АвтоВАЗа представляют собой серьезный шаг вперед по сравнению с теми странными пунктами, что были приняты на акции протеста 6 августа. Впрочем, и сама акция 6 числа была немного странной - ее провели не сразу после вывода всего трудового коллектива в отпуск 30 июля, а через неделю после того, как люди разъехались по местам отдыха, ведь дело происходило летом. И назначили повторную акцию на начало сентября, если требования не будут выполнены - исполнить то, что требовали от имени рабочих, было невозможно, естественно, ничего и не было сделано, однако профсоюз решился на повторный вывод людей на улицу лишь к середине октября, когда многое уже невозможно поправить, а темп безнадежно упущен.
Есть и другие странности. Например, накануне акции протеста 6 августа были озвучены совсем иные требования, куда более последовательные. Но в итоге перед собравшимися рабочими были зачитаны другие тезисы. Естественно, "с голоса" никто не разбирался, и приняли как есть.
Возникает вопрос - а что примут от имени рабочих профсоюзные лидеры, когда соберутся 17 числа? То, что сейчас предлагает ВКТ или что-то другое, с тем же нелепым требованием национализировать... государственное предприятие или чем-то подобным? Чтобы власти могли сослаться на "несознательность" рабочих, на то, что они сами не осознают собственных интересов и т.п.?
Именно для того, чтобы рабочих не "разводили" на нелепости, нами и была проделана работа по разработке Единых требований трудовых коллективов во время забастовок и акций протеста. И надо отметить - участие представителей МПРА в Рабочих совещаниях по выработке "Единых требований", безусловно, чувствуется в тексте тех требований, которые сейчас формулирует ВКТ.
Перво-наперво, в требованиях появился коллективный представитель трудового коллектива - Рабком. Шаг, можно сказать, эпохальный, хотя и с оговоркой - "на базе профсоюза".
Это действительно проблема - как, на каких принципах формировать орган представительства трудового коллектива. А это вопрос ключевой. Скажем, СТК по опыту позднесоветского периода может формироваться администрацией предприятия под полным административным контролем - чем это будет отличаться от "ручного" ФНПРовского профсоюза? И, конечно, формирование Рабкома на базе независимого профсоюза - решение почти верное. Но не бесспорное, поскольку у профсоюза и у Рабкома по определению разные задачи: профсоюз ведет от имени рабочих переговоры с работодателем, а Рабком, по идее, должен требовать долевого участия трудового коллектива в управлении заводом.
И вот здесь ребята явно испугались! Да, это требование революционное, поскольку меняет структуру собственности на средства производства, вводит в процесс управления собственностью трудовой коллектив.
А ВКТ ограничивается неопределенными в правовом отношении требованиями контроля и права вето. Неужели не ясно, что в этом требовании будет отказано, потому что оно не основано на существующем законодательно оформленном отношении собственника и рабочего? Причем неважно, кто собственник - государство или частный предприниматель.
И правда, на каком основании рабочие будут требовать полномочий Рабкома? Если государство согласилось бы передать часть принадлежащего ему пакета акций трудовому коллективу, а полномочия Рабкома прописать в измененном Уставе предприятия - это было бы обосновано и трудно было бы отказывать. Это существенно, поскольку Рабком как представитель собственника (трудового коллектива) - это вполне согласуется с действующим законодательством. А Рабком в качестве неизвестно кого - это уязвимо в первую очередь с правовой точки зрения. И власти этой уязвимостью воспользуются, не стоит сомневаться.
Абсолютно точно понята из "Единых требований" взаимозависимость между состоянием дел на градообразующем предприятии, каким является АвтоВАЗ, и муниципальными властями. Правда, проведение программы санации АвтоВАЗа через городской референдум представляется довольно громоздкой процедурой, что будет формальным поводом для отказа. Гораздо логичней было бы введение возможности избирать в городские органы власти представителей завода - пусть даже роль организации, выдвигающей кандидатов в депутаты, будет за Рабкомом. Тогда, при заведомом большинстве представителей завода в муниципальном собрании, согласование программы будет проходить значительно оперативней, чем через референдум.
В остальном требования вполне логичны и обоснованы - то есть во всем, что касается оперативных вопросов, к таким требованиям можно смело присоединяться, а вот более концептуальные вопросы требуют и более старательной проработки. Ну а такие требования, как письменные гарантии от президента и правительства, наверно, устарели еще во времена Григория Гапона.
И "Единству", и МПРА, и ВКТ не следовало бы вести себя по отношению к "Единым требованиям" как в супермаркете - вот это берем, а это нам не нравится. Правильней было бы активней принимать участие в общем обсуждении, потому что как бы ни важна была акция протеста на таком гиганте, как АвтоВАЗ, но вопрос-то гораздо шире...
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск
|
|