При очень сложных моих отношениях с христианством, необходимо признать, что все представления о доброте, справедливости, в т.ч. исторической, и милосердии в культурах европейского типа имеют своим происхождением христианство, а также транслируемые христианством учения иудейских пророков.
Разумеется, необходимо отличать христианские ценности, как они формировались на основе опыта первых христиан, и "консервативные ценностии" ("крепкая" семья, нацеленная исключительно на репродуктивную функцию; приниженность женщин, патриотизм, рыцарство, аристократизм, верность монархии, согласие с сословной структурой общества, гомофобия, ксенофобия), поддерживаемые всеми официальными христианскими церквями.
Более того, представления о единых неотъемлемых правах, о правах наёмных работников и достоинстве бедняков, о суверенитете народа и об аморальности рабовладения в отношении крещенных – это наследие идеологической полемики католической контрреформации с протестантами, уничтожавшими цеховую солидарность, контролировавшими значительную часть работорговли (кроме католиков-португальцев, массово завозивших рабов с юга Африки в Бразилию) и создавшими тоталитарный принцип обязательного принятия подданными религии князя (сюзерена).
Античность с её культом имморального эстетизма, честной соревновательности, и как сказали бы сейчас, «социал-дарвинизма», ничего подобного в культуры не несла. «Стоицизм» же был только школой личного нравственного выживания в условиях тотальной жестокости, произвола и коррупции. Скандинаво-готические же представления о свободе, демократии (участии в политике и правосудии) и достоинстве личности были сугубо сословными, фактически, кастовыми.
Однако в современный вид эти представления о «иудео-христианские» представления о правах и свободах, о гуманизме и демократии были приведены только в результате «обработки» философами-просветителями 17-19 веков, поголовно протомасонами и масонами.
В ашкеназскую (европейско-еврейскую) культуру эти представления перешли от них же - в период «Гаскалы» («Просвещения») последней четверти 18-19 веков.
Более того, этические представления «розового христианства» русской литературы и живописи были взяты именно из западной (масонской и исходно католической) гуманистической традиции, а затем, после 1861 года, переработаны в народническом (т.е. антигосударственном и антиаристократическом) духе.
Интеллектуальный диалог «западнической» интеллигенции и православных теологов начался только в 90-е годы 19 века, поэтому никакого участия в формировании знаменитой русской «святой литературы» православная традиция не принимала. Точно так же, как не влиял хасидизм на светскую еврейскую литературу и философию середины 19 – первой четверти 20 веков.
Я надеюсь, что обидел всех, до кого дотянулся.
От редакции: Автор почему-то "забыл" обидеть мусульман, хотя влияние ислама на европейские ценности было также весьма значительно. Хотя бы в силу того, что Османская империя еще совсем недавно чисто территорияально была куда более европейским государством, чем нынешняя Турецкая республика. И влияние Халифата на культуру юго-восточной Европы тоже не следовало бы недооценивать.
В частности, Османская империя была первым в европейской истории социальным государством - при полном отсутствии понимания так называемых "либеральных ценностей". То есть понятие справедливости было, но оно строилось не на институциональных основах, а сугубо на личностных.
Аналогично Россия, абсорбировавшая внутрь себя мусульманские общества и даже целые государства (Казанское и Астраханское ханства, Сибирь, Крым и др.) не могла не оказаться под воздействием этих культур. В меньшей степени, но также это касается и Украины, и Польско-Литовского государства. Возможно отсюда явная и непонятная на западе девиация между понятиями "правосудие" и "справедливость". Закон и понятия. Шариат и адаты. Договоры, заключенные еще средневековыми королями, иногда до сих пор действуют в западных демократиях, а в Российской империи между царем и вассальным ханом заключался личный договор, и когда умирал один и другой, наследники подписывали договор (шерть) наново.
Россия объявила себя Третьим Римом, но ни у нее, ни у стран славянской Европы, не было античности - даже если на их территории и остались античные развалины, то это была не их античность. Культуру позднего Рима воспринимали сразу в христианском и варваризированном варианте. Это были основы, что не могло не сказаться на усвоении позднейших наслоений.
И, кстати, поэтому, возможно, социализм каким мы его помним, укоренился именно в Восточной Европе, а совсем не по Марксу в более развитых западных странах. Сильная социальная составляющая без либеральной "подкладки". Примат справедливости над правом.
|
|