Кто владеет информацией,
владеет миром

Учебник профессора Илловайского

Опубликовано 26.01.2007 в разделе комментариев 47

Учебник профессора Илловайского

С детства я очень любил историю. Учебники истории, которые покупались к первому сентября, прочитывал сразу же, как увлекательные книжки. Мечтал стать археологом. Любовь к истории осталась, а вот на выбор профессии резко повлияла история, которая приключилась в шестом классе.

Мы жили тогда в Кривом Роге, на руднике им. ХХ партсъезда. Имя-отчество нашего учителя истории я забыл, но внешне помню очень хорошо – мелко вьющиеся светлые волосы, голубые глаза чуть навыкате, аккуратнейший серый костюм, галстук в тон – классический тип блондинистого еврея. Всегда спокойный, аккуратный, умевший тихим голосом поддерживать дисциплину в классе.

А дома у нас, среди немногих сохранившихся после войн, революций и переездов бабушкиных книг был ее гимназический учебник всемирной истории профессора Илловайского, 1875 года выпуска. Книга, повидавшая виды, растрепанная, с фиолетовым чернильным пятном на желтоватой обложке. И вот, готовясь к очередному уроку, я с энтузиазмом прочитал тему не только по школьному учебнику, но и по Илловайскому. И на уроке кроме сведений из своего учебника, рассказал много дополнительных сведений, почерпнутых у Илловайского.

Я наивно рассчитывал на небольшой триумф, но увидел, как по мере моего ответа лицо учителя все более окисляется…

- Где ты это все вычитал? – спросил он.

- В учебнике Илловайского. 1875 года! – гордо ответил я.

- Ну хорошо – и он написал что-то в моем дневнике.

Я заглянул в дневник – и вместо ожидаемой пятерки увидел вызов в школу родителей…

Через пару дней мама побывала в школе, побеседовала с учителем. А потом, несколько смущаясь от неприятности темы, объяснила, что отвечать на уроке надо только по учебнику, а дополнительную литературу читать только «для себя». Есть такая вещь, как политика, и конфликтовать с ней не надо.

С тех пор я понял, что история – наука «политическая» и менее всего заинтересована в поисках истины. Желание стать историком или археологом выветрилось очень быстро.

Прошли годы, учебник Илловайского я тщательно переплел, сумел восстановить залитые чернилами буквы на обложке и перенес их на шмуцтитул. И про Илловайского узнал кое что. Оказалось, что он был убежденным монархистом, и свои убеждения сохранил до конца жизни. Уже после революции в каком-то учреждении его опрашивали, заполняя, как было принято в те времена, огромную анкету. После вопросов о фамилии, имени, отчестве и прочих рутинных данных, последовал вопрос о политических убеждениях.

И тут профессор Илловайский прогневался. Рослый старик с окладистой седой бородой застучал по полу палкой и загремел на перепуганного чиновника:

- Молодой человек! Вся Россия знает, что я монархист, а вы один, кто этого не знает!

Так бы и осталась эта история в моей памяти, и никак не связалась бы с именем Сталина, если бы не книга «Беседы о Сталине» писательницы и журналистки Екатерины Глушик.

Книга воистину бесценна – это запись бесед с Артемом Федоровичем Сергеевым, приемным сыном Сталина, который жил и воспитывался в семье Иосифа Виссарионовича.

И вот одно из воспоминаний Артема Федоровича о детстве.

«На даче в Сочи Сталин и Киров работали, в частности, над указаниями по составлению учебника по истории СССР, который вышел в 1945-46 году под редакцией профессора Шестакова. Нам с Василием дали книги по древней истории Илловайского и Бельярминова, нужно было прочитать и отвечать на вопросы, выполнять задания. … Книги были не просто старые: над ними работали не один десяток, думается, читателей. И когда Сталин нам эти книги дал, мы их положили на открытую терраску, где с Василием и жили. А сами убежали на соседнюю дачу играть в волейбол. Возвращаемся и издалека видим белые пятна на взгорочке, на котором находится дача, ходит Сталин, нагибается, подбирает что-то. Мы припустили, подбегаем, смотрим: Сталин собирает листы. Оказывается, налетел ветер, порывом его учебник, а это был тот, что достался мне, разметало, и Сталин собирал разлетевшиеся листы. Увидев нас, сказал пару серьезных резких слов в мой адрес: "У тебя что, на шее задница вместо головы?". Но вспышка гнева была секундной. Потом очень спокойно объяснил, что в этой книге описаны тысячи лет истории, что книга далась пóтом и буквально кровью сотен людей, которые собирали факты, фиксировали, разными способами передавали, переписывали, хранили сведения. Потом ученые десятки лет перерабатывали эти материалы, чтобы дать нам представление об истории человечества. "А ты?!" Велел взять шило, нитки, клей и привести книгу в порядок. Кстати, Василий в свои 13 лет имел элементарные навыки переплетного дела. Вообще он был мастер на все руки. Пару дней возились с этой книгой: подбирали листы, складывали, сшивали, сделали обложку из крепкой бумаги. Работу мы выполнили аккуратно и с большим усердием. Показали починенную книгу Сталину, он сказал: "Вы хорошо сделали. Теперь вы знаете, как надо обращаться с книгами". … Мы с Василием, получив задания, отвечали на вопросы Кирова, Сталина, и я не помню, чтобы даже учителя в школе могли так формулировать вопросы, столь просто и понятно объяснять. Например, отвечая, я перепутал, и вместо "Плутарха" сказал "плутократ". Сталин подшутил надо мной, но тут же растолковал значение слов "плутократ", а затем "демократ", "аристократ". Рассказал о Плутархе больше того, что было в книге. При объяснении значения слова "плутократ" коснулся политической обстановки в мире и стране. И всё   очень ненавязчиво, доступно для понимания».

Такой вот сюжет повторился с учебником Илловайского оказывается, и я переплетал такой же учебник, и я его изучал…

Но вот интересно, что сказал бы товарищ Сталин тому учителю истории? И кто превратил историю в «политическую» науку – Сталин, который так бережно относился и к истории, и к книгам, или такие вот «учителя»? Сталин давал своим детям учебник Илловайского, который он использовал как первоисточник, а «на местах» детям запрещали его изучать…

Впрочем, история эта случилась уже после смерти Сталина, при Хрущеве. Может быть, именно этот кукурузный оттепельщик и дал указания о запрете Илловайского. Как же – монархист! С такими, как говорится, коммунизЬм (малограмотный Хрущев так и произносил это слово – через мягкий знак) не построишь…

Александр Трубицын

P.S. Книга Артема Сергеева и Екатерины Глушик уже появилась в Интернете – цитату я взял именно оттуда. Но – интернетный вариант оказался несколько отредактированным, то формулировки смягчены, то фразы перекроены. Потому и привел цитату в первоначальный вид.

Бессмертна все же порода перестраховщиков типа моего учителя истории! И Сталин ничуть не виновен в их бессмертии.    



Рейтинг:   4.50,  Голосов: 24
Поделиться
Всего комментариев к статье: 47
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
----
Игорь С. написал 27.01.2007 00:30
"...у России есть не только автократов Сталина или Ивана пример, а есть и пример противоположный - республиканцев Вадима Храброго или Марфы Посадницы." - neutral. Совершенно верно. Огромные территории Севреа не считали себя русскими до XVI века, т.е. московскими. Размеры Новгородск. республики превышали территории многих европ. гос-в. Но правда о ее завоевании не скоро увидит свет, ибо категорически противоречит московскому мифу. Который и нынешним россиянским вертикалистам не чужд.
"...Была Мировая Война, из которой они вышли по частному договору Ленина с немецкой разведкой" - neutral. В 1918 г. сформировалась вооруженная оппозиция власти большевиков. Гражд. война практически началась. Видимо, исходя из такой оценки (объективн. фактора, операции немцев можно вообще отставить временно), Ленин пошел на сепаратноый мир с Германией. При этом всем было очевидно, что она Мировую войну проиграла. Ее капитуляция ожидалась, и состоялась буквально вослед. Получая репарации РСФСР, она факт. рассчитывалась ими с Антантой - истор. казус. И не только Керенский, но и глава Кр. Армии Троцкий был категорически против мира с Германией. Но тактически прав был Ленин. С т.зр. сохранения власти. Сколько терртитории не отхватили бы немцы, они бы все отдали почти тут же по мирн. договору с Антантой, но с большевиками было б покончено.
"Не будь большевиков, Россию разодрали бы в клочья суверенитетчики всех мастей" - Sergo. Исторически неверно. Стоит хотя бы задуматься, что в ноябре (окт) 17-го большевики сметив правительство Керенского в Питере, постреляв в Москве, получили власть над всей страной. В губерниях Советы признали (или нет) эту власть, но даже сама постановка вопроса т.о. говорит о целостности страны на тот период.
"И Гитлер, не торопясь, заглатывал бы халявные территории"... - снова Sergo. Шикльгрубер Адольф сидел по делу "Веймарской республики" как красногвардеец. Не секрет, что огромную помощь "веймарцам" оказывала РСФСР. "Мировой пожар" и все такое. Деньгами, кадрами, консультациями и специалистами. В тюряге родился "Mein Kampf". Кто знает, как бы оно повернулось в 30-х в Германии, если б не 17-й в России. Только напомню, что на выборы NSDAP шла как социалистич. и рабочая партия.
"Если прочитать историю второй мировой, то получается, что мы от западных границ до Москвы четыре месяца стойко оборонялись, а в обратную сторону три с половиной года стремительно наступали" - независимый. Но были живы деды. По их словам, наступали мы столько же, сколько оборонялись. Т.е. лишь с зимы 42-43, после Сталинграда. Да и то, немцы огрызались ой-ей. Но превозмогли. В том-то и подвиг! Даже офиц. версия называет: Московское контрнаступление. А раньше было Ельненское. Контр - это в ответ на наступление. Т.е. оно было. И под Сталинградом котел начинался как контрнаступательная операция. В принципе, и Курская, принесшая окончательный перелом. Но только после Курска и Орла стал ясен оконч. расклад.
Yah, Сталин, создав "пирамиду серости", во главе ее ставил наиболее талантливых. Селекционируя по Дарвину. Или ты справляешься с невыполнимым, или - в дерьмо, а то - и в грунт. Холуи же этих "ярких" держали "под топором", не давая "борзеть". Но вся верхушка - факт - была неординарнейшая. Победа "клуба" Хрущева над Маленковым и Берией с их "клубами" - это победа "середнячков". Но объективно опраданная. Как передышка для уже очень уставшего народа. Нужная. А вот то, что этот "клуб" "задержался" до 1985 г. - плохо. "Среднесть" торжествовала. И был потерян порыв. Особенно ближе к концу. Пошел "балет" "о порыве", окончившийся серией "Лебединых озер".
Так и Путин сменил Горбачева с Ельциным, которые как бы там ни было, но сонную одурь с народа сбили. И он - Путин - тоже был нужен. Как отдых, передышка. Время накопления социального жирка перед новым рывком. Но вот тоже - "задержался". Кончится тем же - "лебедями" (или чем-то подобным, так сказать, на новом витке), вот только не протянулось бы сверх отпущенной меры.
Почему больше всего
Б-В написал 26.01.2007 21:48
споров вокруг Сталина? Я думаю потому, что среди капиталистических держав появилась другая идеалогия не на бумаге, а реально. И эта идеалогия (общество без частного капитала) вдруг начала быстрыми темпами развиваться. Кроме экономических высоких показателей были решены и многие социальные проблемы, а еще победа в войне, оглушительная победа. Это же развенчивало весь миф о приоритетах частного капитала. Поэтому и начали возникать планы холодной войны.
Спасибо автору
Алъекс написал 26.01.2007 00:29
Не характерная, светлая статья
спасибо
neutral написал 26.01.2007 00:55
Спасибо, прекрасно написано! Я самого Иловайского не читал, но читал прилагавшуюся к нему Хрестоматию для гимназий.
И про Сталина - я вот могу себя назвать антикоммунистом со стажем, и как к историческому персонажу к Сталину отношусь негативно - но тоже несогласен с вИдением его просто как чудовище, были у него безусловно и привлекательные черты, и искренне верил он в необходимость того что творил. Такие были времена. Идеологии он следовал уродливой, жизнь людей не ценил, все мог положить на алтарь своего марксистского Молоха - но при том был и великим вождем, обьединителем племен и народов. История его еще будет судить долго, но сейчас уже ясно что он в одном ряду с Чингиз-ханом и Юлием Цезарем, а нравится он или нет - это личная оценка каждого. А Хрущов в этот ряд и не претендует попасть, просто эпигон.
Но вот сама История - она ВСЕГДА была политизирована, это не 20го века изобретение. Даже и Тацит грешил (хоть и признавался открыто что по-другому нельзя писать). Тот же Иловайский и прочие историки 19 века - они тоже социальный заказ выполняли, подтверждали законность и святость Романовского правления, как законного продолжения Рюриковичей. Для этого они практически стерли из русской памяти 1000-летнюю историю Новгородской и Псковской республик, уничтоженных Иваном Грозным как идеологическую угрозу монархии. Одна опера Садко осталась от них, а ведь в Ганзейский Союз входили, уважением в Европе пользовались, были для Руси окном в Европу... Сталин линию Ивана продолжал на обьединение народов под Московской диктатурой, поэтому и "Александр Невский" так был поставлен, что публика думала, что и правда княжил он в Новгороде, а не нанят был за деньги новгородские полки водить.
То-есть у России есть не только автократов Сталина или Ивана пример, а есть и пример противоположный - республиканцев Вадима Храброго или Марфы Посадницы. Может, стоит поглубже порыться в собственной истории в поисках новой модели общества? А то все какие-то скучные вариации на тему Московского царства да Российской Империи... А ведь и демократия своя была!
Re: ----
Алъекс написал 27.01.2007 02:10
Как то страшненько "лебеди" в нынешней ситуации. Ну а если народ дустом посыпать зашевелятся суперактивно. Но не надолго
Re: О соплях по поводу душегуба Тимони
Странник написал 26.01.2007 23:00
Любезный ! Судя по Вашему тексту Вам бы следовало взять ник Андроид.
Re: Re: Re: мы не знаем и сегодняшнюю историю
доктор-Дима написал 06.02.2007 22:09
История - штука всегда субъективная. Читая Ваши высказывания, можно легко в этом убедиться. Но разговор-то шел о Сталине. В статье, предложенной к обсуждению, есть основная тема: Сталин - это хорошо, а остальные с ним никогда и сравниться не смогут. Так в чем надо с ним сравниваться? В величии? Унего никогда не было никакого величия, обыкновенный "из грязи в князи", потому и выглядел в ней нелепо, постоянно натуживаясь, чтобы изобразить из себя что-то значимое. В войне приписывать ему, именно ему, победу - абсурд. Уничтожая руководство армии как раз перед войной, он обеспечил саму войну, т.е. сделал ее неизбежной. Победа в этой огромной, по настоящему Отечественной войне - заслуга граждан, населения и давалась она так трудно потому, что все хорошее в нашей стране случается исключительно вопреки воле власти. Дурная у нас власть, бездарная, неблагодарная. Во все времена. Победа в Великой Отечественной войне с соотношением погибших 4 наших за одного фашиста. Я бесконечно благодарен солдатам, которые шли, несмотря на то, что государство не удосужилось их одеть, накормить и вооружить. Наши солдаты всегда были великими людьми, даже при наличии подлой и безнравственной власти.
Так вот, мой вывод: Сталин - это мелкая вошка, клоп (мал, да вонюч), паразитировавшая на гражданах и никогда не думал он о величии страны. Думал о том, как хорошо он выглядит на самом верху власти, в Кремле. Поэтому и статья о величии Сталина - это бред, ошибка природы.
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss