2 декабря на заседании совместной комиссии Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы обсуждался вопрос об использовании иностранной рабочей силы в строительном комплексе Москвы.
Сопредседатель комиссии депутат Михаил Москвин-Тарханов (фракция «Единая Россия») рассказал коллегам о недавно направленном им в адрес мэра Москвы Юрия Лужкова обращении «Об организованном наборе рабочей силы для обеспечения нужд Москвы в странах СНГ с помощью профессиональных союзов».
Москвин-Тарханов высказывает тревогу по поводу неконтролируемого потока в Москву рабочей силы из южных стран СНГ.
Депутат напоминает, что ранее Москва привлекала трудовых мигрантов не с юга, а из городов Центральной России. На протяжении 80 лет советского периода в Москву приезжали около 80 - 100 тысяч граждан СССР ежегодно. В течение 10 – 15 лет они, как правило, адаптировались к московской жизни, социализировались, получали жилье, заводили семьи. Таким образом, население Москвы преимущественно росло за счет приезжих. Без «лимитчиков» не работали бы ЗИЛ и АЗЛК, некому было бы вывозить мусор, работать в шахтах метрополитена, разнорабочими на стройках, рядовыми в милиции и пожарной охране, в ЖЭКах и РЭУ.
Дети же бывших приезжих, уже «совершенные» москвичи, заканчивали московские школы и вузы, поступали на «хорошую работу» и, конечно, не пополняли ряды «московских чернорабочих». Приходилось все время завозить в Москву новые и новые трудовые армии.
Сегодня, пишет Михаил Москвин-Тарханов, москвич так же, как правило, не согласен идти на непрестижную, грязную работу, а уровень безработицы в Москве среди ее жителей сегодня меньше одного процента, так что его ничто и не вынуждает соглашаться на подобную работу. Таким образом, то, что было в советское время, воспроизводится и сегодня. Только изменился этнический состав и уменьшился объем прав нового «московского чернорабочего». «Теперь это - бедные таджики, украинцы и молдаване, которые зачастую находятся в тяжелом, униженном и бесправном положении, нещадно эксплуатируются. Это оскорбляет достоинство всего нашего общества и грозит в будущем серьезными социальными последствиями. Но без этих рабочих мы также сегодня в Москве не можем нормально существовать и, тем более, быстро развиваться».
С другой стороны, совершенно недопустимо безучастно смотреть на то, как неконтролируемый поток рабочей силы из стран ближнего зарубежья вместе с разного рода проходимцами «втекает» в Москву, порождая социальные, национальные и конфессиональные проблемы, вражду и ненависть, подготавливая почву для будущих взрывов и столкновений.
По мнению Москвина-Тарханова, единственным рациональным путем является переход к политике организованного набора рабочей силы за рубежом на основе межгосударственных и межрегиональных соглашений, партнерства и сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления, частного предпринимательства, и главное, профессиональных союзов.
Депутат считает, что в столицах и городах стран СНГ целесообразно создавать бюро для организованного набора квалифицированной рабочей силы и молодежи для работы «по лимиту» на предприятиях Москвы и завозить ее в достаточном количестве для обеспечения городских нужд. «Каждый такой новый «лимитчик» должен получить трудовую визу или иной «вид на жительство», заключить контракт, как с трудовым бюро-посредником, так и впоследствии с фирмой-нанимателем, пройти медицинское обследование, оформить страховку, получить место для временного проживания, встать на налоговый учет и обязательно вступить в профессиональный союз. Он должен быть уверен, что в случае нарушения им законодательства он будет немедленно депортирован на свою родину.
Такая политика потребует довольно значительных расходов на создание соответствующей инфраструктуры, но результат окупит расходы: мы получим достаточно квалифицированную или, по крайней мере, обучаемую рабочую силу, контролируемую и учтенную, платящую налоги и опасающуюся нарушать законы. Только насытив рынок труда организованной рабочей силой, мы сможем приступить к активной борьбе с нелегальной трудовой миграцией».
Конечно, лишь определенная часть организованных и набранных «по лимиту» иностранных рабочих вернется из Москвы домой, некоторые поселятся в городах Подмосковья, а часть останется в Москве. Но это будет наиболее адаптированная, социализированная часть общего потока мигрантов, которая органично войдет в городское сообщество. Дети же этих мигрантов впитают в себя русскую культуру, получат хорошее образование, и, как ранее дети советских «лимитчиков», растворятся среди москвичей.
Михаил Москвин-Тарханов отмечает в этой связи особую роль профессиональных союзов Москвы, которые могли бы на основе соглашений с профсоюзами стран СНГ и с помощью структур Профинтерна выступить основным организатором привлечения рабочей силы из стран СНГ, исходя из реальной потребности рынка труда без ущемления прав рабочих Москвы и Подмосковья. Они также могли бы обеспечить защиту прав иностранных рабочих, контролировать реализацию трудовых соглашений, защищать их от произвола нанимателей и работников милиции, содействовать своевременному их возвращению на свою родину по окончании контракта.
Депутат просит мэра дать поручение органам Правительства Москвы проработать данный вопрос с представителями московских, российских и зарубежных профсоюзов, политики и бизнеса, а также с федеральными органами государственной власти.
Проблемы, поднятые в письме, обсуждались на комиссии с самых разных точек зрения. Руководитель московской городской миграционной программы Сергей Смидович считает, что необходимо принять федеральный закон «О регистрационном учете граждан в Российской Федерации». По мнению представителя ГУВД целесообразно внести изменения в ряд действующих федеральных законов, с тем, чтобы усилить роль субъектов Федерации в решении вопросов привлечения иностранной рабочей силы. Михаил Москвин-Тарханов обратил внимание на то, что важно определить «безопасный» для столицы уровень миграции: сейчас реальные цифры в разы отличаются от официальных.
Комиссия приняла решение провести во II квартале будущего года слушания по этой наболевшей проблеме.
|
|