Кто владеет информацией,
владеет миром

Антисоветизм убивает

Опубликовано 09.07.2014 автором Антон Арзамов в разделе комментариев 51

Антисоветизм убивает

Почти год назад мы отмечали печальный юбилей: двадцатилетие расстрела «Белого Дома». Многие еще помнят, как в центре Москвы стояли танки и обстреливали боевыми снарядами здание Верховного Совета. Методично обстреливали, как на полигоне - ведь ничего этим танкам не угрожало: у защитников Верховного Совета не было противотанковых средств. Белый Дом к тому времени был уже отключен от всех коммуникаций, поэтому противопожарная система не работала, и черный дым от горящего здания был виден во всей Москве.

Сколько людей погибло тогда - сейчас уже не установить. «Официальное» число погибших тогда составляет 124 человек, но реальное, скорее всего, много больше. Помимо танков в операции принимали участия БТР и БМП внутренних войск, не говоря уж о снайперах. Если учесть огромную скученность защитников Белого Дома, а равным образом то, что среди них было очень мало людей, представляющих себе, как следует вести в подобных условиях, то можно понять, что при стрельбе на поражение число погибших будет немалым.

Но есть вещи, которые поражают еще больше, чем танковая война в центре Москвы. В то время, когда около Белого Дома гибли люди, в нескольких сотнях метров от него шла совершенно иная жизнь. Ездили машины, ходили автобусы, спешили по своим делам пешеходы. Им не было никакого дела до того, что творится совсем недалеко. Надо было «делать бизнес», ковать железо, пока горячо, стараться отхватить кусок покрупнее - пока есть такая возможность. Где-то вчерашние гопники становились миллионерами, а младшие научные сотрудники начинали рулить многомиллиардными компаниями. В этой вечной гонке за успехом какие-то стреляющие танки занимали ничтожное место - ведь перестрелки в «новорусской» «бизнес-среде» 1990-х не были чем-то экзотическим.

Впрочем, некоторые из граждан, напротив, старались подойти поближе, вплоть до проникновения за оцепление, чтобы посмотреть на творившееся «шоу». В самом деле, где еще можно увидеть столь занятную картину - оживший фильм «про войну». Такое представление, и бесплатно!



* * *



Всего за два года с небольшим до «Черного октября» 1993 года, на том же месте, произошли совершенно иные события. В августе 1991 года некий «Государственный комитет по чрезвычайному положению» отстранил от власти президента СССР Горбачева («по причине болезни»). Это событие вошло в историю под странным названием: «августовский путч». Странным потому, что данное событие если на что и было похоже, так только не на путч. Несмотря на то, что в состав пресловутого ГКЧП вошли все силовые министры СССР, происходящее имело самое отдаленное отношение к тому, что обыкновенно вкладывается в понятие «военный» или «вооруженный переворот». С одной стороны были, конечно, грозные заявления (хоть и с трясущимися руками), маршалы и генералы - а с другой, удивительная беззубость новоявленной «хунты». С самого начала «демократические» силы только и делали, что «набирали» очки, а «путчисты» даже не потрудились их арестовать.

Вершиной абсурда стала пресловутая «оборона Белого Дома». Тут история опровергла известную истину: В отличие от будущей трагедии, тут все представляло чистый фарс. «Баррикады», сооруженные «защитниками демократии», были настолько карикатурны, что достаточно было милицейского приказа, чтобы их разрушить. «Защитники» имели незначительное количество стрелкового оружия. И те немногие, кто тогда разбирался в ситуации, понимали, что никакой военной силы они из себя не представляют. Но никакого штурма не было. «Страшные заговорщики» испугались безоружных людей. А дальше - все пошло по накатанной: испуганные «путчисты», возвращение Горбачева, триумф Ельцина, миллионные митинги, «Рок на баррикадах»... Разрушение памятника Дзержинскому, арест участников «путча» («демократы», в отличие от «путчистов», тут не церемонились), запрет КПСС... Распад советского союза, начало приватизации, массовое падение граждан к нищету...

Все это дает огромный соблазн считать произошедшее чисто политическим спектаклем, особенно на фоне событий октября 1993 года. Тогда «новая власть» прекрасно показала, как надо действовать в условиях угрозе своему существованию (замечу, в 1993 году речь шла не о угрозе социальному строю даже или стране, а об угрозе конкретным персонам). Мысль о том, что власть, обладая вполне конкретными инструментами насилия, может отказаться от их применения, тем более когда речь идет о факте ее выживания, тем более что власть не обладает достаточной легитимностью (как ГКЧП) - кажется невероятной. Тем более, что во власти находились отнюдь не «травоядные» интеллигенты, а представители армии, МВД и КГБ.

Но странным «август 1991» выглядит только из 1993 года, равным образом как в 2003 или 2013. Но в 1991 году никто никакой странности не видел. Граждане, собравшиеся на защиту «Белого Дома», вовсе не считали, что власти неизбежно начнут по ним стрелять из танковых пушек. Ну, или хотя бы использовать снайперов. Тогда это казалось невозможной дикостью - даже от «путчистов».

Несколько раз живая цепь людей останавливала колонны бронетехники - и это при том, что танкам или БТР достаточно было просто продолжать движение - что допускалось всеми уставами. Но советские солдаты не понимали: как это можно давить советских граждан, не говоря уж о том, как это можно в них стрелять. Да, «августовский путч» был самым странным путчем в истории, при котором ни одна сторона не думала о применении массового насилия. Максимум, чего ожидали, - это арестов, задержаний, в крайнем случае, разгона омоновскими дубинками (кстати, бывшими недавним «нововведением» в связи с «демократизацией СССР») - но не стрельбы и массовых убийств. Тем троим «жертвам путча», которые умудрились погибнуть при «защите Белого Дома», пришлось немало постараться, чтобы добиться этого.

Но не только октябрьские события 1993 года являют собой столь удивительный контраст с советскими временами. Можно вспомнить о знаменитом и нашумевшем разгоне митинга в Тбилиси 9 апреля 1989 года, на котором против митингующих были использованы военнослужащие, вооруженные аж саперными лопатками (!). Тогда это вызвало шквал возмущений по всей стране, в газетах требовали осудить виновных и не допустить более повторения столь вопиющего случая насилия. Как пишет С.Г. Кара-Мурза: «...На трибуне прочно утвердились академики - и сразу стали удивлять. На I съезде депутатов СССР один из них в связи с событиями в Тбилиси надрывно призывал, чтобы никогда в будущем лопата сапера не была занесена над головою интеллигента...». И как удивительный контраст выглядело то, что произошло, когда «интеллигенты» все же освободились от страха перед занесенной над головой «лопатой сапера». Спустя всего два года уже в освободившейся от коммунистов Грузии в стране разразилась полноценная война между грузинами и осетинами. Война шла с применением не только стрелкового оружия, но и тяжелой бронетехники и артиллерии. В результате чего переход к национальной резне было остановлено лишь вмешательством России и вводом российских миротворцев.

Фраза об «интеллигенте», над которым была занесена пресловутая «лопата», не является чисто риторической фигурой: гражданская война в Грузии началась после прихода к власти потомственного грузинского интеллигента и борца с коммунизмом Звиада Гамсахурдиа. Впрочем, одной Южной Осетией этот потомственный интеллигент не ограничился: он умудрился развязать гражданскую войну уже в самой Грузии. И если бы не его смерть в конце 1993 года, то кто бы знает, что еще смог сделать этот доктор филологических наук...

В общем, можно приводить этот список дальше. Просто поразительно, как резко изменялось отношение к человеческой жизни после той границы, когда от советского общества переходили к обществу антисоветскому. Карабах, Приднестровье, Таджикистан... Несмотря на то, что везде постоянно подчеркивался мирный характер перехода от социализма к капитализму, особенно мирным он не был. Правда, советская власть, действительно, крайне настороженно относилась к применению насилия (подобно пресловутым «путчистам»), зато «противоположная сторона», напротив, полностью «слетала с катушек». «Угнетаемые» и «преследуемые» «совком» борцы за демократию - правда, во многих случаях эта «демократия» оказывалась с «национальным уклоном» - придя к власти, не останавливались ни перед чем: ни перед уничтожением по национальному признаку, ни перед обстрелом городов из систем залпового огня.

Практически в мгновение ока слетали казавшиеся еще недавно незыблемыми нормы. Еще вчера сосед с соседом здоровались и в гости друг к другу ходили, а теперь начинают резать друг друга по национальному признаку. Интересно, что число межнациональных браков росло вплоть до 1990 года, то есть, до этого времени национальная идентичность казалась если не вторичной, то вполне совместимой с иными критериями жизни. А после стала определяющей, до такой степени, что лица иной национальности, пусть и десятилетиями живущие рядом, стали врагами.

Дело, кстати, не ограничилось только национальной сегрегацией. Еще более значимой стала сегрегация по социальному признаку. Как раз к последнему случаю можно отнести и октябрь 1993 года. Именно этим объясняется столь странное отношение большинства москвичей к защитникам Белого Дома. Ведь действительно, со стороны «вписавшихся в рынок» и во много раз большего числа старавшихся «вписаться», эти самые защитники выглядели не менее враждебно, чем какие-нибудь армяне для азербайджанцев. Вместо того, чтобы стараться «делать бизнес», эти странные люди старались устроить какую-то «бучу» в центре столицы, какие-то демонстрации и шествия, захваты со стрельбой и прочую, крайне вредную для бизнеса деятельность. Причем, надо сказать, что пугала не стрельба, как таковая - в период «первоначального накопления капитала» стрельба не была чем-то из ряда вон выходящим. Пугала абсолютная «некоммерческая» направленность всей деятельности сторонников Верховного Совета. Они не собирались «заколачивать бабки». Про высокопоставленных участников этой драмы со стороны Руцкого-Хасбулатова речь не идет - эти то изначально собирались заниматься именно подобным процессом. Но вот простые защитники - те, кого не выпускали из горящего здания по депутатским мандатам, и которые готовы были стоять до последнего - так вот они, для большинства москвичей выглядели «последними из могикан».

Да и не только со стороны москвичей. Огромное число зрителей по всей стране отнеслась к данному событию подобным образом. Причем число даже не олигархов - а просто тех, кто смог добиться хоть сколько-либо достойного положения среди «новой жизни». И все равно, они считали вышедших на сторону Белого Дома если не явными врагами, так некими сумасшедшими чудаками, которые «дурью маются». Сейчас, когда масштаб и значимость трагедии стали понятными, а равным образом, стал очевидно значение ельцинской политики для населения страны, об этом, разумеется, стараются умалчивать - создавая миф о некоей значительной поддержке Верховного Совета со стороны населения. Но в октябре 1993 никакой масштабной поддержки не было и быть не могло! Слишком уж ассоциировался Верховный Совет с ненавистным «совком», слишком велико была инерция ожидания новой, сытой и богатой капиталистической жизни, чтобы так внезапно позволить каким-то там «совкам» прервать этот ожидаемый путь к Раю.



* * *



Отрезвление приходило очень медленно, и даже в 1996 году многие из граждан, месяцами не получавших зарплату, голосовало за Ельцина. Впрочем, разговор тут идет не о том. Речь идет о том, что следует обратить внимание на нехитрую зависимость: переход на антисоветские принципы полностью изменял отношение человека к насилию, не важно, на какой основе оно осуществлялось - национальной или социальной. Дело в том, что в основе антисоветской идеологии (метаидеологии) была заложена установка на изначальное неравенство людей.

Это кажется странным, потому что антисоветизм зародился в обществе, которое достигло максимального равенства в истории, и его идеологи и носители не были выходцами из некоей аристократии, но происходили из самого что ни на есть народа (даже представители номенклатуры были, в большинстве, «начальством в первом поколении»). Поэтому ожидать, что советские люди воспримут идеологию, разительно отличающуюся от того, что их окружает, кажется странным. Но странность имеется лишь на первый взгляд. Мир диалектичен, и очень часто то, что составляет наибольшую силу, как раз и способствует наибольшей слабости.

Как раз малая раздельность советского общества и привела к росту идеи неравенства. Если бы в нем существовала аристократия, сквозь зубы разговаривавшая с «быдлом» и презрительно бросающая нищим объедки со своего стола, если бы ездили в тонированных машинах толстомордые потомки олигархов, проедающие за один обед годовую зарплату учителя, если бы висели таблички «только для белых» и «собакам и нижним чинам вход воспрещен», а детей евреев травили бы целым классов, потому что «жиды» - то вряд ли это способствовало мысли о том, что неравенство есть благо. Унижение и со стороны унижаемых, и со стороны посторонних наблюдателей - омерзительно. Но в СССР не было унижения, и даже немногочисленное начальство не особенно выделялось среди остального населения (ну, были члены Политбюро, ради которых перекрывали улицы - но сколько их было, этих членов!).

Поэтому мерзость общественного разделения совершенно не осознавалась советскими людьми. А вот неравенство людей в возможностях - прекрасно осознавалась. Что поделаешь - люди разные, и по своим возможностям (один может петь тенором, а другой - нет), и по месту в обществе (один работает академиком, другой - ассенизатором). Отсюда один шаг до идеи о неравноценности человека. Вполне естественный шаг, на самом деле - ведь если один делает больше, а другой меньше, то почему он должен иметь одинаковое значение? Таким образом создавалась удобренная почва для формирования разного рода идей, основанных на неравенстве. От национальных - во многих республиках «инородцы» от русских до армян по понятным причинам оказывались горожанами, а «коренные жители» - селянами, отсюда противопоставление «естественных» селян, «которые вкалывают» - и действительно, сельский труд более тяжелый) урбанизированным «паразитам», которые землю не пашут (овец не пасут), а живут лучше. До социальных во всей своей красе: «почему сосед-алкоголик живет в такой же квартире, как и я, хотя он только лопает, а я работаю!», «почему инженер, сделавший море открытий, должен получать меньше, чем водитель автобуса?», «почему эти паразиты из НИИ, что только чаи гоняют должны иметь зарплату выше, чем честный труженик?» и т.д.

И невдомек было, что в сложной системе общественного производства невозможно оценить, кто делает больше, и академика и ассенизатор одинаковы важны для него. А армянин-инженер или русский-врач нужен для того, чтобы жизнь коренных овцеводов не скатилась к средневековому уровню (с продолжительностью в 40 лет). Что поделаешь - понимание системных особенностей не входит в пресловутый «здравый смысл», а на практике все прелести разделенного общества можно узнать только сидя полгода без зарплаты, когда твое начальство проезжает мимо тебя в свежекупленном «Мерседесе». Или еще лучше - когда «коренные» сжигают твой дом и выгоняют тебя из страны, как «оккупанта» (и наплевать, что через год они будут жрать траву и лечиться молитвами и амулетами). Но тогда будет уже поздно.

А пока советское общество обеспечивало мирное и сытое существование, ничто не мешало идеям разделенного общества завоевывать жизнь. Советская власть не давала этим идеям оформиться во что-то «материальное» - вроде «эскадронов смерти», уничтожающих неполноценных. Более того, за попытки пропаганды национальной нетерпимости полагались реальные сроки. Тот же Гамсахурдиа, что впоследствии сказал «...Осетинский народ — мусор, который надо вымести через Рокский тоннель...», «пострадал от советской власти» путем двух лет ссылки в Дагестан (!!!). Но именно то, что эта язва не имела столь явных признаков, не давало людям повода к организации сопротивления ей. Ну, писал человек про величие грузинской (или еще какой-либо) культуры, про ее мировое значение - но пока не было национальных чисток, это все воспринималось только как одно из мнений. Человек имеет право иметь свое мнение по национальному вопросу - не так ли? Правда, во многих странах существует несколько иное понимание, и там высказавших определенным образом по поводу той или иной национальности можно просто оказаться исключенным из общества - но в СССР не нужно было об этом задумываться. Тут за всех «работало» государство...



* * *

А потом это государство рухнуло. И общество оказалось один на один со сформировавшимися антисоветскими концепциями. Оказалось, что внятного противодействия им не существует. Ну, хорошо, можно считать, что все люди - братья, но вот армяне, осетины, евреи, русские - список можно продолжить - не люди, а мерзкие «паразиты, сидящие на шее нации». И возразить этому было тяжело - потому, что сама идея о равенстве людей вызывала огромное сомнение. И начала расползаться огромная язва насилия, вначале еще при формально существующей - но уже никому не нужной и никем не признаваемой советской власти, а затем - уже при новом, «свободном и демократическом» обществе. Там, где он не принимал формы национальной розни, - принимал форму розни социальной. Мы уже забыли про замерзающие города 1990-х годов - замерзающие не по причине каких-нибудь природных или технических катастроф, а исключительно по причине «спора хозяйствующих субъектов». Где-то (в основном, на Кипре и прочих офшорах) ковались состояние новых «эффективных» граждан - а «неэффективные» сидели в шубах около холодных батарей и «наслаждались» «веерными отключениями». От этой эпохи осталось немало поселков этих «неэффективных», брошенных так же, как бросались дома беженцев от очередного «восстановления национальной справедливости» и «исторической правды».

Антисоветизм убивал. Убивал, несмотря на все заявления и публичные увещевания в абсолютном миролюбии, в отказе от «тоталитарной идеологии» и «преданности идеи демократии» (понимаемой как: «Демократия - это власть демократов!»). Метаидеология, зародившаяся в недрах совершенно иного общества, оказалась губительна для жителей бывшего СССР. И в этом плане переход от антисоветской к «банальной» буржуазной, капиталистической идеологии уже есть прогресс. Буржуазное общество хотя бы полагает насилие необходимым только в случае получения прибыли и приводит к ограничению конфликтов, если потери от них значительно превосходят будущие прибыли. Оно давно уже осознало необходимость ограничения «атлантов» в их желании «расправить плечи», готовых разнести в щепки всю планету. Как говорится, «на безрыбье и рак рыба», а там есть надежда на зарождение и распространение новой солидарной идеологии.

Но все равно, надо понимать, что антисоветизм еще очень силен. Несмотря на время, прошедшее с конца СССР, он еще способен брать реванш. В свое время С.Г. Кара-Мурза сказал, что антисоветчик готов «сжечь свой дом, чтобы испечь яичницу» (то есть разрушить огромную систему, чтобы получить маленькую прибыль.) Но, по видимому, он ошибался - никакой «яичницы» антисоветчику не надо, ему надо отделить «агнцев от козлищ», в смысле, «эффективных» от неэффективных, и даже если ради этого придется разрушить свою страну, то это является лишь незначительным препятствием. И тогда мало никому не покажется...

Почти год назад мы отмечали печальный юбилей: двадцатилетие расстрела «Белого Дома». Многие еще помнят, как в центре Москвы стояли танки и обстреливали боевыми снарядами здание Верховного Совета. Методично обстреливали, как на полигоне - ведь ничего этим танкам не угрожало: у защитников Верховного Совета не было противотанковых средств. Белый Дом к тому времени был уже отключен от всех коммуникаций, поэтому противопожарная система не работала, и черный дым от горящего здания был виден во всей Москве.

 

Сколько людей погибло тогда - сейчас уже не установить. «Официальное» число погибших тогда составляет 124 человек, но реальное, скорее всего, много больше. Помимо танков в операции принимали участия БТР и БМП внутренних войск, не говоря уж о снайперах. Если учесть огромную скученность защитников Белого Дома, а равным образом то, что среди них было очень мало людей, представляющих себе, как следует вести в подобных условиях, то можно понять, что при стрельбе на поражение число погибших будет немалым.

 

Но есть вещи, которые поражают еще больше, чем танковая война в центре Москвы. В то время, когда около Белого Дома гибли люди, в нескольких сотнях метров от него шла совершенно иная жизнь. Ездили машины, ходили автобусы, спешили по своим делам пешеходы. Им не было никакого дела до того, что творится совсем недалеко. Надо было «делать бизнес», ковать железо, пока горячо, стараться отхватить кусок покрупнее - пока есть такая возможность. Где-то вчерашние гопники становились миллионерами, а младшие научные сотрудники начинали рулить многомиллиардными компаниями. В этой вечной гонке за успехом какие-то стреляющие танки занимали ничтожное место - ведь перестрелки в «новорусской» «бизнес-среде» 1990-х не были чем-то экзотическим.

 

Впрочем, некоторые из граждан, напротив, старались подойти поближе, вплоть до проникновения за оцепление, чтобы посмотреть на творившееся «шоу». В самом деле, где еще можно увидеть столь занятную картину - оживший фильм «про войну». Такое представление, и бесплатно!

 

* * *

 

Всего за два года с небольшим до «Черного октября» 1993 года, на том же месте, произошли совершенно иные события. В августе 1991 года некий «Государственный комитет по чрезвычайному положению» отстранил от власти президента СССР Горбачева («по причине болезни»). Это событие вошло в историю под странным названием: «августовский путч». Странным потому, что данное событие если на что и было похоже, так только не на путч. Несмотря на то, что в состав пресловутого ГКЧП вошли все силовые министры СССР, происходящее имело самое отдаленное отношение к тому, что обыкновенно вкладывается в понятие «военный» или «вооруженный переворот». С одной стороны были, конечно, грозные заявления (хоть и с трясущимися руками), маршалы и генералы - а с другой, удивительная беззубость новоявленной «хунты». С самого начала «демократические» силы только и делали, что «набирали» очки, а «путчисты» даже не потрудились их арестовать.

 

Вершиной абсурда стала пресловутая «оборона Белого Дома». Тут история опровергла известную истину: В отличие от будущей трагедии, тут все представляло чистый фарс. «Баррикады», сооруженные «защитниками демократии», были настолько карикатурны, что достаточно было милицейского приказа, чтобы их разрушить. «Защитники» имели незначительное количество стрелкового оружия. И те немногие, кто тогда разбирался в ситуации, понимали, что никакой военной силы они из себя не представляют. Но никакого штурма не было. «Страшные заговорщики» испугались безоружных людей. А дальше - все пошло по накатанной: испуганные «путчисты», возвращение Горбачева, триумф Ельцина, миллионные митинги, «Рок на баррикадах»... Разрушение памятника Дзержинскому, арест участников «путча» («демократы», в отличие от «путчистов», тут не церемонились), запрет КПСС... Распад советского союза, начало приватизации, массовое падение граждан к нищету...

 

Все это дает огромный соблазн считать произошедшее чисто политическим спектаклем, особенно на фоне событий октября 1993 года. Тогда «новая власть» прекрасно показала, как надо действовать в условиях угрозе своему существованию (замечу, в 1993 году речь шла не о угрозе социальному строю даже или стране, а об угрозе конкретным персонам). Мысль о том, что власть, обладая вполне конкретными инструментами насилия, может отказаться от их применения, тем более когда речь идет о факте ее выживания, тем более что власть не обладает достаточной легитимностью (как ГКЧП) - кажется невероятной. Тем более, что во власти находились отнюдь не «травоядные» интеллигенты, а представители армии, МВД и КГБ.

 

Но странным «август 1991» выглядит только из 1993 года, равным образом как в 2003 или 2013. Но в 1991 году никто никакой странности не видел. Граждане, собравшиеся на защиту «Белого Дома», вовсе не считали, что власти неизбежно начнут по ним стрелять из танковых пушек. Ну, или хотя бы использовать снайперов. Тогда это казалось невозможной дикостью - даже от «путчистов».

 

Несколько раз живая цепь людей останавливала колонны бронетехники - и это при том, что танкам или БТР достаточно было просто продолжать движение - что допускалось всеми уставами. Но советские солдаты не понимали: как это можно давить советских граждан, не говоря уж о том, как это можно в них стрелять. Да, «августовский путч» был самым странным путчем в истории, при котором ни одна сторона не думала о применении массового насилия. Максимум, чего ожидали, - это арестов, задержаний, в крайнем случае, разгона омоновскими дубинками (кстати, бывшими недавним «нововведением» в связи с «демократизацией СССР») - но не стрельбы и массовых убийств. Тем троим «жертвам путча», которые умудрились погибнуть при «защите Белого Дома», пришлось немало постараться, чтобы добиться этого.

 

Но не только октябрьские события 1993 года являют собой столь удивительный контраст с советскими временами. Можно вспомнить о знаменитом и нашумевшем разгоне митинга в Тбилиси 9 апреля 1989 года, на котором против митингующих были использованы военнослужащие, вооруженные аж саперными лопатками (!). Тогда это вызвало шквал возмущений по всей стране, в газетах требовали осудить виновных и не допустить более повторения столь вопиющего случая насилия. Как пишет С.Г. Кара-Мурза: «...На трибуне прочно утвердились академики - и сразу стали удивлять. На I съезде депутатов СССР один из них в связи с событиями в Тбилиси надрывно призывал, чтобы никогда в будущем лопата сапера не была занесена над головою интеллигента...». И как удивительный контраст выглядело то, что произошло, когда «интеллигенты» все же освободились от страха перед занесенной над головой «лопатой сапера». Спустя всего два года уже в освободившейся от коммунистов Грузии в стране разразилась полноценная война между грузинами и осетинами. Война шла с применением не только стрелкового оружия, но и тяжелой бронетехники и артиллерии. В результате чего переход к национальной резне было остановлено лишь вмешательством России и вводом российских миротворцев.

 

Фраза об «интеллигенте», над которым была занесена пресловутая «лопата», не является чисто риторической фигурой: гражданская война в Грузии началась после прихода к власти потомственного грузинского интеллигента и борца с коммунизмом Звиада Гамсахурдиа. Впрочем, одной Южной Осетией этот потомственный интеллигент не ограничился: он умудрился развязать гражданскую войну уже в самой Грузии. И если бы не его смерть в конце 1993 года, то кто бы знает, что еще смог сделать этот доктор филологических наук...

 

В общем, можно приводить этот список дальше. Просто поразительно, как резко изменялось отношение к человеческой жизни после той границы, когда от советского общества переходили к обществу антисоветскому. Карабах, Приднестровье, Таджикистан... Несмотря на то, что везде постоянно подчеркивался мирный характер перехода от социализма к капитализму, особенно мирным он не был. Правда, советская власть, действительно, крайне настороженно относилась к применению насилия (подобно пресловутым «путчистам»), зато «противоположная сторона», напротив, полностью «слетала с катушек». «Угнетаемые» и «преследуемые» «совком» борцы за демократию - правда, во многих случаях эта «демократия» оказывалась с «национальным уклоном» - придя к власти, не останавливались ни перед чем: ни перед уничтожением по национальному признаку, ни перед обстрелом городов из систем залпового огня.

 

Практически в мгновение ока слетали казавшиеся еще недавно незыблемыми нормы. Еще вчера сосед с соседом здоровались и в гости друг к другу ходили, а теперь начинают резать друг друга по национальному признаку. Интересно, что число межнациональных браков росло вплоть до 1990 года, то есть, до этого времени национальная идентичность казалась если не вторичной, то вполне совместимой с иными критериями жизни. А после стала определяющей, до такой степени, что лица иной национальности, пусть и десятилетиями живущие рядом, стали врагами.

 

Дело, кстати, не ограничилось только национальной сегрегацией. Еще более значимой стала сегрегация по социальному признаку. Как раз к последнему случаю можно отнести и октябрь 1993 года. Именно этим объясняется столь странное отношение большинства москвичей к защитникам Белого Дома. Ведь действительно, со стороны «вписавшихся в рынок» и во много раз большего числа старавшихся «вписаться», эти самые защитники выглядели не менее враждебно, чем какие-нибудь армяне для азербайджанцев. Вместо того, чтобы стараться «делать бизнес», эти странные люди старались устроить какую-то «бучу» в центре столицы, какие-то демонстрации и шествия, захваты со стрельбой и прочую, крайне вредную для бизнеса деятельность. Причем, надо сказать, что пугала не стрельба, как таковая - в период «первоначального накопления капитала» стрельба не была чем-то из ряда вон выходящим. Пугала абсолютная «некоммерческая» направленность всей деятельности сторонников Верховного Совета. Они не собирались «заколачивать бабки». Про высокопоставленных участников этой драмы со стороны Руцкого-Хасбулатова речь не идет - эти то изначально собирались заниматься именно подобным процессом. Но вот простые защитники - те, кого не выпускали из горящего здания по депутатским мандатам, и которые готовы были стоять до последнего - так вот они, для большинства москвичей выглядели «последними из могикан».

 

Да и не только со стороны москвичей. Огромное число зрителей по всей стране отнеслась к данному событию подобным образом. Причем число даже не олигархов - а просто тех, кто смог добиться хоть сколько-либо достойного положения среди «новой жизни». И все равно, они считали вышедших на сторону Белого Дома если не явными врагами, так некими сумасшедшими чудаками, которые «дурью маются». Сейчас, когда масштаб и значимость трагедии стали понятными, а равным образом, стал очевидно значение ельцинской политики для населения страны, об этом, разумеется, стараются умалчивать - создавая миф о некоей значительной поддержке Верховного Совета со стороны населения. Но в октябре 1993 никакой масштабной поддержки не было и быть не могло! Слишком уж ассоциировался Верховный Совет с ненавистным «совком», слишком велико была инерция ожидания новой, сытой и богатой капиталистической жизни, чтобы так внезапно позволить каким-то там «совкам» прервать этот ожидаемый путь к Раю.

 

* * *

 

Отрезвление приходило очень медленно, и даже в 1996 году многие из граждан, месяцами не получавших зарплату, голосовало за Ельцина. Впрочем, разговор тут идет не о том. Речь идет о том, что следует обратить внимание на нехитрую зависимость: переход на антисоветские принципы полностью изменял отношение человека к насилию, не важно, на какой основе оно осуществлялось - национальной или социальной. Дело в том, что в основе антисоветской идеологии (метаидеологии) была заложена установка на изначальное неравенство людей.

 

Это кажется странным, потому что антисоветизм зародился в обществе, которое достигло максимального равенства в истории, и его идеологи и носители не были выходцами из некоей аристократии, но происходили из самого что ни на есть народа (даже представители номенклатуры были, в большинстве, «начальством в первом поколении»). Поэтому ожидать, что советские люди воспримут идеологию, разительно отличающуюся от того, что их окружает, кажется странным. Но странность имеется лишь на первый взгляд. Мир диалектичен, и очень часто то, что составляет наибольшую силу, как раз и способствует наибольшей слабости.

 

Как раз малая раздельность советского общества и привела к росту идеи неравенства. Если бы в нем существовала аристократия, сквозь зубы разговаривавшая с «быдлом» и презрительно бросающая нищим объедки со своего стола, если бы ездили в тонированных машинах толстомордые потомки олигархов, проедающие за один обед годовую зарплату учителя, если бы висели таблички «только для белых» и «собакам и нижним чинам вход воспрещен», а детей евреев травили бы целым классов, потому что «жиды» - то вряд ли это способствовало мысли о том, что неравенство есть благо. Унижение и со стороны унижаемых, и со стороны посторонних наблюдателей - омерзительно. Но в СССР не было унижения, и даже немногочисленное начальство не особенно выделялось среди остального населения (ну, были члены Политбюро, ради которых перекрывали улицы - но сколько их было, этих членов!).

 

Поэтому мерзость общественного разделения совершенно не осознавалась советскими людьми. А вот неравенство людей в возможностях - прекрасно осознавалась. Что поделаешь - люди разные, и по своим возможностям (один может петь тенором, а другой - нет), и по месту в обществе (один работает академиком, другой - ассенизатором). Отсюда один шаг до идеи о неравноценности человека. Вполне естественный шаг, на самом деле - ведь если один делает больше, а другой меньше, то почему он должен иметь одинаковое значение? Таким образом создавалась удобренная почва для формирования разного рода идей, основанных на неравенстве. От национальных - во многих республиках «инородцы» от русских до армян по понятным причинам оказывались горожанами, а «коренные жители» - селянами, отсюда противопоставление «естественных» селян, «которые вкалывают» - и действительно, сельский труд более тяжелый) урбанизированным «паразитам», которые землю не пашут (овец не пасут), а живут лучше. До социальных во всей своей красе: «почему сосед-алкоголик живет в такой же квартире, как и я, хотя он только лопает, а я работаю!», «почему инженер, сделавший море открытий, должен получать меньше, чем водитель автобуса?», «почему эти паразиты из НИИ, что только чаи гоняют должны иметь зарплату выше, чем честный труженик?» и т.д.

 

И невдомек было, что в сложной системе общественного производства невозможно оценить, кто делает больше, и академика и ассенизатор одинаковы важны для него. А армянин-инженер или русский-врач нужен для того, чтобы жизнь коренных овцеводов не скатилась к средневековому уровню (с продолжительностью в 40 лет). Что поделаешь - понимание системных особенностей не входит в пресловутый «здравый смысл», а на практике все прелести разделенного общества можно узнать только сидя полгода без зарплаты, когда твое начальство проезжает мимо тебя в свежекупленном «Мерседесе». Или еще лучше - когда «коренные» сжигают твой дом и выгоняют тебя из страны, как «оккупанта» (и наплевать, что через год они будут жрать траву и лечиться молитвами и амулетами). Но тогда будет уже поздно.

 

А пока советское общество обеспечивало мирное и сытое существование, ничто не мешало идеям разделенного общества завоевывать жизнь. Советская власть не давала этим идеям оформиться во что-то «материальное» - вроде «эскадронов смерти», уничтожающих неполноценных. Более того, за попытки пропаганды национальной нетерпимости полагались реальные сроки. Тот же Гамсахурдиа, что впоследствии сказал «...Осетинский народ — мусор, который надо вымести через Рокский тоннель...», «пострадал от советской власти» путем двух лет ссылки в Дагестан (!!!). Но именно то, что эта язва не имела столь явных признаков, не давало людям повода к организации сопротивления ей. Ну, писал человек про величие грузинской (или еще какой-либо) культуры, про ее мировое значение - но пока не было национальных чисток, это все воспринималось только как одно из мнений. Человек имеет право иметь свое мнение по национальному вопросу - не так ли? Правда, во многих странах существует несколько иное понимание, и там высказавших определенным образом по поводу той или иной национальности можно просто оказаться исключенным из общества - но в СССР не нужно было об этом задумываться. Тут за всех «работало» государство...

 

* * *

 

А потом это государство рухнуло. И общество оказалось один на один со сформировавшимися антисоветскими концепциями. Оказалось, что внятного противодействия им не существует. Ну, хорошо, можно считать, что все люди - братья, но вот армяне, осетины, евреи, русские - список можно продолжить - не люди, а мерзкие «паразиты, сидящие на шее нации». И возразить этому было тяжело - потому, что сама идея о равенстве людей вызывала огромное сомнение. И начала расползаться огромная язва насилия, вначале еще при формально существующей - но уже никому не нужной и никем не признаваемой советской власти, а затем - уже при новом, «свободном и демократическом» обществе. Там, где он не принимал формы национальной розни, - принимал форму розни социальной. Мы уже забыли про замерзающие города 1990-х годов - замерзающие не по причине каких-нибудь природных или технических катастроф, а исключительно по причине «спора хозяйствующих субъектов». Где-то (в основном, на Кипре и прочих офшорах) ковались состояние новых «эффективных» граждан - а «неэффективные» сидели в шубах около холодных батарей и «наслаждались» «веерными отключениями». От этой эпохи осталось немало поселков этих «неэффективных», брошенных так же, как бросались дома беженцев от очередного «восстановления национальной справедливости» и «исторической правды».

Антисоветизм убивал. Убивал, несмотря на все заявления и публичные увещевания в абсолютном миролюбии, в отказе от «тоталитарной идеологии» и «преданности идеи демократии» (понимаемой как: «Демократия - это власть демократов!»). Метаидеология, зародившаяся в недрах совершенно иного общества, оказалась губительна для жителей бывшего СССР. И в этом плане переход от антисоветской к «банальной» буржуазной, капиталистической идеологии уже есть прогресс. Буржуазное общество хотя бы полагает насилие необходимым только в случае получения прибыли и приводит к ограничению конфликтов, если потери от них значительно превосходят будущие прибыли. Оно давно уже осознало необходимость ограничения «атлантов» в их желании «расправить плечи», готовых разнести в щепки всю планету. Как говорится, «на безрыбье и рак рыба», а там есть надежда на зарождение и распространение новой солидарной идеологии.

Но все равно, надо понимать, что антисоветизм еще очень силен. Несмотря на время, прошедшее с конца СССР, он еще способен брать реванш. В свое время С.Г. Кара-Мурза сказал, что антисоветчик готов «сжечь свой дом, чтобы испечь яичницу» (то есть разрушить огромную систему, чтобы получить маленькую прибыль.) Но, по видимому, он ошибался - никакой «яичницы» антисоветчику не надо, ему надо отделить «агнцев от козлищ», в смысле, «эффективных» от неэффективных, и даже если ради этого придется разрушить свою страну, то это является лишь незначительным препятствием. И тогда мало никому не покажется...



Рейтинг:   4.78,  Голосов: 32
Поделиться
Всего комментариев к статье: 51
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Велимудр написал 11.07.2014 00:28
Религиозные дураки! Антисоветизм и антифашизм- это одно и то же, т.к. между фашизмом и "коммунизмом" советского типа большой разницы нет в том числе в нетерпимости и уничтожении инакомыслящих!
Re: Re: Re: Re: бреху хуимовичу
азиоп написал 10.07.2014 20:24
"Воистину, скучно жить на этом свете."
========================
Ну, а где сокраментальное: "в этом мире умереть не ново, но и выжить - тоже не новей"
(без названия)
Борх Хаимович написал 10.07.2014 11:24
Гад ты, Борька, - долбанул меня как с носка по яйцам... Хоть плачь.
Что я тебе сделал, чтоб ты мне вот так-то вот - больно, а?
М-да, и ниххрена тут не попишешь.., - я тебе интересен, а ты мне - "один из", - заурядный предлог для самовыражения.
Воистину, скучно жить на этом свете.
Re: Re: Re: бреху хуимовичу
азиоп написал 10.07.2014 09:59
А мне "по барабану" для кого ты пишешь!
Мне просто интересно как оно бредит, чей профиль онУ интересен может быть!
(без названия)
Борх Хаимович написал 10.07.2014 09:42
Бомбино.., - ты решил, что это писАлось для тебя??
Хоссипидя, бедный ты мой бедный...
Ну, иди сюда, - почешу за ушком, чтоб успокоился.
Re: Re: бреху хуимовичу
азиоп написал 10.07.2014 07:29
Ну, я и говорю.
Оно и есть оно!!
Ты где этой пошлости набрался: "Твой милый профиль"??
(без названия)
Мишка написал 09.07.2014 23:56
Просто поразительно,как члены КПСС меняли отношение к человеку после того,как ими было принято решение разграбить страну и сделать ее псевдокапиталистической.Нет,конечно эти твари и до 91 года не стеснялись гноить население в ГУЛАГе,но после псевдокапиталистического псевдопереворота откровенность проводимой бывшими секретарями партии политики геноцида претендентов точно не имеет.
Re: Армия и КГБ могла взять власть в свои руки.
Нет, ничего не сделали написал 09.07.2014 23:50
Кактакбля?! Сначала армия взяла, потом КГБ, и держат до сих пор. С чего ты взял, что все вэтойстране должно делаться ради "русского народа", какая бабушка подсказала?
Арзамову
Крам написал 09.07.2014 23:33
Антон! Мне "посчастливилось" быть на этих мероприятиях и в 1991 и в 1993 годах. Что особенно ужаснуло-предательство русского народа силовыми структурами. В 1991 году армия не стреляла, хотя были все основания. Народы СССР в 1990 году провели референдум о сохранении Советского Союза. Армия и КГБ могла взять власть в свои руки. Нет, ничего не сделали. Даже когда в них кидались бутылками, камнями, арматурой, баночками сметаны, закрывали смотровые щели брезентом. Эти придурковатые импотенты не сделали ничего и "пр....ли" Родину. Другая картина в 1993 году. Силовые структуры стреляли по людям из танков, автоматического оружия. Резали женщин, стариков, детей штык-ножами. Давили людей БМП и военными машинами. В итоге можно сделать вывод: именно ГРУ, КГБ, армия и МВД предала русский народ и отдала власть бандитам и олигархам. Именно на их совести лежит смерть более 60 млн. российского народа (по данным российского ЗАГС убыль населения на 01.01.2009 г.). Кроме этого, посмотрите кто стоит сейчас у власти в России: именно те кто и продал нашу страну в 1993 году (плешивый в их числе). И не надо плести пургу про интеллигенцию.
Re:
9 написал 09.07.2014 23:32
Откуда дровишки?
(без названия)
Борх Хаимович написал 09.07.2014 22:13
Бамбино, хуцлоид наш парнасный, ну причом же ж тут лично йа??
(погоди, с тобой позже)
Значиццо.
Иисус наверняка "знал", ибо был не "чеканщик"(воплотитель), а "гравер"(смысловик).
Но.
Действительно интересны не Назаретянин с Искариотом, а Предтеча, - как ракурсник(Манипулятор).
Почему?
А по тому, что помимо Символа-Клейма - аверса и реверса, Манипулятор оперирует еще и Ребром - бесконечностью гурта, акцентируя нужным нужное в нужном.
Ну, напр., самое свежее: кургиняновский наезд на Стрелкова - ребро "Провокатор Еврандыч" как затенение клейма "Предатель Путин".
Так-с. Теперича с бобиком нашим заливистым.
Боб, на вот тебе, тксть, в библ-аспекте.
(но! ты ж помни, пейссучий мой, что в пегасной конюшне закон "количество-в-качество" имеет только обратно-нипельный характер: объемом убожество НЕ компенсируеццо!)
В сознанье лезет напролом
Тупая праведность извета...
Взмахнув муаровым крылом,
Сияние живого света
В пустой заоблачный киот
Несет последний небожитель -
Архизлодей Искариот, -
Любви действительный спаситель,
По сути, а не словесам, -
Святой с клеймом "Первопредатель".
Свой Промысел свершая сам,
Не мог как человек Создатель,
Возвысясь, щедростью перста
Покоить серых толп причуды:
Мир не поверил бы в Христа,
Когда бы не было Иуды.
...Посмертное бесчестье в честь -
Распятье лечащего болью...
И мне придет Благая Весть:
Едва, лазурь пятная смолью,
К Творцу убогой нищеты
Явившийся с душою пленной
В знак очевидности тщеты
Рождения моей вселенной,
Затопит меркнущий зенит
Кромешным мраком Мефистофель, -
Он, Черный Ангел, осенит
Слепящей Тьмой
Твой милый профиль.
Re: Семен Сладков (09.07.2014 20:33)
ты банален написал 09.07.2014 21:58
перевожу на русский: в России возможны только - Бардак и Гулаг. Так ведь?
Re: Re: Re: Re: Микола1, очковый москаль
азиоп написал 09.07.2014 20:42
Вот еще два придурка!
Даже не поняли, что там на две диссертации " по рзмерам"!
.
Люди! А зачем вы вообще читаете это коммунячье фуфло!
Разве не понятно, что все что происходило в "совке" это пример того, как не надо было делать!?
Антисоветизм вызревал постепенно, главное здесь было - личность руководителя
Семен Сладков написал 09.07.2014 20:33
партии и государства. Я наверное плохой марксист, но пока был Сталин,моральная планка в обществе была установлена очень высоко и жестко соблюдалась. А люди и тогда были всякие, бессеребренников было мало. Поэтому Сталин ввел контроль над руководителями областей и союзных республик - специальные отделы НКВД, подчинявшиеся напрямую Москве. Хрущев отменил (даже запретил) этот контроль - ему нужна была поддержка именно этой категории партруководителей в подковерной борьбе. И сразу все изменилось. Уже в 1959 году Первый секретарь Днепропетровского Обкома КПСС тов.Гаевой проходил по "яблочному делу" в качестве обвиняемого. А такое ничтожество как Горбачев, находишийся под каблуком у своей жены, оказался крупнейшим взяточником в Ставропольском крае. О его предательстве по шагам рассказано в книге А. П. Шевякина "РАЗГРОМ СОВЕТСКОЙ ДЕРЖАВЫ".
Re: бреху хуимовичу
азиоп написал 09.07.2014 20:33
"Клеймо - оборотная сторона Символа.
Вопрос в том, кто чеканщик и - главное! - что именно он хочет отчеканить: орла или решку."
==================
Я вообщем-то допускаю, что когда тебя "чеканили" то каждый "чеканщик" имел противоположное мнение о совместном изделии! Но получилось нечто очень среднее, даже сильно среднее т. е. оно! И не просто оно, а оно полное комплексов!
.
Уж извини, это бросается в глаза так четко, что не надо даже пытаться быть богом!
Re: Re: Re:
николай1 написал 09.07.2014 20:32
Опус потянет по рзмерам на диссертацию!
Re: Re:
окский москаль написал 09.07.2014 20:28
во время "путча" пьяный горбачев с бутылкой водки и в шортах бродил по пляжу в форосе.
(по словам офицера береговой охраны).
автор забодал буквами.дочитал до половины.
Re:
фантомас написал 09.07.2014 19:41
Всех их задумки не знаю, могу только догадываться. По-моему, по сговору проще. Думаю, что сам Изя не поверил, потому и мучился.
Автору
AVV написал 09.07.2014 19:22
"Что-то у вас статья два раза повторена - уберите лишний текст."
Это очевидное замечание, но хотелось бы добавить пожелание автору (и это касается не только этой статьи): хоть немного корректируйте текст, в нем встречается много несогласований по лицам, числам, падежам и родам. Уделите чуть больше внимания русскому языку.
(без названия)
Борх Хаимович написал 09.07.2014 19:07
Опять мене попугайничать?
Ланно.
Хочешь быть Богом - будь им. И будешь: в пределах своих возможностей - бесконечно, вне пределов - до низвержения истинным.
(для Дьявола все то же самое)
Касательно "легкости предательства".
Клеймо - оборотная сторона Символа.
Вопрос в том, кто чеканщик и - главное! - что именно он хочет отчеканить: орла или решку.
(Искариот делал Орла: осознанно, последовательно, по предварительному сговору с Оным, - это не есть просто)
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss