Обращение депутату Сахалинской облдумы Пономареву С.А.
Кузьмин Андрей Геннадьевич
Южно-Сахалинск К.Маркса 29-33
Уважаемый Сергей Алексеевич!
Главной составляющей экономической эффективности проектов разработки нефтегазовых месторождений на условиях раздела продукции является возможность получения соответствующей доли прибыльных углеводородов с практически нулевой себестоимостью (небольшая плата за текущие расходы инвестора по обслуживанию трубопровода до указанных в СРП узлов отбора).
Именно доля прибыльной продукции обеспечивает компенсацию упущенной выгоды от использования всех извлекаемых запасов месторождения в варианте национальной разработки с соответствующими затратами. При рентабельности добычи углеводородов до 17,5% национальная доля прибыльной продукции составит 10%, при рентабельности от 17,5 до 24% - 40%, при рентабельности свыше 24% - 50%.
По сравнению с 1994 годом рост цен на углеводороды такой, что высокая рентабельность проекта «Сахалин-2» обеспечивается легко если только инвестор не будет продолжать практику списания своих необоснованных затрат на проект. При самой минимальной пропорции раздела прибыль области только от получения газа может составить не менее двух миллиардов долларов: и это потенциальный кредитный ресурс. После начала добычи углеводородов по проекту «Сахалин-2» аспект раздела именно прибыльной продукции всячески затеняется, в общественное сознание внедряют мысль, что и за прибыльную продукцию мы будем платить.
На Ваше обращение в органы власти по моей инициативе о выходе области из участников СРП ни одно должностное лицо в качестве аргумента не привело довод о возможной газификации населенных пунктов дешевым прибыльным газом. 29 мая 2003 года Сахалинской областной Думой был принят в первом чтении законопроект «Об участии Сахалинской области в СРП», статьей 4-ой которого предусматривалось общественное использование прибыльной продукции. В нарушение собственного регламента законопроект во втором чтении даже не рассматривался.
Как же так получается: на школьном питании экономим, а миллиарды долларов отпускаем на самотек в неизвестные карманы. В ТЭО СРП «Сахалин-2» предусмотрено два узла отбора газа из транзитного газопровода: в районе п. Боатасино (примерно 45 км. от береговой линии напротив Лунского месторождения) для врезки в существующий газопровод на материк и в районе Южно-Сахалинска для газификации ТЭЦ и областного центра. Еще на стадии разработки ТЭО в 1992 году институт «СахалинНИПИморнефтегаз» разработал проект концепции развития Сахалинской области в связи с освоением шельфа, в котором была подпрограмма «Газификация», предусматривающая перевод на газ электростанций и коммунально-бытовых объектов. Договором между правительством РФ и администрацией области о разделе государственной доли нефти и газа по СРП 1997 года (рег. «Дог. №8 от 07.04.97» в администрации области) предусмотрены объемы поставок газа в натуральном выражении для нужд области.
По прогнозными оценками доля разделенного газа поступит в область не ранее 2014 года. До получения разделенного газа область имеет предпочтение в покупке газа инвестора по цене франко-граница Западной Европы. Распоряжением администрации области заказчиком по проектированию и созданию газораспределительных систем до объектов газификации определена «Сахалинская нефтяная компания». Насколько мне известно, основным вариантом использования газа рассматривается его использование для производства электро- и теплоэнергии.
Газификация жилищного фонда вообще не предусмотрена: вероятно, уже не кому будет пользоваться газом к тому времени. Социотопологических планов расселения Сахалинской области нет. 3 августа 2004 года первый вице-губернатор Б.В.Горкунов подписал Перечень поручений руководителям департаментов и комитетов «О разработке вариантов использования газа, получаемого Сахалинской областью на условиях СРП по проекту «Сахалин-2». Появилась информация о компании «Сахалингаз-сервис» и нефтегазохимическом производстве по моим оценкам наиболее эффективная отрасль с позиции рентабельности и занятости населения в производстве конкурентной продукции: если только в схему поставок газа не будет включена организация-посредник, которая получит право частного присвоения разницы между себестоимостью разделенного газа и какой-либо установленной условной ценой.
В последнее время в сахалинской прессе появились сведения об изменении проекта завода СПГ: строительство третьей технологической линии и третьей емкости специально для российской доли газа. По информации ТИА «Острова» от 18.10.2005 неведомое ОАО (не ФГУП) «Сахалин ТИСИЗ» с главным инженером В.Бабечук предоставило информацию, что генеральному подрядчику «Сахалин Энерджи» сдан отчет «Инженерные изыскания узла управления газом и подводящего газопровода к Южно-Сахалинску».
Еще в период работы в областной Думе я слышал мнения представителей департамента нефтегазового комплекса о том, что Лунское газоконденсатное месторождение находится за пределами территории Сахалинской области и область прав на газ не имеет. Может оно и так, но 15-20 км от береговой линии не слишком уж далеко.
Меня, как полноправного гражданина России, и участника управления и организации поисково-разведочных работ по открытию Лунского месторождения весьма волнует вопрос об общественном использовании доходов от разделенного газа и самого природного газа пусть даже и в 2014 году. И мне, по большому счету, безразлично, какой газ пойдет на нужды сахалинцев федеральная доля или региональная.
Мы пока граждане одного государства и у хабаровчанина, например, а тем более американца, японца, корейца или китайца никак не больше прав на пользование сахалинским газом. Я считаю, что жителям Сахалина для планирования перспектив своей жизни на острове очень важно знать и надеяться на то, что уже сегодня власть предпринимает реальные шаги по созданию условий для достойной жизни 8 лет не так уж и много, больше терпели: но надежда нужна, а газ контрактуется на десятилетия вперед уже сегодня.
Если в действительности область не имеет по текущему сегодняшнему праву своей бесплатной доли природного газа для коммунальных и газохимических нужд, то отдельным гражданским структурам нужно будет пересматривать алгоритм инициатив и действий по возврату национального достояния многонациональному народу Сахалина. Не для того тысячи сахалинцев как граждане единого государства за смешную зарплату десятилетие участвовали в поиске и разведке Лунского месторождения, чтобы их потомкам осталось одна закопанная под нерестовыми речками ржавая труба, загубленная экология и забытые бонусные подачки после вывоза углеводородного национального достояния. А утешительные разговоры об участии наших работников в реализации проектов, за которыми фактически скрывается низкооплачиваемое батрачество и унижение наших, никого уже не обманывают.
Лимит времени на просьбы и прошения у власть имущих заканчивается. Численность населения Сахалинской области за последние пятнадцать лет сократилась более, чем на четверть свыше 211 тыс. человек. Небывалыми темпами увеличивается площадь кладбищ, многие уехали а от добра добра не ищут. Но мы никаких согласительных актов о капитуляции перед иностранными инвесторами на собственной территории не подписывали и контрибуцию платить не намерены.
Если интересы высшей конституционной ценности в лице сахалинцев не будут соблюдены, то у инвесторов будет мало шансов беспрепятственно качать наш газ через территорию Сахалина. Мы им свою землю под трубу не продавали и не отдавали это наша конституционная основа жизни и деятельности.
В наше время представителям власти нужно осознавать, что территория Чечни соответствует территории одного Анивского района и в летописи Сахалина еще не стерты страницы партизанского движения времен японской оккупации в начале прошлого века. Не надо бы власти провоцировать собственный народ - не такой он уж и обыдленно - безропотный. Если мы по праву не имеем отношения к газу Лунского месторождения, то инвесторам лучше прокладывать газопровод по дну Охотского моря до Японии и строить взрывоопасный и затратный производственный объект по сжижению газа на японской территории за свой собственный счет. И отдельным чиновникам будет сподручнее продавать и «пилить зеленой пилой» долю национального достояния подальше от Родины.
В целях создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на условиях соглашений о разделе продукции Президент Российской Федерации издал Указ от 24.12.1993 № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами». О включении в СРП проектов транспортировки и переработки продукции в нарушение Указа президента нам известно.
Только в СРП «Сахалин-2», которое принималось до вступления в силу федерального закона о СРП, необоснованно включено возмещение государством инвестору затрат на строительство перерабатывающих производств и трубопроводов в размере более 4,6 млрд. долларов США: от 90 до 50 процентов этой суммы останется в убытке России, а реальнее - в нашем убытке. Наш налогоплательщик десять лет содержит департамент нефтегазового комплекса, но ничего не слышит о вероятном уровне рентабельности и ожидаемых объемах прибыльного газа российской стороны, в том числе Сахалинской области.
Народ Сахалина балансирует на грани выживания и от продажных заигрываний представителей власти с иностранными инвесторами на миллиарды долларов как единственный источник власти устал и разочарован. Что стоит представителям народа в законодательном органе власти принять постановление по газификации острова шельфовым газом? Ведь даже по ТЭО СРП-2 узел отбора газа в Южно-Сахалинске был предусмотрен не для покупки газа по цене франко-граница Европы.
И, пока не совсем поздно, государственным органам власти стоит проявить инициативу, проработать социотопологический долгосрочный проект и помочь объединить планы по проектированию газоотводной сети от проектного узла отбора газа и газификации МО Корсаковский район, Долинский район, Анивский район и Южно-Сахалинск. Совместное решение органов муниципальной власти и наличие проекта газовой сети с конечными потребителями может повлиять на инвестора и государственные органы власти в плане согласования окончательных координат узла отбора областного газа и оценки государственными органами власти отпускной цены газа.
В связи с новыми инициативами по отмене законов по налогоосвобождению инвесторов у органов местного самоуправления появляется возможность привлечения кредитных ресурсов для проектирования и обустройства газораспределительной сети юга Сахалина. Подтверждение прав области на долю разделенного газа со стороны должностного лица, представлявшего область в договоре с Правительством РФ, позволяет органам государственной власти разрабатывать не только планы газораспределения, но и более масштабные планы социально-культурного и социально-экономического развития районов области за счет разницы между себестоимостью разделенного газа и отпускной ценой: с кредитованием программ развития уже завтра в счет будущей доли углеводородов.
Просил бы Вас сообщить, как по планам областных органов власти мне, членам моей семьи и общественному окружению можно рассчитывать на улучшение социальных условий жизни в связи с получением областью своей доли разделенных углеводородов по СРП «Сахалин-1, 2» в соответствии с договором с Правительством РФ от 1997 года (или по иным основаниям). В отдельных эмоционально-праведных частях настоящего обращения обобщено мнение сахалинских моряков-нефтяников, первооткрывателей шельфовых месторождений не взыщите, о терроре никто не мыслит: остаются надежды на справедливость.
В целях формирования адекватного общественного мнения настоящее обращение направил и в редакцию южно-сахалинской газеты. С уважением А.Кузьмин
|
|