Фильм «Дылда» режиссера Кантемира Балагова выдвинута от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», сообщает ТАСС со ссылкой на председателя Российского оскаровского комитета Владимира Меньшова. Заседание комитета состоялось 24 сентября в московском Доме кино. Комментарии по поводу выбранного фильма Меньшов давать отказался (иногда молчание больше говорит, чем слова).
«Дылда» рассказывает историю жизни двух молодых женщин, которые возвращаются с фронта в послевоенный Ленинград и пытаются начать новую мирную жизнь в окружении руин. В мае фильм Балагова получил приз за лучшую режиссуру в официальной конкурсной программе «Особый взгляд» 72-го Каннского международного кинофестиваля и приз FIPRESCI международной федерации кинопрессы «за невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме».
В 2018 году Россия выдвигала на «Оскара» фильм «Собибор» Константина Хабенского о восстании заключенных нацистского лагеря смерти. Фильм не попал в шорт-лист премии.
Решение российского оскаровского комитета выдвинуть на премию Американской киноакадемии ленту Кантемира Балагова "Дылда" те из его членов, которые всё-таки согласились его откомментировать, объяснили просто: а всё равно больше некого. Мол, мы бы и рады выдвинуть фильм уровнем повыше, но ничего нет, а Балагов хотя бы получил приз в Каннах как лучший режиссёр. Правда, не в основной программе, а в "Особом взгляде".
Однако эта аттестация - "всё равно больше некого" - скорее говорит о состоянии современного российского кинематографа, который дошёл уже до мышиного уровня деградации. Отсылки к тому, что фильм продюсировал Александр Роднянский, чьи фильмы неоднократно номинировались на "Оскар", тоже малорелевантны. Номинировались многократно, но ни разу не получили.
Украинский продюсер исправно помогает российским режиссёрам и актёрам признаваться на мировых экранах в ненависти к "этой стране" или в любви к коллеге Сенцову (как это происходило на контролируемом Роднянским "Кинотавре" летом 2018 года). Он умеет выдавать для Запада продукт, который тот хочет видеть: уродливую, убогую, дегенеративную Россию, в которой почти всё мертво, а живое только и стремится, что освоить стандартные для голливудского мейнстрима ценности от однополого секса до эвтаназии.
Однако награждать за это на "Оскаре" почему-то не хотят, предпочитая что-то более родное.
С "оскаровской" же колокольни фильм Балагова ещё более обречён, чем до того фильмы Андрея Звягинцева. Чрезвычайная заторможенность действия, скудные диалоги, колоссальные трудности, которые придётся приложить нерусскоязычному зрителю для их понимания, крайняя расслабленность при превращении даже имеющихся поворотов сюжета в "экшн". При том, что у сюжета "Дылды" были шансы на превращение в оскароносный динамичный фильм, но Кантемир Балагов ни одного из них не реализовал, сняв чисто артхаусную ленту, единственное назначение которой - вновь почесать пузико западному представлению о России как о мёртвом обществе, состоящем из зверей и дегенератов, с которым нью-йоркскому и лос-анджелесскому обывателю спокойнее спится.
Первый смысловой слой "Дылды" очевиден всем и немедленно вызвал массовое отторжение у зрителей и патриотической критики. Это намеренное подчёркнутое расчеловечивание образа поколения победителей, надругательство над тем, что наш креативный класс именует не иначе как "победобесием"...
***
...И тут я посмотрел, кого, собственно, цитирую... Да это ж Егор! Холмогоров царьградский, малофеевский. Впрочем, до "антирусского Ленинградского дела" (а ведь знает, что товарищи Берия и Сталин были правы, давя этот рус-сепаратизм!) - можно было читать, здравый смысл присутствует в оценке "дегенеративного искусства" порой и у правых. Но, конечно, ругать такое кино со своего дивана они будут сугубо как национальное позорище, а если почесать их собственное квасное пузо, то окажется, что большевики-то (хитренько Холмогоровым припрятанные под "поколением победителей") в том самом Ленинграде были куда большей напастью, чем все лесбиянки и американцы вместе взятые - этакое перечёсывание пузищ, перекличка послышится "Москва - Голливуд".
Вот тут-то мы и вступаем, потому что нужна не регрессивная, а прогрессивная оценка. Социально-прогрессивными силами данная. "Коммунисты, спасите страну!" - слышится мне голос одной советской актрисы с митинга 2001-го года между гостиницей "Москва" и музеем Ленина...
Трудно, однако, спасать страну с таким Министерством культуры, с такой кино-элитой. Трудно спасать её совесть, когда это уже другая страна, а с другой и спросу никакого. И совсем мне непонятен, даже неузнаваем Меньшов в этой истории. Сам, кстати, оскаровский лауреат - чего терять, кроме неразменного имени?..
"Ты ли это, Ихоляйнен?" - так и хочется спросить. Куда дели другого Меньшова, который публично отказался номинировать фильм "Сволочи"? И бросил на пол кинотеатра "Россия" конверт с поганой номинацией, словно это был конверт со спорами какой-то опасной болезни... Что, "сволочи" с тех пор несколько улучшились - или собственное участие в кино-процессе всё же дороже, товарищ Меньшов? (Жаль, не состоялось нашего разговора у театра Вахтангова разок для "Независимого обозрения" - как-то растворился я в этих протеически-прозрачных глазах голубых, и от напора интервьюёра было легко улизнуть в служебный вход).
Но раз мастера кино отмалчиваются и отнекиваются "больше некого" - вступаем мы, литераторы. Коленом ниже, поколением выше.
Итак, за что боремся и с кем сравниваемся. Лауреатами этой категории за всю её историю становились советские фильмы «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1981) и постсоветские «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994).
92-я церемония вручения наград «Оскар» за 2019 год состоится 9 февраля 2020 года. Но говорить, всё что думаем надо сейчас, потому что ФОРУМ.мск и в США читают.
Впустим прорывающийся сквозь ремарки голос ХолмоЕгора, он ей-богу не врёт о том, что там в "Дылде" происходит: "Раненые солдаты в госпитале изображают животных вроде бы для того, чтобы посмешить маленького ребёнка, но на самом деле для того, чтобы обозначить свой собственный статус в качестве животных. Затем также поступает и одна из главных героинь, Дылда - Ия, и тем самым губит ребёнка. Вернувшаяся в Ленинград фронтовичка Маша, узнав о смерти маленького сынишки, первым делом отправляется на... скажем деликатно, танцы и прямо в машине, при орденах и медалях, скидывает штаны перед возжелавшим её "снять" подростком из номенклатурной семьи."
Чтоб вы примерно понимали уровень того кино, что Мединский финансирует с упорством подпольщика-антисоветчика. Ведь и фильм о подвиге 28 Панфиловцев умудрился профинансировать/снять он с такими идеологическими купюрами, что осталась одна Россия и никакого СССР, а сами панфиловцы, казахи - так, частный случай деньщиков при русских. Режиссёр - питерский монархист, если помните. Но и это не самое дно ещё. Тут надо немного ориентироваться в тракетории падения, а я всегда вам готов её напомнить. В 2018-м выходит на экраны фильм "Смерть Сталина" - чудовищная антиисторическая буффонада, которую Минкульт, однако, и сам Мединский в устных выступлениях лишь отодвигает в сроках проката, но никак не клеймит - поскольку "убить внутреннего Сталина" это задача вполне государственная (та самая, упоминавшаяся Медведевым "Десталинизация"), и итальянское кинцо как слабо убедительное лекарство от крепнущего советского патриотизма и планов возрождения социализма всё же подходит...
А вот следом за итальянской "Смертью Сталина", где бьют не только фонтаны похабщины и посмертной лжи о Сталине, но и реальные фонтаны (в морозные дни его кончины) выходит уже отечественный фильм "Праздник" - о том же самом блокадном Ленинграде, - собственно, долгожданная экранизация геббельсовского, и подхваченного диссидентами-либералами (Граниным сотоварищи) мифа про пиршествах Жданова и его окружения в самые голодные дни. Что было на самом деле тогда с партийными товарищами, с "зажравшейся верхушкой" - почитайте на примере судьбы ленинградского чекиста Песочникова, в должности заведующего продовольственным складом умершего от голода.
Видите, как быстро учимся? Слегка притихшие и затаившиеся на первых сроках Путина (когда он не расчехлял в себе "абсолютно либерального", а ещё маскировался под "президента всех россиян" и мессию газеты "Завтра", скрыто-советского патриота) антисоветчики грянули всем оркестром: после 2012-го, и особенно 2014-го стало можно всё!
То есть "Дылда", на самом деле, и идеологически и сюжетно является продолжением "Праздника" - там полно прямо-таки преемственных, взаимоперетекающих сцен. Именно такой видят историю СССР и судьбу советского народа его откровенные враги, финансируемые поклонником Маннергейма Мединским. Но вот доску Маннергейма от Ленинграда отодрать удалось - а Мединского от культуры (как и Сеславинского от литературы вместе со всеми его Ганиевыми, Сенчиными и Прилепиными) пока отодрать не представляется возможным. Либеральное лобби, повторю, с 2012-го берёт планомерный реванш. Да, стёбные зёрнышки сеяли в перестройку - "Зеркало для героя" Рыбаса, например. Но даже тогда это было Кино, большое кино (хоть и ревизионистское отчасти). Нынче же - либеральное измельчание, стартующее в Кремле идеологически в том самом 2012-м, а эстетика лишь настигает, навёрстывает "упущенное". Вглядитесь в этот кадр: сколько тут цвето-творческого смакования "совкового убожества", как тонко (и нереалистично, но это уж чёрт с ними) подчёркивается стильным головным убором, как ранее и дворянской мебелью в комнате Дылды альтернативность происходящего! Параллельные мирЫ...
***
И это значит, что самое время обнаружить в освобождённом неимоверной ценой городе Ленина, городе-герое - побольше похабщины, и чтоб обязательно с выходом к лесбиянкам. Иначе и смотреть не будут в Голливуде - диссидентство являет себя в разных ипостасях, тут вот в такой, алексиевичской. Ведь если нет ещё Галича (Розенбаума, в конце концов), нет Ахматовой, тогда писавшей как раз заздравные стихи, посвящённые великому Сталину, то должна быть хоть какая-то альтернатива этому безжалостно восстанавливающему свои силы советскому обществу, внутренняя альтернатива, подпольная! Ну, нельзя туда подрисовать стиляг а ля любимый танцор Ельцина Ярмольник - не придумались они ещё в США, - так надо лесбиянок подрисовать. Чтоб человеческое содержание, чтоб душа и чтоб любовь, а не чтоб коммунизм, всё ярче сияющий впереди у народа-победителя!..
Нет, ну какой там коммунизм? - осадят меня тут и некоторые левые товарищи, - не до того было, традиционализм, формы гимназисток, раздельное обучение мальчиков и девочек в младшей и средней школе, и прочая "аварийная" патриархальность, а с 1943-го ещё и возвращение РПЦ в храмы. (Так правильно - сперва базис ремонтировали, а потом инадстройку рванули аж в космос. На период ремонта - да, наблюдался аварийный, временный регресс, в чём-то сравнимый с нэпом.)
Коммунизм, конечно же, на тощих телах ленинградцев просматривался плохо - однако всё же светил, светил! Без него впереди так не работала бы истощённая великой войной страна. И необходимые работы по восстановлению инфраструктуры для дальнейшего роста общества, его материальных и, главное, интеллектуальных потребностей - велись под командованием товарища Сталина, хорошо велись, ударно. И вскоре стройки коммунизма начались - продолжение электрификации на новом уровне, в новых масштабах, с новыми республиками (Тувой)... Но ничего этого нет и быть не может в той альтернативной истории СССР, которую планомерно финансирует нашими, всенародными деньгами Мединский - тут остаётся только яркий лесби-секс в зелёной краске и беспроглядная серость окружения зомби, строящих коммунизм вместо того чтобы поделиться на буржуев и пролетариев пораньше 1991-го года (да-да, цветовой приём этот взят из "Стиляг" продюсера Ярмольника - с Ельциным он плясал уже этот танец в 1996-м).
Испугавшийся было "встающей с колен" после ряда удачных фильмов о войне (вроде "На безымянной высоте") Запад получит аналог "Утомлённых солнцем" - наши старые киноволки в Доме кино знают, за что их гладят по холке. Это когда вы, "совки", сильные были - мы вам давали "Оскара" за ваше исторически безупречное и жизнерадостное кино, за "Москву" и "Войну и мир", - а вот как вы отказались от коммунистического пути, попятились, так извольте и на экране себя являть покаянием! Поделились на буржуев и пролетариев - так и похабьте Историю-матушку, как учил вас оскароносный Мигалков. Вам же чётко указали - битая чекистами в "воронке" сизая рожа красного военачальника, дачный сексик почти по-французски, кровавая ванна изячного "палача", вам же всё это нашептал потом интимно-закадрово (на всё те же государственные ельцинские ассигнования снимавший "Сибирского цирюльника") Никита Сергеевич. Так "Дылда" и снята, в тех же традициях - отчего бы не выдвинуться?
Позор... Позор, прежде всего, Меньшову - был условный авторитет, последний кино-заступник у нас, сталинцев, у нас, у "совков", у коммунистов. Теперь нет. Пора не ждать созвучий-милостей от элиты, а своё искусство двигать в массы.
Передаю слово менее политизированному товарищу Малосолову (вторая ссылка), потому что тему не закрываю.
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР
Материалы по теме:
У войны оказалась не женская ориентация
Изучая чудовищные ошибки Даниила Гранина в его последнем романе...
|
|