Кто владеет информацией,
владеет миром

Дефект КОНСТрукЦИИ

Опубликовано 13.09.2005 автором Юрий Фатенко в разделе комментариев 2

Дефект КОНСТрукЦИИ

В 20-х числах февраля 2005 г. в Калининграде создано движение граждан, ставящее своей целью посредством референдума изменить статус области. Обретёт ли область статус Республики - дело будущего. Но вот то, что последняя инициатива граждан российского анклава определила возможную трансформацию России в Федерацию Республик, попала в контекст тенденции с мест, свидетельствует наше недалёкое прошлое.

Идеи образования Дальневосточной, Сибирской, Уральской, Поморской, Вологодской, Байкальской, Суздальской… республик периодически будоражат умы россиян. Во всяком случае, эта тенденция корреспондируют с первой статьёй Конституции: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Не сложно так же заметить, что эти инициативы снизу контрастирует с инициативами сверху. Как то: изменение структуры федеративного устройства государства путём уплотнения субъектов Федерации до 7 Федеральных округов и прочих проектов Кремля.

Между тем, какую бы управленческую задачу и на каком бы уровне мы не решали, она не может быть осуществлена вне отношения и определения: а) формы (способа) управления; б) структуры управления; в) принципа управления.

Сказанное относится и к государству – аппарату (инструментарию) управления. А поскольку государство тесно взаимодействует с гражданским обществом, то управленческие задачи в таком взаимодействии усложняются, определяются через взаимно обуславливаемую связь: чем больше гражданского общества, тем меньше государства, и, наоборот, чем больше государства, тем меньше гражданского общества. Это что касается взаимно обусловленной связи, т.е. принципа взаимодействия.

В свою очередь, принцип управления предопределён структурой, а с другой стороны – сам задаёт параметры и структуре управления, и форме (способу) управления. Например, принцип единоначалия. Это принцип управления воинским подразделением (вариант – производственное предприятие). По определению, он предполагает ответственного, единоличного руководителя, осуществляющего свои функции посредством подотчётной и подконтрольной ему иерархичной структуры: отделение, взвод, рота, батальон, полк, дивизия, армия. В случае с производственным предприятием структура представлена: бригадой, цехом, заводом, отраслью.

Государство же, в силу воздействия на него гражданского общества, имеет несколько другие принципы взаимодействия своих составляющих, а, следовательно, и иную природу менеджмента. Иначе говоря, не народ для государства, а государство для народа.

Разумеется, это формула взаимодействия общества и государства нового времени. Что, в общем, и составляет основу конституционного строя России.

А) Принцип управления – принцип разделения властей.

Б) Структура управления – равноправные субъекты РФ.

В) Форма (способ) управления – Конституцией не определёна (!).

Комментарий начнём с последнего пункта. Конституцией России однозначно не определена форма (способ) управления государством. Россия не Президентская республика, поскольку «исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ» (ст.110, п.1), «постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ» (ст.115, п.2). Россия и не Парламентская республика, поскольку «указы и распоряжения президента обязательны для исполнения на всей территории РФ» (ст. 90, п.2 ). Президент, что естественно для президентской (но не парламентской) формы правления, избирается всеобщим голосованием (ст.81).

Не всё ладно и с заявленными Конституцией принципами управления. Принципы эти размыты. Содержание множества статей Основного закона выхолащивает их из Конституции. А, стало быть, устраняет принципы разделения властей из правоприменительной практики.

Так статья 10 заявляет основополагающий принцип государственного устройства - принцип разделения властей, заявляет о самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Но уже 11 статья, наряду с выше обозначенными ветвями власти, наделяет и Президента полномочиями осуществлять государственную власть в РФ. Этой же статьёй президентские полномочия дистанцируются от трёх других ветвей власти, констатируется его (Президента) независимость и самодостаточность от Федерального Собрания, осуществляющего законодательную власть в стране (гл.5), от Правительства, осуществляющего исполнительную власть в стране (гл.6), от судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации (гл.7).

Наглядный пример зависимости, размытости функций исполнительной власти был приведён выше. Тоже относиться и к «независимости» власти законодательной. Одна из палат Парламента формируется из числа представителей исполнительной власти (ст.95). Да и судьи Высокого Ареопага, назначаются Советом Федерации, а федеральных судов непосредственно по представлению высшего должностного лица, т.е. Президентом (ст. 83) – лица, находящегося «вне» (ст.10), а скорее «над» (ст.11) тремя известными ветвями власти.

Подобные метаморфозы жизни, закона и права отразились и на структуре управления. Декларируемое равенство субъектов Федерации (ст.5) – с одной стороны, и обезличивание субъекта, как самоуправляемой сущности, т.е. попрание её прав – с другой стороны.

Одно то, что структура Федерации досталась России в наследство от советского строя практически без изменений, даёт основания предположить, что и форма правления, и принципы управления страной на сущностном уровне не претерпели значительных перемен. Структура Федерации по-прежнему иерархична: города федерального значения, области (в том числе автономные), автономные округа, края, республики.

Утверждаю: субъекты Федерации уже по статусу не равноправны. Критерии статусов действующей Конституцией не определены. Права субъектов Федерации регулируются тремя Федеративными договорами: для республик, для краев и областей, включая города Москву и Петербург, и для автономных областей и округов. Само число договоров свидетельствует о дифференцированных правах субъектов Федерации.

Права республик по отношению к правам других субъектов Федерации находятся в преимущественном положении. Если сравнить пункт 1-й статьи 1 каждого из трёх Федеративных договоров, несложно обнаружить, что права Республик, по отношению к правам других субъектов Федерации, разнятся. Так для Республик Федеративный Договор не определяет предмет совместного ведения в части: "установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти» субъекта Федерации. Тогда как именно на "совместном ведение" ст. 77 п.2 Конституции построена вся новоявленная конструкция "представления" (по Фрейду) Президентом Глав субъектов Федерации на утверждение региональным Парламентам.

В случае, когда Федеративные Договора дифференцируют порядок «установления общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти» субъектов Федерации, а Конституция страны предписывает «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления», обобщающим принципом могут быть только прямые выборы. Ан, нет.

Таким образом, ситуация в России, сложившаяся вопреки декларируемому Конституцией праву, диалектически перевернула приведённую выше формулу взаимодействия общества и государства следующим образом: не государство для народа, а народ для государства. Вот вам бабушка и … мутная вода на киселе.

Это что касается и принципов, и формы, и структуры управления. А в целом конституционной коллизии, кризиса российской государственности. Разнородность структуры и обезличенная форма (способ) управления естественным образом подменяются прямым президентским правлением, режимом указного «законодательства», принципом единоначалия, централизованной, иерархичной структурой управления – полным набором антидемократических норм и процедур.

Кроме того, как отмечалось выше, под видом Федеральных округов России явочным порядком, сверху, навязана ещё и неконституционная форма управления. Жесткость структуры также обусловлена отсутствием регламентированной и Конституцией, и федеральными законами процедуры выхода из неё субъектов Федерации. Система работает только на вход. Структура Российской Федерации, плюс ко всему, ещё и изоляционистская. Вот уж действительно …народ для империи.



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
Всего комментариев к статье: 2
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
отрывок из футуристического романа "Навстречу звездам"
Ринус написал 13.09.2005 22:09
"...Все то, что позволяет какой-либо стране развиваться независимо от глобальной воли, должно быть уничтожено! Хотя накоплено столько, что до сих пор не можем уничтожить, мы неуклонно идем по этому пути и даже ускорили этот процесс с приходом Путина к власти! Правильно решили за океаном - приказать Путину затопить "Мир" и ликвидировать бывшие советские базы в Лурдесе и Камрани!.. Мы вместе с Коптевым сейчас занимаемся удушением "Энергии" и подготовкой ее к банкротству, собираем компромат на Семенова. Мы не можем ему простить его позиции по станции "Мир", не наш он человек... Вообще, монополией на науку должны обладать только США - чтобы у зависимых народов не было средств противодействия высокотехнологичным инструментам господства!.. И побыстрее бы сократить ядерные силы этой страны - точно под их систему ПРО! Чтобы они ничего и никого не боялись! В мире должна быть единая глобальная воля, и она должна быть даже теоретически неуязвима! А то понесут свою волю к нам, а наша военщина самовольно запустит ракеты!..
- Уже принято решение о закреплении за президентом этого поста пожизненно, как за "туркменбаши" - за его выдающиеся личные качества в сфере подавления быдла. Ближе к формальному концу второго президентского срока мы примем новую - путинскую - конституцию. Или вообще отменим основной закон и заменим на следующее: "Вся власть в Российской Федерации принадлежит Президенту. Президент Российской Федерации покидает свой пост только в случае своей смерти или добровольной отставки. Президент Российской Федерации назначает себе преемника." И все! Этого более чем достаточно - ведь это будет всего лишь формальным закреплением фактически уже сложившихся правоотношений. А восемь лет правления Путина для России - это мало! Мало! - с выражением фанатика-холуя на лице сказал Миронов.
- Не только Устинов вынужден распинаться перед телекамерой, но и я, министр культуры этой страны, - в своем ток-шоу "Культурная революция", - сказал Швыдкой. - Мы целенаправленно формируем новые нравственные стандарты. Выступаем за легализацию матерного языка, порнографии и половых извращений. Доказываем, что нищета и беспризорность - оправданная плата за экономические свободы... Конечно, есть немало тех, кого мы никогда не обратим в свою веру, но все должно быть брошено на то, чтобы их всегда было меньше пятидесяти процентов!.. Средства массовой коммуникации должны нести только развлекательные функции. Все, что на экране и на сцене, должно быть абсолютно бессодержательным и обязательно с хохмами - никакой гражданственности и патриотизма! Поистине бесценные и незаменимые люди - Киркоров, Шифрин, Фоменко! А мой любимый друг Боря Моисеев! В прямом смысле золотой фонд нашего строя!.. Интенсивно чистим библиотеки, наиболее идейные коммунистические книги потихоньку сжигаем!.. Новые телевизионные игры, где человек человеку волк: "Последний герой", "Слабое звено", "Русская рулетка", "Алчность"... Более девяноста процентов показываемых фильмов - американские. Советские, к сожалению, тоже приходится крутить - но, конечно, СЛИШКОМ советских не будет никогда, быдло о них уже забыло! А все наши новые фильмы должны рассказывать только о богатых или о люмпенах - но ни в коем случае не о людях, непосредственно создающих блага. И, конечно, никакого протеста против сильных людей!.. И обязательно реклама - это и есть главная передача на нашем телевидении, а все остальное - лишь перерывы между рекламными блоками. По соглашению между корпорациями обязательные каноны ее таковы, что она призвана не столько привлечь потребителей к конкретному товару отдельной фирмы, сколько установить у быдла животно-потребительское мировоззрение и соответствующие жизненные цели В ЦЕЛОМ - это задача исключительно стратегическая! Широко применяется нейролингвистическое программирование... Но, несмотря на наше желание, на экран пока все же приходится допускать неподконтрольное и нежелательное, хотя и редко. Например, "Самоцветы", а также Пахмутову с Юлианом - антиподом моего любимого Киркорова. Некоторые даже угрожали ему за то, что он не про "Зайку" поет, но пока без толку... Нельзя полностью избежать появления таких экстремистских фильмов, как "Любить по-русски", "Окраина", "Отражение", "Агапэ" - все это создает определенные проблемы... Но пока все под контролем...
- А почему все-таки Путин выслал моих друзей Березовского и Гусинского? - спросил Гнилов...."
Проханов женился на Новодворской
Азер написал 13.09.2005 18:51
Государство для народа - это миф. Государство для народа - это когда ни государства, ни народа. "Демократия" - это когда один зверь как один царь и второй зверь, состоящий из десяти царей. Нельзя сваливать в одну кучу личные желания и объективную реальность,особено когда не очень в ней разбираешься, хотя именно так и существует вечный "престол сатаны" м его новейшие разработки, заимствованые из всей истории: разные "гражданское общество" и прочая дребедень. Новодворская также уверена, что государство должно существовать для народа, власть служит ... и так далее. Единственое. что может или не может делать власть - это обеспечивать воспроизводство населения и воевать. При таких требоваениях со стороны народа власть воюет с народом, что вполне очевидно и закономерно.
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss