13 февраля состоялось очередное заседание Правительства Москвы. Вторым вопросом повестки дня был «О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков». Однако единодушия не было: с особым мнением выступил депутат Московской городской Думы Иван Новицкий:
Уважаемый Юрий Михайлович!
Уважаемые члены Правительства!
В Московскую городскую Думу всегда поступало значительное количество обращений граждан, проживающих на территориях, которым различными структурами (управами, префектурами, московскими государственными унитарными предприятиями, коммерческими структурами - застройщиками и т.д.) предлагается отказаться от имеющихся домовладений, получить компенсацию и переселиться в квартиры.
Еще 28 мая 2004 года состоялось заседание Комиссии Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений, на котором рассматривалась тема «О вопросах, возникающих при изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы у граждан и юридических лиц», в ходе которого была отмечена необходимость принятия специального нормативного акта Правительства Москвы, посвященного вопросам изъятия земельных участков.
Как показал анализ, имеющиеся городские нормативные акты (в частности, Закон города Москвы от 9 сентября 1998 года № 21-73 «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения») не позволяют в полной мере обеспечить процесс своевременного и массового перевода земель в распоряжение Москвы, что в свою очередь не позволяет устанавливать четкие и реальные сроки застройки соответствующих территорий.
Действия же органов московской власти на местах (префектур и управ) по большей части вызывали только возмущение ту часть граждан, которая хоть немного знакома с гражданским и земельным законодательством, поскольку эти органы предлагали самые разнообразные, но во многом далекие от права варианты решения вопроса.
Озвученные еще в 2004 году предположения о необходимости принятия данного документа подтвердились, в том числе на практике, и мы наконец-то рассматриваем данный документ на Правительстве Москвы.
Отмечу, что данный документ крайне необходим городу.
В нем учтены положения федерального (земельного и гражданского) законодательства, посвященные изъятию и выкупу земельных участков для государственных нужд, отражен и рядвопросов, которые не урегулированы на федеральном уровне, поскольку имеют исключительно московскую специфику. Эти вопросы касаются несамого порядка изъятия, а оформленияизъятия от имени Москвы.
Отрадно, что проектом утвержден единственный уполномоченный на заключение «Соглашения с правообладателем участка» орган исполнительной власти Москвы - Префектура округа.
Наконец-то предусмотрено, что решения об использовании территории под городские нужды это не внезапный авральный процесс, требующий незамедлительного сноса строений и зачистки участка, а планомерный и осмысленный процесс, затраты по которому необходимо предусматривать заблаговременно в бюджете города, в этой связи соблюден срок, в соответствии с которым владелец участка должен быть уведомлен не позднее чем за год до предстоящего изъятия, как это предусмотрено федеральным законодательством. А ранее, до истечения года, выкуп осуществляется только с согласия владельца участка (статья 279 ГК).
В настоящее время для того, чтобы окончательно разобраться с ситуацией, городу необходимо в постановлении определить:
1. Какова форма и содержание как такового Решения об изъятии участка и утвердить соответствующую форму.
2. Какова форма и содержание «Соглашения с владельцем земельного участка» и также утвердить данным постановлением его примерную форму.
В настоящее время город Москвы в нормативных актах утверждает примерные формы договоров, контрактов (к примеру, постановление Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 255-ПП «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов»), которые от имени города предлагаются землепользователям и иным лицам.
3. Необходимо четко и однозначно установить, что компенсация владельцу земельного участка и недвижимого имущества будет осуществляется только за счет бюджета.
Зачастую, сложившийся порядок предусматривает компенсацию за счет застройщика территории. Это не только противоречит понятию «государственная нужда», но и влечет, что землепользователь в процессе изъятия сталкивается исключительно с юридическим лицом, а не с органом власти. Полагаю, что никакое юридическое лицо не может «взамен государства» возмещать убытки, причиненные государством землепользователям, поскольку ему (юр.лицу) этот участок не принадлежит.
4. В полном соответствии с федеральным законодательством необходимо определить, что же является государственной городской нуждой в случае изъятия и прописывать в каждом решении.
Приводимые в обращениях в Думу факты свидетельствуют, что изъятие земельных участков порой осуществляется произвольно, без определения всех необходимых обстоятельств, служащих основанием для изъятия земельного участка.
В результате мы имеем ситуацию, когда юридически обосновать изъятие у пользователя земельного участка не представляется возможным. Так, земельные участки, занятые индивидуальными домами, «изымаются» (в кавычках) под коммерческое строительство. Обосновывается это государственной нуждой.
Эта конструкция с изъятием земельных участков в целях их дальнейшего предоставления коммерческим застройщикам (а не в целях размещения объектов государственной власти (зданий префектур, управ и других учреждений) и социально-значимых объектов, находящихся в городской собственности (больницы, поликлиники, школы, детские сады, дороги, путепроводы и т.п.) представляется противоречащей законодательству, поскольку коммерческое строительство не является государственной нуждой (даже если там есть доля города в жилых помещениях).
Считаю, что только установление в городском нормативном акте недостающих моментов изъятия земельных участков плюс применение единообразных процедур, предусмотренных Гражданским и Земельным кодексом РФ, позволит городу в кратчайшие сроки и на понятных условиях регулировать взаимоотношения в владельцами земельных участков и приступать к застройке районов в целом, не сталкиваясь с противодействием владельцев участков.
И еще несколько слов о названии.
Полагаю, что его необходимо откорректировать дважды уточнив:
1. добавив после слова «изъятия» слова «и приобретения», поскольку часть 2 «Положения о взаимодействии » посвящена вопросам приобретения городом участков из частной собственности вне процедуры изъятия.
2. дополнив название словами «за счет средств бюджета города Москвы», поскольку и компенсация при изъятии и цена при приобретении участка должна закладываться в бюджете города и выплачиваться только из его средств.
Прошу на основании вышеизложенного доработать данный проект Постановления Правительства Москвы.
|
|