В одном из телеграм-каналов, вообще посвященных искусству, а не технике и не экономике, вот такая картина.
Художник Белоусов В.И. (1930-2010), "Карусель", 1967 год. Так уж помер давно... А я в том году в школу пошел. Вот этот, мелкий, который бежит - вполне мог быть и я... У нас возле школы как раз разворотный круг был.
И зацепила фраза: "Как же приятно разглядывать эту работу. Такая теплая, узнаваемая..."
На самой картине явно не тепло, снег лежит. Но изображенные тут автобусы ЛАЗ действительно были очень теплыми, буквально, если сидишь сзади, так просто жарко. Для нашего климата не последнее достоинство.
Чтобы экономить топливо, и чтобы пассажиры быстрей шевелились, водители часто отключали обогрев салона, а у ЛАЗа все грелось от расположенного сзади двигателя, не отключишь. И вот едешь откуда-нибудь из Калязина в Верхнюю Троицу, кругом зима и холод, а тебе тепло!
"Узнаваемый" - вот ключевое слово!
Потому что эти автобусы ЛАЗ были везде, от Каракумов до Чукотки, от Подмосковья до Западной Украины. Потому что их там и делали, в смысле производили. Львовский автозавод был построен в 1945-м году, что символично. И понятно, что это не Украина пердящим паром, а весь СССР. А закрыли его в 2014-м, по итогам "революции гидности" - не нужен оказался свободной стране осколок тоталитаризма в виде автобусного производства.
А в 1980-м году ЛАЗ стал крупнейший в мире (!) производителем автобусов!
У нас сейчас не слишком много "крупнейшего в мире", а на Украине, пожалуй, и вовсе нет. А в СССР, оказывается, производили самое большое число автобусов на планете!
Это с легковыми автомобилями у нас было, прямо скажу, неважно. А вот с общественным транспортом в стране победившего социализма было все вполне преотлично! Отчасти дефицит личного транспорта создавал и повышенную потребность в транспорте общественном. И эту потребность промышленность удовлетворяла. Мы производили не только больше всех автобусов, но и троллейбусов, и трамваев.
Больше того, мы производили еще и рельсовые автобусы! У нас их не было, зато вся Европа ездила не рельсовых автобусах Мытищенского завода!
Так что не только галоши производили, Владимир Владимирович!
Сейчас даже в Москве отечественного транспорта не увидишь - сплошные закупки по импорту, дорого и далеко не всегда удобно - охренеть какие неудобные сегодня электробусы в столице! Отечественные троллейбусы были куда удобней, и дешевле раз в двадцать... А чтобы пассажир при торможении летел через весь салон - не припоминаю такого...
Прогресс, конечно, но ведь это не наш прогресс! А был наш... Львов тоже наш был, советский. А теперь вот обратно в Европе, постолы, мамалыга... Никаких тоталитарных автобусов.
Ну так и у нас та же история - лапти, кулеш. И китайские цацки как весточка из иного, прекрасного мира будущего...