"В экспозиции – более 70 предметов из архивов России. Иконы, житийные книги, фотографии рассказывают посетителям о великом Святом и его деяниях".
"В течение многих веков сохраняется память о христианском святом на Руси. Среди экспонатов на выставке – 70 предметов из архивов нашей страны, но и это, по словам общественника, только начало большого пути".
"Погрузиться в мир истории христианства древней Руси может каждый желающий. Выставка «Святой Климент Римский – небесный покровитель» будет работать для посетителей до февраля. Она расположена в образовательном центре «Русский музей»: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Российского экономического университета имени Георгия Валентиновича Плеханова.
Святой Климент, 4-й папа римский, по преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни, где проповедовал. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположён святым Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы.
Легенда о мученичестве Климента в Херсонесе складывалась постепенно. В IV в. церковный историк Евсевий Памфил отмечает его смерть под 101 г., ничего не зная о его мученичестве, ни даже о его святости. О святости Климента впервые говорит Руфин Аквилейский в конце IV в., но мучеником его тоже не считает. Впервые Климент назван мучеником в 417 г. в послании папы Зосима. В VI в. Григорий Турский впервые пересказывает легенду об утоплении святого, но без географической привязки. Как полагают, отождествление херсонесского мученика Климента с римским епископом относится к эпохе св. Константина-Кирилла и едва ли не его личное дело. Легенда содержит ряд антиисторических подробностей, начиная с той, что в I веке Херсонес не был частью Римской империи (хотя в нём и стоял римский гарнизон, он сохранял атрибуты суверенного города-государства) и потому, в отличие от византийской эпохи, не мог служить местом ссылки и каторжных работ. К тому же в 101-м году Траян вел тяжелейшую войну в Дакии, продолжавшуюся до 107 года, и навряд ли мог отвлекаться на репрессии в отношении христиан.
Но главное, конечно, искусственная привязка св.Климента к Руси, которая сформировалась почти на тысячелете позже смерти 4-го римского папы, и привязка античного Херсонеса к современному Севастополю - разница между гибелью древнего города и основанием базы русского флота на Черном море минимум 300 лет. Единственное, что их связывает - это то, что камни для постройки первых строений Севастополя брались прямо из античных памятников древнего Херсонеса, после чего большая половина бесценных развалин была навсегда и безвозвратно утеряна.
Что до Инкерманских каменоломен, то не известно, существовали ли они во времена Климента - крепость Каламита была основана здесь уже в византийские времена, в 6 веке, а монастырь св. Георгия - в 7-м. Это очень древние сооружения, но все же на 500 лет моложе святого Климента. Тем более странно было везти кого-то, чтобы утопить, за полтора десятка верст, когда вполне подходящая для этого нехорошего дела бухта прямо под боком.
Вполне возможно, что все происходило в несколько ином месте - например, в "старом" Херсонесе на берегу Казачьей бухты - там, кстати, есть островок с развалинами, вполне похожий по описаниям на место поклонения мощам св. Климента. Правда, фотографий того периода не сохранилось...
Хотя для русской истории эпохи ЕГЭ и Мединского вполне сойдет.
А.Б.
|
|