Кто владеет информацией,
владеет миром

"Поэма столицы" рубежа веков как история о любви и борьбе поколения последышей СССР

Опубликовано 03.06.2008 автором Анна Гранатова в разделе комментариев 12

"Поэма столицы" рубежа веков как история о любви и борьбе поколения последышей СССР

Интервью с Дмитрием Чёрным, взятое после презентации "Поэмы столицы" 19 мая в московском клубе "Билингва"

- Дмитрий, во-первых хочу тебя поблагодарить за участие в презентации моей книги, которая вообще была под угрозой срыва. Самые высокие начальники пытались наложить вето на эту презентацию и только благодаря информационной поддержке ПРАВДы.info и ФОРУМа.мск ситуация не была переведена в безмолвную плоскость административных решений, так как уже была достоянием гласности. На презентацию «Поэмы столицы» я тоже шла, ожидая провокаций или как минимум сюрпризов. Сам-то чего ожидал?

- Ну, касаемо твоей книги и презентации, Анна, - она ведь была в максимально официозном месте, в «Библио-Глобусе», отсюда и такая нервозность начальства. Шутка ли: в день смерти Ельцина, спустя лишь год, презентовать книгу, разоблачающую многие его деяния. Мне понравилась сама эта смелая идея, а поскольку мы с тобой работали в «Независимом обозрении» часто на одном фронте - то и тут я не стал «оголять фланга», пришел и слушал  выступления патриотов и отказавшихся расстреливать Дом Советов дзержинцев с удовольствием. А вот мой роман - это уже нечто иное, хотя точно так же связанное с реальными персонажами действительности, включая сюда политиков, депутатов Госдумы, даже государственных лиц вроде Бородина. Ельцин-то сам вряд ли бы явился призраком отомстить тебе за окаянство писательское, а вот наймиты сильных мира сего, что обнаружили себя в романе неподалёку от эротических эпизодов (с ними, безусловно, не связанных) - это не призраки...

- Так я и спрашиваю: мурашки-то по коже не бегали, когда на сцену поднимался в «Билингве»?

- Там собрались друзья, мои творческие и политические товарищи, многие из которых, если не большинство, так или иначе участвуют в действии во второй, политической части романа. Например, Алексей Кольчугин, замечательно спевший и читавший городскую лирику весьма в духе вечера и темы «Поэмы»... «Анклав» сыграл не хуже, чем это описано в романе - в эпизоде уличного концерта рок-коммуны на Театральной площади в 2002-м году, 1 мая. Вис Виталис, сейчас уже часто появляющийся на ТВ и презентующий свой альбом "Делай что должен", тоже лихо отчитал свой рэпфанк - даже Дмитрий Ицкович «взошел» на эти звуки... А в кругу друзей мурашки неактуальны. Вечер удался на славу, всем было предоставлено слово, даже для критики, что я как марксист не могу не приветствовать.

- Но я слышала, что первым делом два экземпляра твоего романа купили, не пугаясь цены, в самом дорогом центральном книжном магазине, помощники депутата из думской фракции «Единой России» и скрупулезно его изучали на предмет компромата в отношении шефа...

- Я понимаю, о ком ты говоришь - причем, ты была у него такой же наемной работницей в период работы «Независимого обозрения», как и я. Но в романе ведь ничего кроме правды-то нет. Так что и претензий от реальных персонажей быть не может. Наоборот - интересно сегодня прочитать во всех подробностях то, как газета «становилась на ноги», ведь тащили-то ее судьбу на себе мы, простые «винтики». А каких-либо перченых эпизодов, связанных с начальством там нет, ибо их и в жизни не было - на то они и начальники чтобы обходить острые углы. Тебе как прожившей с газетой, название которой я лично регистрировал, немало месяцев, будет тоже интересно погрузиться в историю более раннего ее периода. Вообще для истории левой оппозиции начала миллениума судьба «Независимого обозрения», скрыто КПРФной газеты, чрезвычайно симптоматична, характерна, титульна.

- Я прочитала кое-что из этой половины книги, про газету все верно написано, местами даже слишком подробно. Это своеобразное бытописание переменчивого газетного мирка, подобного до сих пор не много встречалось в современности - пишут либо про выдуманных «выпуклых» героев, либо о совсем личном, общественное и газетное вовсе не в моде... Но меня в этой части больше поразил эпизод, где ты смело проектируешь покушение на Путина - точнее, воображаешь его, наблюдая проезд его кортежа по Кутузовскому проспекту.

- Ну, это просто навеянная весенним ветром фантазия, проектом такое называть смешно. Я же не Проханов с его конспирологией и мистикой. Однако то, что такие настроения витали на улицах в первой половине двухтысячных - факт. Да и воплотить подобное, вероятно, было бы не сложно. Просто народ другим занимался - выживанием, знакомствами, сексом, ссорами. Не политикой, не сопротивлением - пусть и образным, внутренним, прожектерским. Короче говоря, этот перманентно проезжающий под окнами всех дорогих россиян кортеж Путина - образ собирательный, наверное, хоть это и не по канонам радикального реализма тогда. Это словно лодка, которую течение несет к водопаду, а никто даже не пытается грести в другую сторону, чтобы не свалиться. Власть проносилась мимо подчиненных-подопечных всегда нагло и стремительно, все той же лихой гоголевской тройкой - и никто как в 1917-м большевики не пытался в миллениуме ее взять под узцы, бросившись поперек. Хотя, красивые эпизоды вроде не взятия, но эпатирования этой власти - вроде поднятия красного флага над Госдумой - были, я их и излагаю в предельных подробностях. Роман - это попытка все же плыть против течения и высовываться из потока, чтобы видеть, видеть, видеть...

- Но в романе ты видишь не только политику, я была поражена изобилием точно так же досконально описанного секса - в том числе и в твоей леворадикальной среде. Ты и тут настроен радикально революционно, не боишься обидеть общественный вкус, настроенный нынче на пуританство и семейность?

- На мой взгляд, какое-либо умалчивание таит в себе конформизм, сиречь в перспективе заплыв по течению. «Что бы ни писали - лишь бы не молчали» - говорил по этому поводу Лимонов, так и не добравшийся до моей презентации, но заранее извинившийся, был занят разбором полетов Национальной ассамблеи. Ты вспомнила только что о том, как реагировали в Госдуме на выход такого большого романа, где нашлось и им, думакам, место. Однако там разумные ребята сидят, все же. Меня осыпали в Интернете  проклятиями персонажи совсем другого ранга - героини тех самых секс-эпизодов. Честно говоря, не удивлен - такого им читать прежде не доводилось, так подробно их тела, повадки, недостатки еще никто не пробовал отразить в тексте. И все же это сделано по-джентльменски - одни имена, нигде нет фамилий. Но в этом и сказывается радикальный реализм: даже отсутствие ясных координат личностей не затуманивает текста, его движущейся и разворачивающейся перед читателем плоти. Текст, в котором индивидуальность упрятана - скучный текст. Тот же, где каждая клеточка отраженных себя узнает и вопиет по этому поводу - жив. Не знаю, как классики-соотечественники минувших эпох, но я сейчас понимаю, что это такое - большущий роман опубликовать, то есть родить и словно учить теперь ходить. Волноваться за него как за свое дитя с его индивидуальными особенностями речи, эмоций. Выражено в каждой секс-встрече нечто глубинно-лирическое, но вдруг в ответ ты слышишь потоки трафаретной ругани... Вот это - порнография. В тех самых терминах, которых ни в одной секс-сцене первой и второй части, кстати, нет. Каждый раз слова подбираются заново, как и движения, ласки...

- Я хотела и об этом спросить, но как-то не решалась. Откуда такая пристальность при довольно сложном, многословном языке в первой части «Поэмы столицы»? Ты сам в этом видишь некий особый смысл, как-то связанный с сюжетом или с первой любовью?

- Я в каждой строке «Поэмы» стою перед дилеммой, выбираю: сказать общепринято или сказать здесь и сейчас придумано? Набоков это называл «говорить по-свойски», в сущности, это и есть призвание писателя, поэта - давать названия вещам. Так или иначе, на разных уровнях этим занимаются писатели. Я же себя причисляю к поэтам все еще. А потому не только по-новому называю что-то уже встречавшееся (и поэтому в романе намеренно изобилуют повторы), но и всем движением текста пытаюсь изменить ракурс видения чего-то, казалось бы, уже ясного, встреченного.

- Ключевой в эротической подкладке романа является первая сцена на крыше над Китай-городом или вторая - дефлорация над Кропоткинской?

- Не пугай ты этим языком, медицинской отстраненной научностью! Пожалуй, вторая сцена более ключевая для поэмы, она похожа на песню, на непрерывно высказываемое восприятие, сливающееся с дождем, но первая крыша - кинматографичнее... В экранизации, над которой мы уже работаем, мы дадим первую сцену, конечно. Вторая пойдет в перебивку с кадрами уличных битв с ОМОНОм под красными знаменами. Дубинки, флаги - и вдруг двое обнаженных на крыше... Но целостно снимем только первую крышу, где только до пояса обнажены Тан и Тон. Формат топлесс для актрис как-то привычнее. Сейчас как раз заняты поиском подходящей брюнетки младше двадцати лет. Впрочем, тут не в годах дело - в юности внешности, в решительности, лиризме, мимике, пластике.

- И, наконец, о политическом контексте и политике в персонах. Как ты думаешь воспримут твой роман товарищи по борьбе, ты ведь там их всех описываешь, зачастую сатирически, стебно? Не боишься исключения из партии и комсомола «за аморалку»?

- Ну, во-первых, такой подробной истории СКМ еще никто писать даже не пробовал. До сих пор из молодых оппозиционных организаций только НБП могла похвастаться литературным отражением своей истории - у Лимонова и Прилепина. Теперь вот и СКМ сможет. Тут все без купюр - история организации показана именно как история человеческих отношений. Какие люди - такая организация. Именно в силу реализма я и рассчитываю на понимание. Если бы там была хоть малейшая попытка приукрасить или же ухудшить реальное - уже не роман бы был, а фэнтэзи. Да, здесь история СКМ показана от Кости Жукова до наших дней. Героизм и карьеризм, смешное и трагическое, бюрократическое и сексуальное - все рядом. Думаю, и в современной литературе это ход неожиданный - историзм исторгнут клиповостью и скепсисом. Я же не ленюсь, не жалею букв на то, что реально и последовательно, на то что может вырасти в нечто большее нежели «молодежка» КПРФ. Мне интересны новые люди, люди, вставшие под красные знамена в период «стабилизации», осознанно или романтически связавшие себя с оппозицией, с борьбой против всей системы разграбления России и унижения ее граждан.   

- Почему ты придаешь такое особое место борьбе в завершении второй части? Начал роман ты с лирики и эротики - увлекающей вовсе не в борьбу, а в личное, природное, городское. В этом, мне кажется, особенная эстетика твоего романа, а не в митинговости... Здесь есть определенная преемственность, если ты уже говоришь об экранизации, от Марлена Хуциева и его «Заставы Ильича», «Июльского дождя». Так все же - почему революция?

- Думаю, для этого тебе нужно не частями, а целиком прочитать вторую часть. Красная борьба в ней осмысливается как борьба за бессмертие - то есть уже вышедший на уровень не только текста радикальный реализм. Попытка не упускать реальности, не упускать мгновения только в слове - лишь репетиция. Коммунистическая революция - вот путь в совершенно новую (по уровню соучастия в ней человека, индивидуума, уникальности) реальность. Московский мир даже самых прекрасных своими барельефами стен - тесен людям последнего поколения рожденных в СССР. Я о них и пишу. О комсомольцах не прошлого, а настоящего и будущего. О любовании не вчерашнем на крышах домов девятнадцатого, а о будущем - в коммунах, где упразднятся деньги, семьи, условности прежнего мира. Впрочем, мы уже перебираемся в третью часть. Тут еще реальность должна успеть сделать свои шаги. Мы все (герои и автор романа) надеемся, что это будут шаги только влево.

 

Фотофрагменты презентации (видеоверсия скоро появится на сайте студии АИР). Фото Алексея Касьяна.

"Анклав" только готовится выступать, а Чёрный уже рассказывает о выступлении (другом)

Алексей Кольчугин Разнуздан Волей: Секс на крыше, время пахнет любовью

Суров товарищ Шаргунов: Восемьсот страниц многоточия

На сцене коллективный эпизодический герой романа - группа "Отход"



Рейтинг:   3.67,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 12
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
А.М. написал 03.07.2008 01:12
Нашел в книге место посвященное этой непроткнутой дурочке:
"Катюша наивный еще ребенок в свои восемнадцать. но с героическими чистыми устремлениями. ей-богу, зря я, грешно как-то, поспешно ее посвящал в ванной в свои изощренные языческие снизу ласки, получая из ее девственной нутрИ в ответ вкус совершенно тот же, что бывает под мышками, гормональный, вяжущий - запах и вкус неразделенных страстей, одинаковый у М и Ж. не зная, что тут можно ответить, она испуганным медвежонком карим глядела сверху, смущенная такой дальностью знакомого чаще по разговорам моего лица..."
Чувак телку просто пожалел - не продрал. Вот она и пережиывает теперь))) На писю его полочилась, трусиха) Так и осталась комсомолкой, коммунисткой не стала - с благородной помощью. Продрал уже следующий Терминатор... Обиделась: оно и понятно... Мамашкой стала, небось. Жизнь нелегка, и воспоминания не греют. А тут еще пишут всякое. Слава прошла мимо...
Сергею
Виктория написал 06.06.2008 13:55
Буковский недавно приезжал в Таллин и оправдывал действия эстонских властей в апреле прошлого года. Т.е. он за немцев. А в России, ксти, я никогда не жила, и ПМ мне не президенты.
(без названия)
Саша написал 04.06.2008 18:21
нравица почему-то в основном тем, кто не читал :-))) интересно, почему? :-)))
(без названия)
михаил написал 04.06.2008 16:43
Интересно на что расчитывал автор книжки, сотворив труд в полтора килограмма весом и объемом в 800 страниц. Неужели читатель такой плохой что он так с ним решил обойтись? за что? Чем провинился читатель что ему на голову обрушился такой кирпич? Краткость- сестра таланта. Чем больше слов- тем больше теряется мысль. Даже если она гениальна. Разве не так?
Миша
(без названия)
Д.Ч. написал 04.06.2008 15:11
рад - кому нравица.
привет всем из Днепропетровска!
тут тоже нравица)
ща иждем на ливечер в библиотеку
Прочел коменты и твоя поэма мне уже нравиться!
Сергей-Краснодар написал 03.06.2008 23:46
Не понял от кого защищать Буковского?Буковский-честный и порядочный человек и просто большая умница и герой.Он-то сидел и по тюрьмам и по психушкам.Ему некого и нечего бояться.В 1982 году создал антикоммунистический интернационал и в 1985 году началась Перестройка,покончившая с тоталитаризмом-коммунизмом.Защитил в Англии докторскую-приехал в Россию,значит скоро Путин сядет на скамейку подсудимых.Буковского защищать не надо.Защити,Вика,своей грудью лучше Вову Путина.Но Вову твоя грудь не заинтересует-он любит целовать маленьких мальчиков в пупки на Красной площади.Прочти в и-нете про знаменитый "Поцелуй не для прессы" в июне 2006 года.Почитай статьи Алекса Литвиненко,за которые его убили "Кремлевский Чикатило" и "Кремлевский Чикатило-2".
(без названия)
Виктория написал 03.06.2008 19:01
Где Хуциев, там и Буковский с компанией. Вы должны знать, какое письмо подписал Хуциев в 196* годах. Ваш ложный интернационализм (со всеми без разбору) доведет вас черт знает до чего. Ьуковского тоже будете защищать?
"...из подаренного ветром крепдешина". Так, кажется, члены вашей любимой компании напевают?
Вроде бы все они родились в Союзе. Ну и что7 Было бы гораздо лучше, если бы многие из них не родились.
(без названия)
катя написал 03.06.2008 17:02
ой, да неужели?
димасик так обрадовался рекламе, что немедленно истерически замицголил в своем жж, потер комменты и забанил всех не-друзей ))
не знаю, в каком это месте я себе льщу, но то, что ты написал про мои "волосатые соски" - это бред больного воображения писателя (возможно, не обошлось и без наркоты). а твоя маленькая и вялая пися - это, увы, печальная реальность. я не хотела этого говорить, и никогда бы не сказала, т.к. в отличии от тебя имею представления об этике, но ты первый начал.
и не надо так обижаться, димачька. это же реализм! все, как ты любишь! )
в общем, понятно, почему ты подсознательно мстишь всем женщинам, посвященным в твою грустную тайну, старательно выискиваешь в них изъяны. только зря стараешься, димуля. девчонкам все нипочем, у них все в порядке, а твой ничтожный отросток от этого больше и крепче не станет.
скажите, не сообщил фамилии, а только именя и места работы.
ах, какой жентельмен!
да ты и сам, наверное, в глубине души понимаешь, на каком зыбком фундаменте зиждется твое чувство собственнной значимости, и какое ты на самом деле ничтожества, вне зависимости от того, надрочил ли больше страниц, чем в романе джойса, или меньше.
ну и напоследок: мой парень тверд все же в намерении тебя разукрасить, так что не ходи опасно. извини, не оценили твоего "джентельменства".
да...
краснокнижник написал 03.06.2008 14:42
"Меня осыпали в Интернете проклятиями персонажи совсем другого ранга - героини тех самых секс-эпизодов. Честно говоря, не удивлен - такого им читать прежде не доводилось, так подробно их тела, повадки, недостатки еще никто не пробовал отразить в тексте. И все же это сделано по-джентльменски - одни имена, нигде нет фамилий."
До такой гадости по отношению к близко знакомым девушкам мог опуститься только законченный моральный урод (если эти сцены, конечно, не плод воспаленного авторского воображения). А имена при этом назвать - вообще полная низость. И такие вот "джентльмены" претендуют нынче на славу "властителей дум"...
Re: дмитрий черный - писатель-мелкописечник
Д.Ч. написал 03.06.2008 12:33
вы себе льстите, девушка. вы, наверное, спутали себя с литературной героиней романа? ну да воля ваша. в любом случае, за рекламу спасибо.
дмитрий черный - писатель-мелкописечник
катюша написал 03.06.2008 12:13
только на других клеветать горазд
http://katja-ok.livejournal.com/855.html
(без названия)
Бомбилы написал 03.06.2008 12:10
Привет участникам психоделической революции!
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss