Вот прочитал сегодня в ЖЖ: "Я вчера случайно оказалась на «светской премьере». Так был назван премьерный показ нового франко-итальянского фильма «Падение короны» (режиссер — Дж. Йодиче) в газете, которую нынче и называть неприлично — а когда-то была вполне читабельной. Оказывается, на показе были звезды: «без пяти минут 70-летняя Хакамада в пятнистом худи», какой-то Александр Анатольевич, а еще чья-то дочка, которая быстро восстановила форму после родов (Господи, счастье-то какое!). Все фотографировались на фоне большой афиши, пили шампанское и шли в зал по красному ковролину. Чистый Оскар.
Потом на сцену взобралась дама на невозможных шпильках, в кожаном сарафане с воздушными рукавчиками и сообщила, что она — сопродюсер фильма. Назвала имена главных исполнителей (женское — с ошибкой) и удалилась.
А фильм великолепный. История о том, как последний король Франции Людовик XVI, королева Мария-Антуанетта и двое их детей несколько месяцев находились в заточении в мрачном замке на окраине Парижа, ожидая казни. В оригинале — не пошлое «Падение короны», а «Потоп».
Ну что ж, я тоже вчера, и тоже совершенно случайно оказался там же. В прокат поступит только 3-го числа. Хакамаду не углядел, а то б поздоровался все же, но ощущение премьеры в колхозном клубе осталось.
Или еще: элита пытается предугадать свою судьбу...
"1792 год, в разгаре Великая французская революция, рушится привычный мир, происходят немыслимые вещи: королевская чета в один момент из роскоши попадает в абсолютную нищету и бесконечное унижение. Мало того — над ними неотвратимо висит угроза смерти. Это именно потоп, сметающий всё на своем пути, жестокая и кровавая революция — которая, как все мы знаем, меняет всё лишь на время. Кстати, в первые моменты фильма возникает аналогия с последним русским царем, Тобольском, Екатеринбургом..."
Тут надо сказать, что все ужасы русской революции перед кровавым месивом французской просто меркнут. Царя с семьей казнили, но тихо, в подвале, не пытаясь сделать из казни шоу с участием буквально всего Парижа. Нравы уже сильно поменялись, и не без наглядного примера Великой Французской революции.
У многих потом возникал вопрос, почему армию Наполеона, бывшую революционную армию, встретили в России не чепчиками в воздух, а штыками и вилами? Ведь французы несли на своих штыках как минимум отмену крепостного рабства?
А за двадцать лет весть об ужасах свободы успела дойти до самой что ни на есть русской глубинки, ну и господа помещики, надо думать, помогли довести до широких народных масс. И ведь было, чем стращать...
В начале фильма королева трогательно прощается со своей любимой подругой принцессой де Ламбаль, даже целует ей руку - слухи об их интимной связи распускались Конвентом, но подтверждений или опровержений не было. Да и что с того, в наше-то время...
А в середине фильма ужасная тетка "из народа" достает окровавленную голову принцессы из мешка.
Но реальность была куда ужасней. Во время так называемых "сентябрьских убийств", когда жизни были лишены сотни, если не тысячи аристократов, карету, в которой принцессу де Ламбаль везли из одной тюрьмы в другую, остановили "представители общественности". Принцессу раздели, долго насиловали и избивали, потом отрезали грудь, распороли живот и отсекли голову. Тело расчленили. Голову отдали трясущемуся от страха парикмахеру, чтобы он навел на ней последний макияж, а потом надели на пику, чтобы пронести под окнами королевы.
Отрубленные руки и ноги тоже надели на пики. Также поступили с сердцем принцессы.
Более того, один из ревностных революционеров обмотался ее кишками, и так двигался вслед за головой на пике.
Кинематограф такого не выдержит.
"Но потом всё затмевает удивительно глубокая игра актеров. Играют не «падение короны», а психологическое состояние двух людей на пороге страшной смерти. Совершенно неузнаваемый красавчик Гийом Кане в роли немолодого, располневшего, наивного, неуверенного в себе Людовика. Изумительная Мелани Лоран — Мария-Антуанетта, умная, дерзкая, страстная, высокомерная, сохраняющая достоинство до самого последнего момента (самой казни в фильме нет, не пугайтесь)."
Напрасно нет, мне кажется. Фильм вообще выхватывает только один фрагмент этой трагедии, от поимки семьи Людовика во время попытки бегства (это обстоятельство сильно повлияло на судьбу короля и семьи) до момента отъезда короля на казнь. И без очень многих привходящих обстоятельств - кинематографисты делали кино, а не исторический экскурс. Хотя против истории откровенно и не грешили.
"В общем ничего особенного в фильме не происходит — просто разговоры. Революционные солдаты, прокуроры, министры и пр. нарисованы одной краской, порой почти карикатурны. Правда, есть там один капитан... но нет, спойлерить не стану. На первый план выходит глубокое человеческое сострадание: король ты или больной золотухой конюх — вы одинаково имеете право на жизнь! Никому не позволено лишать жизни другого! Молодой прокурор Парижа запальчиво заявляет, что отныне люди обойдутся без Бога, потому что будут сами решать свою судьбу — о, как ошибается он! Какие страшные события ждут человечество, еще не раз пытавшееся отказаться от Бога! Да, собственно, речь не только о прошлом..."
Особенного не происходит, а напрасно. В реальности происходило "особенное". В фильме вторым планом проходят королевские дети - очаровательные дофин и дофина.
Мальчик погибнет там же, но через два года. За это время его заставят обвинить перед Конвентом свою мать в инцесте (ему в тот момент 8 лет), а потом, в том же замке, в абсолютно нечеловеческих условиях содержания, он умрет от туберкулеза, едва дожив до десяти...
Еще менее заметная в фильме дофина - Мария Тереза Шарлотта Французская проживет достаточно долгую и суровую жизнь, даже Наполеон будет называть ее "единственным настоящим мужчиной дома Бурбонов". О казни отца с матерью и смерти брата она в реальности узнает лишь спустя годы, после освобождения - 7 лет она провела в заключении.
Мария Тереза уехала из Франции в Вену к родственникам матери. Затем она переехала в Митаву, где жил её дядя граф Прованский. В 1799 году, в Митаве, на территории Российской империи, она вышла замуж за своего двоюродного брата Людовика.
Когда её дядя (и одновременно свёкор) взошёл на престол как Карл X, Мария Тереза получила титул дофины Франции.
Во время Реставрации «тампльская сирота» считалась символом страдания, добродетели и правоверного легитимизма; она вызывала уважение даже у оппонентов старших Бурбонов.
Июльская революция 1830 года повлекла за собой отречение Карла X, который потребовал отречения также от своего старшего сына, герцога Ангулемского. Последний подписал отречение неохотно через 20 минут, так что с формальной точки зрения он эти 20 минут царствовал как Людовик XIX. А Мария Тереза эти 20 минут была королевой Франции.
Ну а потом все равно все умерли...
«Звезды» и весь остальной зал смотрели фильм в абсолютной тишине. Последние кадры — проливной дождь — потоп! — над Парижем, многочисленная охрана выводит бывшего короля, чтобы везти его на казнь, и он на мгновение останавливается, задержав взгляд на багровом рассветном небе."
Потом эта история будет в разнообразных деталях повторяться в разных странах и в разные времена. Не исключено, что и в будущем тоже.
|
|