Кто владеет информацией,
владеет миром

Что нам делать с нашей наукой и высшим образованием?

Опубликовано 22.11.2006 автором Олег Родионов, Марина Сангулия в разделе комментариев 42

Что нам делать с нашей наукой и высшим образованием?

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя и раздел о дальнейшем развитии и поддержке высшего образования в России. Уже есть и первые успехи в его реализации. В 2006 году 5 миллиардов рублей получили 17 вузов страны, представившие на конкурс лучшие инновационные программы. В ноябре 2006 года начнется новый конкурс инновационных программ  по отбору ещё 20 вузов, которые получат деньги в 2007 году. Закончена подготовка всей необходимой документации о начале строительства двух новейших университетов в Сибири и Южном округе. Заложен первый камень в строительство под Москвой совершенно нового для России образовательного учреждения – первой в стране бизнес-школы, которая будет готовить топ-менеджеров для промышленности, банков и в целом для бизнеса. В 2007 году начнётся строительство такой же школы под Санкт-Петербургом.

К сожалению, развитие фундаментальной и прикладной науки в научных и академических институтах пока не реализуется в рамках этого или нового проекта. Вероятно, всё впереди. А пока попробуем доказать, что даже реализация национального проекта «Образование» жизненно необходима стране. 

О кризисе в научной сфере сегодняшней России известно, но и в советское время далеко не все выглядело идеальным. Успехи СССР в научной и технической области были сильно преувеличены. В конце 80-х годов количество студентов вузов в пересчете на 1 тыс. населения составляло в СССР около 18 человек, тогда как в США – почти 55; при этом доля населения, получавшего образование в высших учебных заведениях на протяжении хотя бы одного года в течение пяти лет после окончания школы, составляла в СССР около 20%, тогда как в США аналогичный показатель превышал 63%.

Следует отметить, что в советское время научные кадры  использовались в передовых отраслях, но не оказывали решающего воздействия на конечное потребление. Нередко они находили себе место на предприятиях, не пытавшихся обновлять технологии и ассортимент готовой продукции. Поэтому разрыв в эффективности использования высокообразованных специалистов оказывался еще более значительным, чем в их численности.  Эта проблема еще больше усугубилась в современной России, где уровень инновационной активности снизился даже по сравнению с советским. Доля России в экспорте наукоемкой продукции в мире – 0,3%,  притом,  что ВВП – 2,6% от мирового. Это означает, что более чем скромный экономический вклад России в мировую экономику значительно превосходит вклад России в экономику знаний. Его можно назвать просто ничтожным.

Основной же причиной краха советской экономики стала ее неспособность в полной мере создавать и использовать интеллектуальный капитал – важнейший ресурс постиндустриального типа хозяйства. Этот вывод, к сожалению, совпадает с характеристикой экономики современной России.

Объективности ради стоит сказать, что российская экономика (за исключением пока что, к сожалению, немногих примеров) также не ориентирована на создание интеллектуального капитала и внедрение инноваций.

Между тем, очевидно, что в соревновании на лучшее общественное и государственное устройство победит то общество, которое добьется максимально эффективного процесса создания и внедрения знаний. Это видно на следующем примере взаимосвязи интеллекта (в данном случае одного из секторов этого явления – образования) и эффективности экономики. По оценке экспертов Современной гуманитарной академии, он выглядит следующим образом.

Вклад высшего образования в экономику страны

Образование

ВВП на одного работника, тыс. руб./год

В производственной

сфере

В производственной

и непроизводственной сфере

Высшее

700

350

Среднее общее

47

50

результат

Увеличение в 15 раз

Увеличение в 7 раз

 

 

 

 

Этот простой пример иллюстрирует важный тезис – количество лиц с высшим образованием в принципе не может быть большим (тем более, «слишком большим») для общества и государства. В идеале все 100% граждан должны обладать высшим образованием. Более того, в процессе работы они должны постоянно, не реже одного раза в 5-7 лет, проходить серьезную переподготовку.

Сегодня в России, во-первых, такая переподготовка приходится на 15-20 лет, а, во-вторых, в целом ряде специальностей она вообще не осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности.

Примечательно и другое. Известно, что по специальности, полученной в ВУЗе, в процессе жизнедеятельности работает все меньшее количество людей. К 40 годам, по некоторым оценкам, не более 10-15%. Это означает, что остальные 85-90% граждан должны были пройти переподготовку самостоятельно, либо в ВУЗе, либо на каких-то курсах. На практике, однако, оказывается, что такая переподготовка, как правило, проводилась самостоятельно, что, естественно, не могло не сказаться на ее качестве.

Наконец, экономика знаний породила еще один феномен – все большее число граждан, занятых, прежде всего, в наукоемких отраслях и творческих профессиях, становятся «индивидуальными предпринимателями», либо переходят к такой форме работы, как работа по проектам. Это ведет, естественно, не только к смене работы, но часто и специальности. Это, в свою очередь, опять требует переподготовки, а нередко и создания новых профессий и специальностей.

«Наукоемкость» личности тесно связана с получением доходов.

Образование

Годовая зарплата (ср. по РФ), тыс. руб.

В производственной

сфере

В производственной

и непроизводственной сфере

Высшее

220

70

Среднее общее

31

35

 

 

 

 

 

Выпускники вуза: увеличение подоходного налога – в 2 раза;

Увеличение ЕСН – в 2 раза;

Увеличение налога на прибыль – в 2 раза;

Увеличение НДС – в 4 раза;

Освоение высоких технологий и увеличение темпов роста экономики – в 4 раза.

Как видно из приведенных данных, «доходность» не только личности, но и государства резко возрастает с ростом образованности граждан. В итоге получается, что новая экономика – экономика знаний – неизбежно ведет к радикальной трансформации общественной структуры и качества личности. Формируется, по сути, качественно новая социальная модель общественного устройства не имеющая ничего общего с классическими предыдущими моделями – либеральной, коммунистической, социал-демократической. Именно поэтому, новая социальная модель, новая социальная система в России не должна и не будет иметь ничего общего ни со старой, советской ни с неолиберальной социальными системами для России. Это необходимо понимать, «конструируя» сегодня новые политические программы. По самым принципиальным вопросам: месту в производстве, отношению к собственности, роли государства, соотношению национальных и партийно-классовых интересов, отношению к истории и культуре России, ее духовному, в том числе православному наследию, формам собственности и т.д., а главное – к человеку, – новая модель будет решительно отличаться от политической практики социалистического и неолиберального мировоззрения и наследия.

Подводя итоги, приведу мнение  первого вице-премьераПравительства РФ Дмитрия Медведева – основного куратора реализации приоритетных национальных проектов. На одной из своих многочисленных встреч, на которых обсуждается ход реализации приоритетных национальных проектов, касаясь национального проекта «Образование»,  Медведев отметил, что знания в настоящее время превратились в тот фактор, который имеет не только нравственную и педагогическую ценность, но вполне материальное измерение. "В мире растет понимание того, что вся экономика наступившего столетия будет основана на знаниях, будет основана на инновациях, и поэтому ценность интеллектуального ресурса многократно возросла" - сказал он.           

По словам Дмитрия Медведева, работа в рамках национального проекта направлена как раз на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским. Это будет способствовать и повышению престижа образования, причем не только в части престижа работы самого преподавателя. "Если образование престижно, к нему приковано внимание родителей. И дети начинают чувствовать ценность образования, причем их не обманешь. Они понимают, что знания напрямую конвертируются в жизненный успех. В этом смысле поддерживать престиж образования - это государственная задача и задача для всего общества", - сказал первый вице-премьер.



Рейтинг:   2.62,  Голосов: 13
Поделиться
Всего комментариев к статье: 42
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Ничего не делать.
Агранов написал 23.11.2006 03:16
Гос вузы бесплатные. Один из главных экзаменов - экзамен
по русскому. Причем право инспекции(тестовый экзамен) в любой
момент после зачисления. Только сочинение.Только по классической
Российской ;) литературе.
Ситуация такая что половина московских студентов плохо
говорит по русски. Как учатся непонятно ;). Русский язык
-это госязык России(пока).
И школа тоже. Главный предмет русский язык. И классическая
Российская литература. Пока слава аллаху - классическая российская
литература -русская.
Re: Виталий
Ворчун написал 22.11.2006 19:50
Ну Вы, блин, даете:
"...Практически любой усилитель мощности, который есть в распояжении людей, имеет коэфициент усиления больше единицы".
- Усилитель на то и усилитель, что больше 1. Без практически. Если меньше, то это не усилитель, а поглотитель.
Но вообще здорово, что основываясь на столь немудрящих заключениях, сомневаясь в очевидном, "умные люди совершат свою революцию".
Да не дай бог!
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss