Наследие марксизма-ленинизма представляет собой сложное переплетение науки и практики. Так что отделение одного от другого дело весьма непростое, но необходимое. Движение общества складывается из суммарных усилий многих людей. Это живой процесс. И право на ошибку есть у каждого. Но, когда речь идет о социальном творчестве, за просчеты очень дорого приходиться платить. В частности, без них не обошлось и при сознательном воплощение идей, связанных с открытием Марксом и Энгельсом закона общественного развития.
Метод диалектического материализма, примененный к истории, позволил выделить главную движущую силу развития общества: конфликт новых производительных сил со старым способом производства. И несмотря на то, что сейчас классовый подход многие критикуют, вывод этот до сих пор незыблемым и пока никто его не опроверг и не доказал обратное.
На основании этой теории было определено, что главное противоречие капитализма возникает между общественным характером производства и частным способом присвоения прибавочного продукта, и оно делает неизбежным приход новой формации: социализма, а потом и коммунизма. Это главное.
При этом Маркс и Энгельс даже не предпринимали попыток дать развернутую характеристику коммунистического строя, ведь тогда их теория потеряла бы свой научный характер, а превратилась в утопию. Они лишь сформулировали первоочередную задачу для революционного рабочего класса, которая сводилась к ликвидации частной собственности на средства производства.
Ленин, как практик, также, проецируя теоретические постулаты на плоскость жизни, будущее рассматривал исключительно через призму актуальных на тот момент задач. Только так и надо понимать его формулу: коммунизм это советская власть плюс электрификация всей страны (полная цитата: "Социализм - это Советская власть плюс электрификация всей страны плюс немецкая система железных дорог плюс американская система трестов плюс американская система народного образования" - прим.ред.).
Советский Союз, вставший на путь сознательного построения коммунизма, с успехом решал технические задачи модернизации промышленного производства. Но с ростом производства товаров народного потребления на душу населения на первый план вышла другая задача, а именно, воспитания человека. Стало очевидно, особенно после создания ядерного оружия, что наряду с научно-техническим прогрессом необходимо и гуманитарное продвижение.
Цель всей социальной системы сводилась к тому, чтобы научить человека управлять собственным сознанием. В противном случае оно становится объектом манипулирования и эксплуатации. В результате в Советском Союзе возросла значимость социальных сфер: культуры, искусства, образования, медицины и т.д.. Но несмотря на огромные достижения в этих областях, появление новых производительных сил, старые отношения до конца не были вытеснены из промышленности. Предприятия в своей деятельности по-прежнему ориентировалась на получение прибыли. Значит вывод о построении социализма в СССР был преждевременным.
В течение двадцатого столетия кардинальные перемены произошли во всех государствах, наиболее передовые из них продвинулись на следующую постиндустриальную стадию развития, которая характеризуется значительными изменениями в структуре капитала. Промышленный капитал не только утратил свои позиции, но и стал более демократичным. Все крупные предприятия стали акционерными обществами. Грань между собственниками и наемными рабочими перестала быть такой резкой, как раньше. Трудящиеся стали получать доходы не только от своего труда, но и от вложений в ценные бумаги: акции. Это, как правило, распространяется и на руководителей предприятий, высших менеджеров, которые тоже являются наемными работниками. Промышленные рабочие добились широких прав за счет организации профсоюзов и такого весьма действенного способа борьбы, как забастовка.
Кроме того, прибыль утратила свое былое значение. Если раньше она играла главную роль в расширенном производстве, то сейчас - банковские кредиты. В структуре капитала доля интеллекта значительно увеличилась, поскольку производительная сила знаний человека на несколько порядков выше его физических возможностей.
В настоящее время социальная сфера представляет собой полноценную индустрию, отрасль по производству и обслуживанию трудовых ресурсов. В нее входят учреждения образования, здравоохранения, производство книг, кинофильмов, СМИ и т.д. А занятых в этой сфере деятельности людей также можно разделить по классовому принципу, но грань между ними неявная.
Трудовая интеллигенция, которой раньше отводилось место социальной прослойки, стала весомой частью рабочего класса. Реально к нему можно отнести представителей всех сфер производства, в том числе и услуг, на основание главного признака: труд для них служит способом существования.
Но в обществах, где власть принадлежит капиталу, производство человека в значительной степени сопровождается эксплуатацией сознания. В постиндустриальную эпоху противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения приобрело новое звучание. По своей природе производство интеллектуальных продуктов, то есть информации в разного рода упаковке, является общественным, а потому частное ее присвоение противоречит интересам всего общества.
Всевозможные ограничения, устанавливаемые при помощи денег и власти, на владение и пользование информацией, присущие отношениям капиталистического способа, вступают в противоречие с социальными производительными силами. Это противоречие лежит в основе конфликта всех современных обществ. Экономика, основанная на безжалостной эксплуатации природных ресурсов и человека, ведет человечество в тупик. Необходим переход к экономике социализма, то есть к бесприбыльному производству с целью более полного удовлетворения потребностей человека и в основном за счет развития сознания.
Должна произойти смена власти, которая зависит от подготовленности и сознательности передового отряда рабочего класса пролетариата. В постиндустриальном обществе это место принадлежит интеллектуальной элите. Крайняя степень «загнивания» олигархического капитализма характеризуется приходом к власти верхушки бюрократии. Сделав своей собственностью «печатный станок», она превратила производство денег в самый прибыльный бизнес. При том, что этой социальной группе в наибольшей степени присущ паразитизм. Произведенный ею продукт лишен самостоятельного содержания.
Деньги симулякр, пустая форма. И бюрократия, которая не способна вырабатывать смыслы и не имеет никакой идеологии, подчиняет их единственной цели самой власти. Господство бюрократии, функция которой оказывать услуги населению в части организации и управления общественной жизни, оборачивается навязыванием этих услуг.
Мастерски владея демагогией, она держит в подчинении промышленный и интеллектуальный капитал с помощью различных угроз. Таким образом административный аппарат, выполняющий репрессивные функции, разрастается, государство становиться полицейским, а общество, питающее паразитов, - больным.
Позиции бюрократии в мире сильны. В частности, мировой политикой заправляет бюрократия США. В объединенной Европе у нее тоже очень много шансов прийти к власти. Пока же ей не удается утвердить свою гегемонию, европейское население имеет самый высокий уровень развития интеллекта. Не случайно она стала родиной коммунистической теории.
Расцвету науки предшествовали религиозные знания. И сама постановка задачи совершенствования личности, качественного развития духовного и интеллектуального потенциала человека стала возможна благодаря почве, подготовленной христианской религией. А например в Китае, корни коммунизма другие. Там основу мировоззрения формирует конфуцианская философия и потому, соблюдая приоритет государства над личностью власть отдана партийной бюрократии. В мусульманских странах бюрократия религиозная. Ислам ставит глобальную задачу создания единого исламского государства, и он с большим недоверием относится к человеку.
Вставшие на путь коммунистического развития страны Азии, Африки, Латинской Америки пока лишь объявили о своей оппозиции по отношению к капитализму, но не сформулировали четко свои программы и текущие задачи. Например, коммунизм сегодня это власть коалиции трудящихся плюс компьютеризация всей страны. В развитых странах для социалистической революции нет необходимости в экспроприации частной собственности на средства производства, достаточно установить общественный контроль за производством печатного станка. Права на владения им у бюрократии нет, поэтому революция может произойти по «бархатному» сценарию. Но он может принять опасный оборот, если эксплуатировать национальные чувства или идею отмирании государства.
Пока лишь стоит задача неуклонного совершенствования государственного устройства и управления с точки зрения обеспечения его формам, широчайших возможностей для развития человека, использования индивидуальных творческих способностей для модернизации экономики и социальной жизни общества.
В России сложилась уникальная ситуация. В результате переворота в нашей стране к власти пришел не класс капиталистов с определенными либеральными ценностями, а бюрократия. Наше государство очутилось сразу на загнивающей стадии капитализма: минимум созидательной трудовой деятельности и максимум имитации, на одного производителя приходится с десяток распределителей. При этом в конкурентной борьбе с бюрократиями других государств российская проигрывает, потому что если другие еще и обращаются в каким-то ценностям, то у нашей с этим делом полный вакуум.
В то же время по своему составу рабочий класс России близок к постиндустриальным обществам. У нас отряд производителей информации, сформированный в советское время, является самым массовым, и к тому же наиболее обездоленным. Одновременно класс капиталистов-промышленников не сложился. Капиталистическую погоду делают одинокие олигархи. Общественный конфликт, где на одном полюсе находится бюрократия, жадная до власти, но идеологически слабая, делающая неконкурентоспособным само государство, а на другом рабочий класс: промышленные рабочие, крестьянство, интеллигенция, а также бизнесмены и предприниматели, носит очень острую форму.
Из этого следует, что в России есть все предпосылки для социалистической революции.
|
|