Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю следующую игру. Давайте, представим, что все мы граждане богатой страны, у которой бедная страна просит денег в долг.
Чтобы принять решение о предоставлении кредита, думаю, что большинство из нас сразу зададутся вопросом, а какие гарантии, что бедная страна вернет нам этот кредит? Понятно, что гарантий нет никаких, иначе эта страна уже была бы богатой. В такой ситуации мы сможем вернуть свои деньги только в одном случае. Если заемщик предоставит нам залог в виде ликвидного имущества. В случае, если деньги бедная страна вернуть не сможет, мы продаем ее заложенное имущество, и таким образом возвращаем себе деньги, которые мы давали в долг.
Согласитесь, ситуация предельно простая.
Однако проблема в том, что в реальности решение о предоставлении кредита одной страной другой принимает не весь народ страны-кредитора (как мы с вами), а отдельные чиновники. Они-то и могут принять решение о предоставлении кредита бедной стране без соответствующего залога. То есть без гарантии возврата заемных средств.
Почему это происходит?
Ответов может быть только три:
1) чиновники страны-кредитора – круглые идиоты;
2) они связаны коррупционными отношениями с чиновниками страны-заемщика в виде «откатов» (обычно бедные страны сильно коррумпированы, большую часть заемных средств чиновники этих стран положат себе в «карман»);
3) и последний вариант: чиновники страны-кредитора – и круглые идиоты, и махровые коррупционеры одновременно.
Тогда возникает вопрос, а должно ли население бедной страны лезть из кожи, чтобы вернуть кредит в полном объеме? На мой взгляд, тут речь должна идти об обоюдной ответственности за невыплаченный кредит. То есть бедная страна, должна вернуть «богатенькому кредитору» только половину заемных средств. Другая половина должна лечь на плечи страны-кредитора. Почему? Да, чтобы ее население более серьезно относилось к выборы своих государственных служащих – то ли идиотов, то ли коррупционеров.
|
|