Кто владеет информацией,
владеет миром

Пять болезней российского образования, которые игнорирует руководство страны

Опубликовано 31.08.2016 автором Александр Бузгалин в разделе комментариев 15

образование 1 сентября бузгалин
Пять болезней российского образования, которые игнорирует руководство страны

Накануне 1 сентября – праздника всех, кто учится и учит – традиционно возрастает интерес к проблемам образования. В этом году внимание к этим вопросам обострено тем, что произошла смена министра образования, а Правительство страны специально обсуждало вопросы образования. И то, и другое является позитивным знаком.

Однако большая часть постановок руководителей страны отличается либо чрезмерной абстрактностью, либо обращением к частным проблемам. Правильно говорится о важности насыщения школ лабораторным оборудованием, о развитии среднего профессионального образования и повышении рейтинга российских ВУЗов, о значении учителя как ключевой фигуры в системе образования и т. д. и т. п. Но главные – глубочайшие и застарелые – болезни всей отечественной системы образования затрагиваются мало или не затрагиваются вообще.

Между тем проблемы российского образования общеизвестны. Образовательное сообщество уже не первый год твердит о том, что образование поражено вирусами коммерциализации, бюрократизации и менеджеризации, катастрофически недофинансировано, находится под угрозой роста клерикализма.

Коммерциализация образования привела к превращению этой основной сферы формирования человека и гражданина в услугу, подчиненную конъюнктуре рынка, «невидимая рука» которого в России уже давно указывает не в ту сторону.

Бюрократизация превратила образование из сферы сотворчества в пространство административного диктата чиновника, заставляя учителей и профессоров большую часть времени тратит не на обучение и воспитание молодого поколения, а на заполнение бумаг.

Менеджеризация образования сделала преподавателя марионеткой профессиональных управляющих, создав в школах и университетах пирамиду авторитарной власти директоров, ректоров и их слуг.

Недофинансирование образования является вопиющим и это касается не только государства, но и бизнеса.

Наконец, массовой болезнью системы образования грозит стать клерикализация педагогического процесса.

Все эти проблемы российского образования возникли не сегодня. Они глубоки и фундаментальны. Они порождены сутью социально-экономической системы современной России – олигархически-бюрократическим капитализмом полупериферийного типа – и они усугубляют противоречия этой системы. Не секрет, что в современном мире образование – это главное средство инновационного развития экономики (именно в образовании «производится» его главный «ресурс» – трудовой и креативный потенциал работника). Но не только экономически важна эта сфера. Образование – это фундаментальная общественная ценность, ибо именно здесь формируются личностные качества человека и закладывается фундамент прогресса страны в целом: обществом, в котором не ценят учителей, правят уголовники и хамы.

Образовательное сообщество, в отличие от руководителей страны, много раз и публично говорило об этих других (и многих других, более частных) проблемах образования в нашей стране. При этом мы не только критикуем. Мы предлагаем конструктивные альтернативы.

Их суть проста: нужны системные социально-экономические и политические реформы. В частности, необходимо:

  • повышение расходов на образование до уровня, необходимого для обеспечения модернизации страны (не менее 7% ВВП) за счет государственных и бизнес-источников; обеспечение на этой основе работникам образования и других сфер общественного сектора качества жизни не ниже среднего по стране;

  • приоритетное развитие образования и других сфер, создающих базис для прогресса человеческих качеств и развития высокотехнологичного производства при помощи, в частности, стратегического планирования и селективного регулирования экономики, создающих стимулы для инвестиций в эти сферы для государственных и частных предприятий;

  • радикальное сокращение бюрократических функций министерства образования; содействие развитию полномочных общественных организаций, представляющих интересы образовательного сообщества; развитие самоуправления в образовательных организациях и других организациях общественного сектора; принятие решений по реформированию сферы образование исключительно на основе широких демократических обсуждений и при участии образовательной общественности;

  • последовательное соблюдение принципа светскости образования.

В наиболее концентрированном виде они изложены в проекте закона о народном образовании, подготовленном под руководством Олега Смолина рядом депутатов Государственной Думы предыдущего созыва.

Дело за «малым» - практической реализацией тих инициатив. А для этого важно не просто ждать милостей от новой Думы и нового правительства, но активно воздействовать, используя все легитимные каналы, на настоящих и будущих государственных руководителей с целью воплощения наших альтернатив в жизнь.



Рейтинг:   4.88,  Голосов: 33
Поделиться
Всего комментариев к статье: 15
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Док написал 01.09.2016 10:18
Разгром и дебилизация образования бюрократами и менеджерами -несомненен!
не
игнорирует написал 01.09.2016 08:00
а специально насаждает . Вливаемся в мировую буржуйскую жисть..
Все так, но...
biobachter написал 31.08.2016 23:25
Но Вы, вероятно, помните, что Указ №1 Ельцина был об образовании. Обещалось поднять образование (и учитьеля) на небывалую высоту. Это понятно - ведь именно советская школа воспитала яковлевых, шеварнадз, горбачевых, ельциных... Скажете, что и Гестело, Космодемьянскую, выдающихся инженеров и конструкторов. Но что стало в итоге с СССР. И а этом нет ответственности советской школы...
Слабостью послевоенной (послесталинской) "советской школы" был конформизм, непрофессионализм основной массы учителей и бацила карьеризма наиболее ушлых из них. И не учительство в этом виновато. Моя первая учительница с гордостью носила на груди Орден Ленина, а когда я поступал в ВУЗ, то конкурс в педагогические институты в университетских городах был ниже одного человека на место! И это было следствием политики государства в образовании.
Восстановить престиж профессии учителя до уровня конца XIX века - первой половины XX века - вот в чем задача коммуниста-ленинца.
А Вы, умный человек, о "проекте закона о народном образовании, подготовленном под руководством Олега Смолина рядом депутатов Государственной Думы предыдущего созыва".
Обязательно дофинансируют
Андреев+ написал 31.08.2016 17:55
"Недофинансирование образования является вопиющим".
/
Зато зарплату профессора повысили до 80 тысяч рублей. А говорят, они бедные. Правда, того самого профессора перевели на 0.4 или 0.3 ставки.
Образование и просвещение: чей образ и каким светом?
Евгений11 написал 31.08.2016 14:24
> массовой болезнью системы образования грозит стать воцерковление (если по-русски) педагогического процесса.
.
А в чем, собственно, беда? Образование подразумевает напечатление в воспитуемом нравственности высшей категории - образа Иисуса Христа.
Если человек сетует на безнравственность общества, и в то же время отрицает необходимость Образования с большой буквы, то он просто еще не понял, чего хочет. Прежде чем писать аналитику, ему наверное, нужно в себе самом разобраться.
Re:
!TOQBO-G-TOT!!!! написал 31.08.2016 13:49
"Дело за «малым» - практической реализацией тих инициатив. А для этого важно не просто ждать милостей от новой Думы и нового правительства, но активно воздействовать, используя все легитимные каналы, на настоящих и будущих государственных руководителей с целью воплощения наших альтернатив в жизнь."
-Пока страна не вернется на рельсы социализма - толку не будет! И не только таки в образовании...
(без названия)
ее написал 31.08.2016 12:25
с автором можно согласится на 25%. Главное нет идеи созидательного общества! современное общество потребителей- хомячков ложно согласно лорду Дарвину сдохнуть. буржуи, их ублюдки и прихлебатели на современном этапе- обычные паразиты, их надо возлюбить вселенской любовью. буржуям не нужна грамотная обслуга- опасно жожет на вилы поднять паразитов, им нужно тупое, оболваненное быдло, как сейчас в рашке на 88-93%населения хомячков!
есть одна проблема
свобода слова5забанен написал 31.08.2016 11:12
У современной системы образования есть одна проблема, которую автор никогда не назовет - ее ненужность.
Молодые люди идут в учебные заведения после школы, потому что в стране безработица, а за учебу теперь платят большие пособия (стипендии), сопоставимые с теми грошами, которые можно заработать трудясь. Но они понимают, что после окончания учебы они по специальности на работу не устроятся.
(без названия)
фантомас написал 31.08.2016 10:54
Это не болезни образования, это болезни государства.
РЕФОРМЫ В ШКОЛЕ
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ написал 31.08.2016 08:55
1.выборность директора тайным голосованием на 1 год в сентябре
2.увольнение ненавистных 30 % голосов("остракизм") в июне
3.без оценок до 4 класса
4.только 11 классов
5.не задавать уроков на дом.после школы-спортсекция или гулять.потом-самообразование.
6.личные шкафчики для детей (как в сша)
7.обеды готовить в школе.бесплатны для учеников.
8.льняная школьная форма
9.запрет на коммерческую деятельность в школе и компьютеры
10.документация-в любом виде(электронном или письменно)
11.постоянный контракт для учителя.увольнение-только с согласия педколлектива.
надежды юношей питают
еклмниоклжпчшц написал 31.08.2016 08:26
"но активно воздействовать, используя все легитимные каналы, на настоящих и будущих государственных руководителей с целью воплощения наших альтернатив в жизнь."И это все в "обществе, в котором не ценят учителей, правят уголовники и хамы."
re: болезней российского образования, которые игнорирует руководство страны
национал- социалист написал 31.08.2016 04:27
нет, сионистская клика "руководство страны" само НАМЕРЕННО создает перечисленные проблемы. Не игнорирует, не создает случайно, именно ПРОБЛЕМЫ СОЗДАЮТСЯ НАМЕРЕННО С ПРЕСТУПНЫМ УМЫСЛОМ, они же рассуждают "чем тупее народ тем проще его дурачить", на эту тему проболтались жидовский паразит эйдельштейн "жириновский" и шабесгой греф.
(без названия)
karlson написал 31.08.2016 04:25
этот пассаж:
>В частности, необходимо:
>
>Создадут экономические и общественные стимул
на каком языке написан?
Re. Невольно завоюешь.
Саня написал 31.08.2016 01:21
Гражданин... вы OЧЕНЬ глупo выглядите сo свoими гимнами! Пoтoму чтo Бузгалину не надo oбъяснять ничегo пo Украине. Ради интереса пoслушайте архив радиo "Гoвoрит Мoсква", раздел Экoнoмика",
(без названия)
деградация написал 31.08.2016 00:56
Недофинансирование образования является вопиющим ....
*************
А Украина на образование тратит столько же как и на ВПК и армию . Невольно завоюешь. Бедная страна тратит на образование недопустимые деньги как на российский вкус. При этом производит собственные самолеты , гакеты, оружие, самодостаточная в производстве продовольствия, отказалась от российского газа. А еще населена людьми, не создающими себе кумиров из начальства . К тому же единстверная страна , плевать хотевшая на Москву с ее пугалками.
Невольно начнешь воевать. Иначе, при успехе Украины, она становится опасней атомной войны для недоразвитой России.
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss