Потрясающая по динамике пьеса «Жаба» неоднократно ставилась боснийским театральным и кинорежиссёром Элмиром Юкичем на разных европейских площадках, и два года назад Юкич решился на её экранизацию. Место действия ограничено тесной комнатой-парикмахерской, в кадре всего лишь три персонажа, ёмкий хронометраж в 78 минут, которые герои тратят на нервную и раздражённую болтовню не пойми о чём, а в финале почти неизбежная человеческая трагедия, предотвратить которую под силу лишь четвертому персонажу, случайно забредшему побриться.
Посттравматический синдром, свойственный чуть ли не каждому жителю Балкан старше 30 лет, деформирует и повседневность, и человеческие взаимоотношения, и искусство: о чём бы не снимал сегодня кинематографист бывшей Югославии, фильм будет о войне и её последствиях. Сломанная психика, фобии и страхи, разрушенные семьи, искалеченные судьбы - всё это заложено в любом балканском фильме, любой балканской пьесе изначально, безотносительно сюжета. Каждый персонаж несчастлив по-своему - один ищет выход в бутылке, другой - в адюльтере, третий пытается учить морали, не видя смысла в собственной жизни, и лишь футбольный мяч, вовремя поданный случайным посетителем, вскрывает глубокие пласты воспоминаний и уберегает от суицида. Вопреки чеховскому императиву, ручная граната, лежащая в ящике стола в первом акте, в финале не взрывается. Успех фильма, помимо блестящей драматургической основы, предопределяют яркие, острохарактерные актеры, а исполнитель главной роли, Эмир Хаджихафизбегович, вполне ожидаемо и заслуженно награждён призом Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино за лучшую мужскую роль.
Присутствие в конкурсе Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино полнометражной татарстанской ленты - свидетельство бурного развития и возмужания республиканского кинематографа, позволяющего на равных конкурировать с лучшими образцами мирового кино. В этом году снятая на татарском языке и дублированная на русский притча «Байгал», снятая председателем Союза кинематографистов Татарстана Ильдаром Ягафаровым по пьесе драматурга Мансура Гилязова, с присущей качественному национальному кино амбициозностью будет штурмовать российский прокат.
В историю героя, у которого семья распалась, городская жизнь не сложилась и вообще жизнь не задалась, вмешивается мифологическая рыба Байгал, приходящая на помощь достойным людям. Старик Галимзян, тридцать лет проживший в гордом одиночестве в татарской деревне после развода с изменившей ему женой, вдруг узнает, что его единственный сын попал в беду, и для его вызволения из СИЗО потребуются огромные деньги. Сказочный татарский Байгал, а по-русски белуга, помогает отнюдь не каждому, а людям по-настоящему честным, принципиальным, добрым, способным к самопожертвованию. Залог успеха картины, наполненной символизмом и иносказаниями, - замечательный исполнительский ансамбль, составленный в основном из непрофессиональных актёров: в роли старика Галимзяна снялся малоизвестный даже в Татарстане педагог по сценической речи Казанского института культуры Ренат Галимов, который теперь неизбежно будет завален предложениями ролей - это уникальная режиссёрская находка; в роли его сварливой и расчётливой экс-супруги снялась исполнительный директор КМФМК, руководитель «Татаркино» Миляуша Айтуганова, продемонстрировавшая недюжинные возможности характерной актрисы; в большинстве остальных ролей задействованы также непрофессионалы, и лишь одна приглашённая звезда - Владимир Вдовиченков в роли следователя. Надо отметить, Ягафаров с Гилязовым не гонятся за конъюнктурой и не спекулируют на модной нынче чернухе - следователь в «Байгале» не жлоб, не кровопийца, не вымогатель, не мошенник, не кувшинное рыло, а блюдущий честь мундира добросовестный профессионал, способный на эмпатию и сострадание. Роль Вдовиченкова - абсолютно ключевая, хоть и сыгранная за два съёмочных дня, но всё же главная, на мой взгляд, заслуга режиссёра - открытие для большого кино Рента Галимова. Особый герой картины - красавица Казань, любование которой, может быть, смотрится слишком нарочито, но молодому национальному кинематографу всегда простительно. К слову, оператор Юрий Данилов был удостоен премии Фестиваля за лучшую операторскую работу. Фильм, снятый Ягафаровым за какие-то мизерные для полного метра деньги, уже добился успеха в республике, что ещё раз доказывает способность национального кино пробивать дорогу к сердцу зрителя и без голливудского размаха.
|
|