Актуальность развития ОПК в современных условиях
Россия выбрала устойчивый курс на преодоление закрытости в экономике, на интеграцию с мировым экономическим пространством, на сотрудничество с развитыми цивилизованными странами. А, как известно «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Что же там за уставы?
Во-первых, безусловный приоритет норм международного права над силовыми методами решения вопросов;
Во-вторых, главенство прав человека;
В-третьих, принцип невмешательства во внутренние дела других стран и уважение суверенитета;
Законодателями и образцами поведения на международной арене - авторитетами непререкаемыми - являются страны-флагманы. Державы, олицетворяющие собой высшую истину международного общежития.
Это, в первую очередь США! Разумеется, Германия, Великобритания, Франция. Каково отношение к национальному ОПК в этих странах? Достаточно объективную оценку можно дать, проанализировав показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. Это общепринятый в мировой статистике подход.
Немного цифр:
В 1997 г. в России военные расходы на одного военнослужащего равнялись приблизительно 14 тыс. долл., а в США – 176 тыс., Великобритании – 200 тыс., Германии – 98 тыс. долл. В том же году военные расходы на душу населения составляли: в России – 233 долл., США – 978, Великобритании – 578, Франции – 756, Греции – 517 долл.
В 1988 г. суммарные затраты на военные цели стран НАТО превышали военные расходы СССР в 2,3 раза, а в 1997 году (уже по отношению к России) в 18,7 раза!
Если за период 1989 - 1997 гг. объем военных расходов в сопоставимых ценах у России сократился примерно на 87% (доля России в военных расходах СССР составляла примерно 80%), то у США он понизился лишь на 31%, у ФРГ - на 27, у Великобритании - на 23, у Франции - на 10, а у Италии - на 5. (Источник: база данных СИПРИ по военным расходам.)
Интересно и то, что доля США – вселенского гуру - на мировых рынках оружия составляет сегодня 50%.
Приводя эти показатели, автор отнюдь не призывает к новой гонке вооружений. Просто данные факты наглядно свидетельствуют о более прагматичном подходе руководства стран Запада к вопросу реформирования своей оборонной сферы, в отличии от нас.
Скоро Россия вступит в ВТО…
При этом от Правительства РФ потребуется нечто большее, чем моральная поддержка своих товаропроизводителей на внешнем рынке. Нужна ещё и защита их от недобросовестной конкуренции. Мерами… наверно, разными. А, в итоге, адекватными, если уж разговор пойдёт совсем по-взрослому.
Не снизится, судя по всему, и актуальность защиты целостности России, нерушимости её границ. (Может ещё и возрастёт.) Ведь по мере экономического и оборонного ослабления Россия будет неизбежно становиться зоной жизненно важных интересов все большего количества стран.
Итак, возвращаясь к ВТО.
Сейчас, пожалуй, ну всем понятно, что все нормы международного права, разные там реверансы, отходят на задний план сразу, как только «банкующий» начинает систематически проигрывать. Тогда и «чика не считова», и «очко» не обязательно 21. (Оно такое, какое нужно!)
В такие периоды даже у «Главного мирового блюстителя прав человека» учтивость перестаёт бросаться в глаза. Уже и на перекрёстке проезжает не тот, кому зелёный свет, а… обычный танк. (И тут, извините, не до гаагского суда.)
На бытовом уровне, в подобной ситуации, выручает старая, добрая, отзывчивая и убедительная монтажка. На международном - военный фактор сдерживания. Этакий, «эсперанто»! (Слабость провоцирует агрессию.)
Одним словом, пацифизм хорош, только если он умеет защищаться.
***
Современное состояние обороны
Всем хорошо известна пословица: «Враг моего друга – мой враг!». Когда в середине девяностых официально заявили, что у России – все страны друзья, то выяснилось, что врагом Америки, а следовательно и нашего государства, является российский ОПК.
А с врагами у нас разговор короткий!
Пока выясняли, что в сфере внешней политики не может быть друзей - там только попутчики на определённую дистанцию - большую часть своих предприятий уничтожили.
В итоге, какими же особенностями характеризуется состояние обороны сегодня:
╥ Отсутствие национальной концепции обороны;
╥ Отсутствие четкой вертикали государственного управления оборонно-промышленным комплексом страны;
╥ Отсутствие персональной ответственности членов Правительства РФ за результаты деятельности ОПК;
╥ Принижение значения «оборонки» с вице-премьерского уровня до положения подразделения в одном из министерств;
╥ Хаотичная политика по разгосударствлению госсобственности предприятий и организаций ОПК, в том числе стратегических. Наблюдается тенденция к снижению уровня государственного участия в формируемых оборонных интегрированных структурах;
╥ Значительна доля заказных банкротств оборонных предприятий, когда арбитражный суд нередко «становится орудием в руках дельцов». При этом дела о банкротстве возбуждаются «в целях разорения и разворовывания», а число предприятий, преодолевших банкротство и восстановивших платёжеспособность, ничтожно мало - примерно 30 из 10 тысяч в 2003 году. В ряде регионов перестали существовать целые отрасли оборонной промышленности;
╥ Падение доверия руководителей оборонных предприятий к тому курсу, который проводит правительство по отношению к отечественной оборонной промышленности. Резко возросло число директоров, которые в качестве помех для развития промышленности назвали «чехарду в законодательстве» — с 22% в 2001 году до 45% в 2002 году;
╥ Многократное снижение объёма государственного оборонного заказа, который не позволяет загрузить производственные мощности более чем на 5–8%. В рамках ГПВ на 2001-2010 годы на финансирование национальной обороны выделяется в среднем ежегодно около 2,7% ВВП. Сохранение сложившихся принципов, параметров и приоритетов финансового планирования ГПВ неминуемо ведет к недопустимому снижению оборонного потенциала страны и его деградации. (Кстати, всё в тех же США общие военные расходы достигли в 2004 финансовом году 3,9% ВВП, в 2005 финансовом году на национальную оборону планируется выделить 3,7% ВВП.);
╥ Расходы на военные НИОКР в России в 30 раз меньше, чем в США, и в 10 раз - чем в европейских государствах НАТО;
╥ Снижение престижа российского ОПК в глазах россиян в связи с низкой оплатой труда. (В оборонном комплексе она ниже на 40% чем в промышленности в целом.) Как следствие, работники в возрасте до 30 лет составляли в 2002 году менее 2 % общей численности оборонно-промышленного комплекса. Потеря кадров, за последние 10 лет, составила около 70%. Средний возраст работающих на предприятиях ОПК работников превышает 50 лет, а в науке - 60 лет. По оценке руководителей предприятий ОПК, только 38% работающих соответствуют современным требованиям, а 65% директоров отмечают нехватку инженеров и 67% - нехватку квалифицированных рабочих;
╥ Разрыв кооперационных связей;
╥ Ликвидация системы подготовки инженерных кадров и квалифицированных рабочих по многим оборонным направлениям;
╥ Невосполняемый износ основных фондов ряда предприятий ОПК страны достигает 80%. Практически прекратился процесс обновления основных производственных фондов оборонно-промышленного комплекса, капиталовложения на эти цели государством не выделяются, собственных средств у предприятий нет, поэтому коэффициент обновления основных производственных фондов в последние годы составляет 2-3%. Доля оборудования моложе 10 лет к середине 90-х годов уменьшилась до одной трети, тогда как в конце 80-х годов она значительно превышала половину, а доля морально устаревшего оборудования в возрасте более 20 лет поднялась с 10-20% до одной трети.
╥ Отсутствие современных систем качества продукции. Только 1% предприятий российского оборонно-промышленного комплекса имеет международный сертификат качества ISO 9000, в соответствии с которым исследуются основные параметры боевой техники - скорость, грузоподъемность, мощность двигателя, работа на отказ основных узлов и агрегатов. У развитых стран этот показатель для предприятий военно-промышленного комплекса равен 100%;
╥ Отсутствие перспективных долгосрочных планов по размещению на предприятиях ГОЗ. Руководители предприятий не знают, что и сколько завтра понадобится военным, каковы планы военного производства на перспективу, какие мобилизационные задания будут сохранены, какие мощности подлежат выводу из оборонного производства для последующей конверсии, консервации или ликвидации;
╥ Не проведена детальная инвентаризация ОПК;
╥ Неудачная политика в области ценообразования на продукцию ОПК. Заказчик, Минобороны, закладывает в цену среднюю зарплату по предприятию на уровне 3,5 тыс. рублей. И низкие накладные расходы. В результате предприятие живет на "голодном пайке", не имея средств на закупку нового оборудования и привлечение квалифицированных кадров. Это, в свою очередь, приводит к тому, что при выполнении гособоронзаказа рентабельность предприятий редко превышает 4-6%. А часто и вообще является отрицательной. В итоге по данным Минэкономики РФ, около 400 предприятий ВПК имеют все признаки банкротства;
╥ Обострение международной обстановки. Имеет место "однополюсное" усиление позиций США и НАТО в целом, стремящихся закрепить свое доминирование в мире и, как свидетельствуют события в Югославии, Ираке, обеспечить себе на правах самого сильного возможность любых действий без оглядки на устоявшиеся международные нормы;
╥ Особенности внешней российской политики, которая позволила в рекордно короткий срок превратить соседей и стратегических партнёров в потенциальных противников;
╥ Тревожная демографическая ситуация. Население России вымирает со скоростью более миллиона человек в год, что постепенно делает пространство страны безлюдным и упрощает захват его другими народами без единого выстрела;
Сфера национальной обороны - тема закрытая в любой стране. Поэтому приведённые выше данные, полученные из открытых источников, едва ли характеризуют истинную «картинку». К тому же, по мнению ряда авторов: «Психологически мы находимся в состоянии конца июня 1941 года, когда никто не хочет говорить правду»…
***
Традиционные российские вопросы
«Кто виноват?»
Пять лет назад я бы не сильно замешкался, подбирая ответ: конечно, Президент России! Сегодня отчётливо понимаю – кухонный метод оценки в данном случае не годится.
Не вдруг пришли такие мысли…
Я пять лет работаю на оборонном судостроительном заводе. Пять лет пытаюсь изменить ситуацию к лучшему. Ой, как это оказалось не просто после длительного периода бездействия завода! Осознание своей ненужности породило в людях апатию. Появились панические настроения: «Страну сливают!» (Не на пустом месте появились! Братцы, не на пустом…) Без профильных заказов специалисты теряли квалификацию. Пять лет ушло на то, чтобы переломить негативные тенденции, навести на производстве элементарный порядок.
И что же?
Укреплена трудовая дисциплина. Продолжается рост объёмов производства. (Для нас удвоение ВВП к 2010 году – задача по силам.)
Не смотря на нездоровый, интерес государства к родному ОПК и зачистки, мы ухитрились выжить. Из пятнадцати предприятий «оборонки» в Республике Карелия и трёх профильных заводов в стране - единственные! (Испортили статистику.)
Вот, пожалуй, и всё!
А сколько ещё не сделано… И ведь я задействовал все административные ресурсы. Они не малые. Должность Председателя Совета директоров позволяла.
Так, что чувствую - песни про меня слагать пока рано.
Одни ломают, другие строят – по интересам. Разрушать быстрее, чем восстанавливать. Всё слишком запущенно, чтобы ждать мгновенных превращений подсобного оборонного хозяйства в опору суверенитета Родины. Поэтому я хочу отступить от российской традиции вечного поиска ответа на вопрос «Кто виноват?». Нужно переходить ко второму вопросу.
Срочно!
«Что делать?»
Откровенный, подробный, доказательный ответ на подобный вопрос в СМИ давать неразумно. (Стране дороже.) Поэтому, с учётом деликатности темы, остановлюсь только на оперативных и очевидных решениях, принятие которых требуется незамедлительно.
Не всё ещё потеряно. Позитивные процессы в оборонном комплексе России стартовали. Для меня свидетельством этого служит появление на политическом небосклоне страны нового ведомства - Федеральной службой по оборонному заказу. Создание Рособоронзаказа - первый росток здравого смысла на безжизненных просторах российской политики в этой области.
Рособоронзаказ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере государственного оборонного заказа.
Руководство деятельностью Рособоронзаказа осуществляет Президент Российской Федерации.
Именно данная федеральная структура и может в настоящий момент стать прообразом рыночного варианта Министерства оборонной промышленности. Нужно лишь расширить ей полномочия. В частности, отдать в ведение данной структуры вопросы финансирования ГОЗ, оставив приёмку за заказчиком.
╥ Повышение «веса» Федеральной службы по оборонному заказу – ключ к системному решению многих проблем ОПК. В противном случае, государственную программу вооружения на 2006-2015 годы (ГПВ-2015) и основных направлений развития ВВТ на период до 2020 года просто некому будет выполнять;
╥ Следующим «пожарным» решением является мораторий на банкротство головного исполнителя ГОЗ во время исполнения им обязательств, предусмотренных государственным контрактом. Данное ограничение должно действовать вплоть до проведения детальной инвентаризации ОПК;
╥ Поручить Генеральной прокуратуре РФ проверить исполнение Федерального закона «Об обороне» N 61-ФЗ в части пункта 11, статьи 7, раздел III.
Отсутствие должного контроля за исполнением данного Федерального закона, со стороны государства, приводит к тому, что ряд чиновников уверовали, будто бы необходимость укрепления обороны страны не их прямая обязанность, а лишь минутные капризы Верховного Главнокомандующего России. А, через них можно и переступить.
Приведу один комичный пример.
В марте этого года руководство самоуправления столицы Карелии обратилось к нам с предложением подписать двухстороннее Соглашение «в целях объединения усилий и возможностей для обеспечения устойчивого развития предприятия, а также развития инженерной, рыночной, социальной инфраструктуры города Петрозаводска». На заседании Правления ОАО «Судостроительный завод «Авангард», было принято решение данную инициативу поддержать.
Со своей стороны, мы предложили дополнить Раздел 2.2. «Обязательства Администрации» двумя пунктами:
«2.2.12.Администрация г.Петрозаводска обязуется приостановить действия, препятствующие Правительству Российской Федерации и Правительству Республики Карелия, в соответствии со ст. 191 ФЗ N 127, принимать решения, направленные на предупреждение банкротства ОАО «Судостроительный завод «Авангард».
2.2.13.Администрация г.Петрозаводска обязуется прекратить попытки инициировать процедуру банкротства Стратегического предприятия России - ОАО «Судостроительный завод «Авангард», в период выполнения им Государственного оборонного заказа».
Наши требования оказались для администрации Петрозаводска не выполнимыми. Типа – «многого хотите!». Соглашение не подписано и по сей день!
***
Мы и ОПК
Я за собой заметил одну особенность: какой бы темы ни коснулся, о чём бы ни вещал, в итоге всё свожу к судьбе нашего завода. Кто-то упрекнёт: «Зануда!». Нет. Просто я слишком пристрастен.
Ведь, ОАО «Судостроительный завод «Авангард» - не фирма-однодневка.
В 2009 году, 02 июня, коллектив отмечает серьёзный юбилей – 70 лет!
Из карельских предприятий только нам доверили исполнение Государственного оборонного заказа!
В пятницу, 24 июня у нас состоялось очередное общее собрание акционеров. Для ОАО наступил Новый год. На Совете директоров меня выбрали Председателем. Получается в шестой раз. Приятно, чёрт возьми! Последовали поздравления коллег, партнёров, руководства. В том числе и федерального уровня.
В этот день нас удостоила знаком внимания и налоговая инспекция.
Оказывается в Москву, в адрес Федерального налогового органа России, ими направлен проект с предложением обанкротить стратегическое предприятие России - завод «Авангард». (Украсить статистику.) Вниманием наш коллектив не избалован, поэтому любое участие в судьбе для нас дорого. Даже враждебное.
(Интересно, а мытари Юлия Цезаря, посмели бы заикнуться о сборе подати с его легионеров и оружейников, составляющих собой основу могущества Римской империи?)
***
ОПК России: быть или не быть?
Думаю вопрос риторический.
Быть!
Да и как может быть иначе, ведь именно ОПК играет ключевую и системообразующую роль в решении оборонных, политических, внешнеэкономических, социальных и других задач государственного строительства. Именно эта отрасль аккумулирует передовые достижения научно-технического прогресса, обеспечивая России статус страны высоких технологий.
Обеспечение обороны и безопасности страны - одна из важнейших функций государства. Она характеризуется его способностью эффективно противостоять любым внешним и внутренним угрозам. Следует подчеркнуть, что только государство заинтересовано и конституционно обязано заботиться о разработке и производстве вооружений и военной техники (ВВТ). Для мировой державы, претендующей на собственную роль в геополитике, имеющей намерения на Рынке не только купить, но и что-то продать – просто невозможно обойтись без эффективного военпрома.
Что из себя представляют финансовые воротилы гражданских отраслей без поддержки отечественного оборонного комплекса – затравленного школьника из благополучной семьи, у которого старшеклассники в любой момент могут вытрясти деньги на завтрак.
И ещё, может быть, самое важное…
В то самое время, когда, в общем-то, не принято открыто заявлять о своих симпатиях к национальной обороне; когда министр уважаемого ведомства Великой страны вынужден канючить «ради бога не обесточивать ракетные войска стратегического назначения», вместо того, чтобы отдать приказ стрельбы на поражение в отношении любого постороннего, приближающегося после предупредительного выстрела к объекту; я убеждён: укрепление обороноспособности Родины, под угрозой агрессии, и является национальной идеей России!
Честь имею!
|
|