Кто владеет информацией,
владеет миром

Езда без правил русского языка

Опубликовано 25.01.2007 автором Рафик Надеев, Тимон Надеев в разделе комментариев 0

Езда без правил русского языка

Цивилизованный человек, как известно, не представляет ныне свою жизнь без автотранспорта. Хотим мы того или нет, но рано или поздно мы становимся водителями или пассажирами, садимся в удобный или неудобный автотранспорт. Свободная и быстрая езда без правил и ограничений — потаенная мечта, наверное, каждого автолюбителя. Но, как записано в статье 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Конечно же, права и обязанности автомобилистов регулируются федеральными законами, а также нормативными актами Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, в частности, МВД России и Минтранса России. Что мы имеем в законодательстве на федеральном уровне?

Основным является закон "О безопасности дорожного движения" (Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ). Открыв его, мы увидим, что он определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и имеет задачей охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В этом деле на государственные органы возложены основные функции, в частности, обеспечение безопасности дорожного движения посредством организации подготовки водителей транспортных средств, обучение граждан правилам и требованиям безопасности движения, проведение мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В законе определены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, по обустройству дорог объектами сервиса, по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцами транспортных средств, по прохождению обязательного государственного технического осмотра.

Многих автолюбителей может заинтересовать содержащаяся в законе информация о гарантиях медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Так, при возникновении дорожно-транспортного происшествия мы имеем право рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь, на возмещение ущерба в случаях причинения телесных повреждений или повреждения транспортного средства и (или) груза.

Указанный закон регулирует общие права и обязанности участников дорожного движения. Например, многие из нас не знают, что участники дорожного движения имеют право получать от соответствующих органов исполнительной власти и должностных лиц достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам, о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Конечно, юридическая материя скучновата для восприятия как специалистов, так и неподготовленных читателей. Но то, что будет рассказано далее, думается, не оставит равнодушным никого, в особенности должностных лиц, осуществляющих прокурорский надзор.

Итак, читаем статью 25 об условиях получения права на управление транспортными средствами и что мы видим? "Граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами". То есть наш закон предоставляет возможность получения права на управлением транспортом на территории России только российским гражданам. А это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением лиц, имеющих двойное гражданство, не могут получить водительское удостоверение российского образца.

Следуя требованиям упомянутой выше статьи 25 и части 1 статьи 27 "Получение права на управление транспортными средствами" названного федерального закона, которая гласит, что "право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Федерального закона", мы приходим к выводу, что водительские удостоверения, выданные соответствующими российскими органами внутренних дел иностранным гражданам и лицам без гражданства, должны быть признаны недействительными и подлежащими изъятию.

Этот сенсационный вывод находит свое подтверждение в Конституции России. Откроем ее статью 62, которая в части 3 гласит, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации". Таким образом, федеральный закон "О безопасности дорожного движения", опираясь на это конституционное положение, ограничил права иностранных граждан и лиц без российского гражданства на право управления в России транспортными средствами.

Такое право остается за указанной категорией лиц в случае, если международным договором Российской Федерации установлено иное правило, чем предусмотренное российским законом. Речь идет о двухсторонних международных договорах Российской Федерации с иностранными государствами о взаимном признании водительских удостоверений, что отражено в части 2 статьи 27 указанного федерального закона: "На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации". Список стран, с которыми такие международные договоры у России существуют, должен быть известен рядовому и начальствующему составу ГИБДД (ГАИ).

Что же происходит на практике? Водительские вакансии, особенно на пассажирском транспорте общего пользования, в крупных российских городах прочно заняты гастарбайтерами — не гражданами России, выходцами из республик бывшего СССР. Многие из них плохо знают русский язык. Не случайно в последнее время замелькали объявления о наборе водителей на курсы по изучению русского языка, размещенные на дверях водительских кабин троллейбусов, автобусов и трамваев.

В этой связи возникает два вопроса: имеют ли эти люди российское гражданство и имеют ли они российские водительские удостоверения? Как правило, не имеют ни того, ни другого. Они имеют то, что предъявляют своему работодателю — перевозчику грузов и пассажиров, и работникам ГИБДД. Как правило, это национальное водительское удостоверение. Отвечает ли оно требованиям Конвенции о дорожном движении? На законных ли основаниях оно выдано его владельцу? Знает ли такой "водитель" Правила дорожного движения, действующие на территории нашей страны, не владея русским языком? Возможен вопрос работодателя: а какое это имеет значение? Человек работает, и неплохо. Имеет большое значение, ответим мы.

Это важно, ибо речь идет о здоровье и безопасности наших граждан, которые пользуются услугами пассажирского транспорта под управлением таких гастарбайтеров. В статье 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" записано, что одним из обязательных условий приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке (после пяти лет непрерывного проживания на территории России) является владение русским языком. Владение языком — это не только способность к примитивному бытовому общению, но и возможность выполнять свои служебные функции в русскоязычной среде, что выходит далеко за рамки словаря Эллочки-Людоедочки. Как выйти из этой правовой коллизии, когда иностранному гражданину можно приобрести российское гражданство только через пять лет проживания в России, а работать в России водителем можно сразу по приезде? Очевидно, что для исправления этой ситуации нужно прежде всего соблюдать закон, и не только вышеназванный. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" также в статье 14 устанавливает, что иностранный гражданин не имеет права заниматься деятельностью и замещать должности, допуск к которым для него ограничен федеральным законом.

Не мигнешь — не проедешь

Другой важной проблемой, волнующей автолюбителей и других участников дорожного движения, является правовое регулирование и практика установки и использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на транспортных средствах. Всем известно, как большинство простых водителей относится к мигалкам и "крутым" номерным знакам, многие владельцы которых, не обременяя себя соблюдением ПДД, по-хамски ведут себя на дорогах, создавая "пробки" и провоцируя аварийные ситуации.

Неоправданно большое количество спецсигналов и особых государственных регистрационных знаков усиливает недовольство автолюбителей властью. Участились также случаи подделки особых государственных регистрационных знаков и факты их незаконного использования. В настоящее время порядок выдачи и использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на транспортных средствах регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 года № 482, которое многократно и непредсказуемо изменялось по разным причинам и поводам. Между тем согласно пункту "г" статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти относится к исключительному ведению Российской Федерации и должна регулироваться федеральным законом.

Именно поэтому в Государственную Думу были внесены несколько законопроектов, призванных законодательно урегулировать эту сферу. Все они предлагают упорядочить и максимально ограничить установку спецсигналов и особых государственных регистрационных знаков на транспортных средствах для того, чтобы исполнительная власть не могла, как сейчас, многократно и произвольно регулировать этот вопрос по своему усмотрению.

Практика дорожного движения изобилует фактами превышения служебных полномочий и злоупотреблений служебными полномочиями при использовании спецсигналов многими должностными лицами. В результате, главным образом в таких мегаполисах Москва и Санкт-Петербург, становится проблематичным проезд служебного, пассажирского и личного автотранспорта в дневное время. В то же время имеется объективная необходимость в облегченном проезде транспортных средств для ряда оперативных служб и отдельных федеральных органов государственной власти.

В любой демократической стране право преимущественного проезда автотранспорта обусловлено, как правило, лишь исключительными потребностями государственной или общественной необходимости, как, например, безопасность государства, сохранение жизни, имущества и других конституционно значимых целей государства. Беспрепятственный проезд многих чиновников, обеспечиваемый использованием специальных сигналов, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, ведет к возникновению "пробок" на дорогах, а также увеличивает негативное восприятие такого преимущества в глазах всех слоев общества. Получается, что налогоплательщик платит дважды: первый раз — на содержание аппарата государственного управления, второй раз — за обеспечение за свой счет (время, топливо и т.д.) длительного времени ожидания проезда высокопоставленного представителя власти.

Один из таких законопроектов, внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Лебедевым, А.А. Самошиным под наименованием "О специальных сигналах и особых государственных регистрационных знаках на транспортных средствах", был возвращен Комитетом Государственной Думы по безопасности его инициаторам по причине отсутствия у них заключения Правительства Российской Федерации, так как реализация законопроекта предусматривает изменение финансовых обязательств государства и расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В Госдуме остаются еще три законопроекта, но уже не с самостоятельным предметом регулирования, как в проекте депутатов Лебедева и Самошина, а в виде изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", рассмотрение которых в первом чтении планируется на 20 октября 2006 года. Причем первым их них будет рассматриваться законопроект, инициаторами которого являются депутаты В.Р. Мединский, В.Н. Плигин, А.П. Москалец, и который поддержан фракцией "Единая Россия" в Госдуме.

Два других проекта, внесенные депутатом В.В. Похмелкиным и группой депутатов В.М. Зубовым, Г.А. Зюгановым, В.П. Никитиным и другими, будут рассматриваться в качестве альтернативных.

Принятие изменений позволит снизить количество спецсигналов и спецномеров и станет основой для улучшения организации дорожного движения. Об актуальности указанной проблемы свидетельствует и Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года № 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 39, ст. 4040), которым в целях повышения безопасности дорожного движения, сокращения количества граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, и снижения тяжести их последствий предусмотрен ряд мер. Среди них, в частности, Правительству Российской Федерации поручено до 1 ноября 2006 года утвердить перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные световые и звуковые сигналы при отсутствии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств, предусмотрев, что их общее количество не должно превышать 1000 единиц, и положение о сопровождении транспортных средств автомашинами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и военной автомобильной инспекции. Данным указом также установлено, что с 1 февраля 2007 года на территории России не допускается использование особых государственных регистрационных знаков, а устройствами для подачи специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях транспортных средств оборудуются транспортные средства пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и военной автомобильной инспекции, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.

Законодательство, как и сама повседневная жизнь, не стоит на месте: оно развивается и совершенствуется в соответствии с осознанными потребностями практики. Поэтому важно своевременно аккумулировать и обобщать нерешенные или плохо отрегулированные в нем аспекты практической деятельности.



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
Всего комментариев к статье: 0
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Нет ни одного комментария, ваш ответ будет первым
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss