Кто владеет информацией,
владеет миром

Груз 200: прокляты и забыты

Опубликовано 01.09.2007 автором Олег Судаков в разделе комментариев 16

Груз 200: прокляты и забыты

Шум вокруг картины был немалый: «Одиннадцатый фильм Балабанова»,  самое скандальное кино десятилетия, приз гильдии киноведов. Очередное явление культуры. Знакомые в один голос  повторяли: «Очень жестко, сценарий и игра актёров - на высоте, смотрится на пределе, но полная безысходность. Тяжело  говорить». По любому надо смотреть.

Тон задает плакат фильма - из тьмы наезжает кулак с наколкой «СССР». Повеяло тюрьмой, нарами и  угрюмой дикостью заключенных. Немного топорно, но действует. Прокатчики любят раззадорить зрителя, и до просмотра я попробовал сообразить -  чем именно? Наиболее ударно работает старая связка - секс и насилие, и не ошибся. На  западе такой подход к триллеру обкатан, но перенесенный в нашу среду - действует вдвойне. Голливуд чаще устрашает,  чуешь выдумку и  нервы щекочешь, а наши картины - цепляют за живое, как оживший документ.  С первых кадров комок в горле - понурая серость, облупленные стены, скучная одежда и тревожный тон. Будто слышишь: «Смотрите  - это мрачный застой  совдепа!».

На первой минуте появляется надпись - «действие основано на реальных событиях», значит, не притча, речь о  советском прошлом. Приметы эпохи отражены метко, антураж жизни узнаваем, но далее - полный бред. Все происходящие, как наваждение: в гнетущей атмосфере уверенно снуют моральные уроды. Часть сюжета нанизана на «винозаводик». Гнать самогон в СССР - тяжкое преступление, государство строго блюло монополию, поэтому крышует дело капитан милиции. Перед нами преступное сообщество.

Арендатор Алексей - крепкий мужик, философ-самоучка, с угрюмым твёрдым характером. Чего за водку взялся? Негде таланты приложить, чтобы утолить ненависть. Остается спиваться, а попутно - быструю деньгу зашибать. Вообще-то крепкие мужики на «севера» или великие стройки подавались, этот брезгует. Ситуация не редкая, но и ныне за паленую водку обильно садят, а нажива на левом алкоголе - дело  паскудное при любом строе.

Капитан Журов - шизофреник и импотент, инфантильный осклизлый биомеханизм. Как дослужился до капитана, непонятно? Для фильма - не суть, вот такой защитник права, значит и остальные не лучше. Судя по его квартирке, деньги с самогона в чулок прятал. При задержании собутыльников на хате или в отделении, когда подчиненный насмерть избивал задержанного - ни один мускул на лице не дрогнул. Мы словно в Гаити среди полицейских горилл со славянской внешностью. «А что, похоже», - промелькнет у зрителя. Похоже на что? Если  равнять по нашим отделениям, похоже: в прессе  часто мелькают оборотни в погонах. Недавно, в Подмосковье, прапорщик и майор милиции застрелили двух школьников, расчленили тела и закопали в лесу. Если вспомнить психологию, здесь эффект «переноса» - отождествление реакции от одних  событий с другими. Видимость правды есть, остальное - прими на веру. Явный подлог.

Алексея в тюрьме убивают, и выносят труп для капитана. Ход в стиле  Дюма, но по фильму  это возможно, ведь власть повязана кумовством и самоуправством, а вот на деле - сущий вздор. От неугодных арестантов избавлялись в пиковых случаях - по диссидентству или махинациям, когда нити вели в столицу, а здесь - прямо атеистическое Вуду. Нужен труп - получи. СССР давно распался, поэтому можно порочить милицию, хоть Фредди Крюгером выставляй - не накажут. Не важно, что раскрываемость преступлений в СССР составляла 90% против нынешних 50%, раз в Союзе был тоталитаризм - все возможно, хоть вурдалаками изображай.

Спор Алексея и Артёма о вере и гневная отповедь коммунистам подразумевает глас народа. Смотрится неплохо, не более. По РТР много передач о недавних героях - военачальниках, космонавтах, конструкторах. Красной нитью проходит мысль - люди добились успехов не вместе с коммунистами, а вопреки; народ  был умный, а партия - ярмо. Тоже и здесь, но диспут о Боге длится столетиями, атеизм зародился на Западе,  половина нобелевских лауреатов не верит до сих пор. Сейчас полстраны покрестилось, и можно подумать, что люди подобрели и обрели здравость? Уровень криминала втрое больше  советского, но почти все зэки  при кресте. Кичевый эпизод.

Самое мерзкое - мертвый десантник. По-моему - это цинизм и оскорбление ВДВ. Не знаю, что почувствовал бывший «афганец» и «чеченец», а мне стало стыдно и гадко. Что же надо на уме держать, чтобы так с погибшим солдатом обойтись? Ради  смачного эффекта? Недаром Миронов и Маковецкий отказались играть - случай беспрецедентный в нашем кино. А Балабанову все нипочем, еще  удивляется. Подогнал сюжет, как по заказу - и родителей у парня нет, и жених, и цинк вовремя прибыл. Совпало,  понимаете ли, это же совдеп, и похуже бывало; там все прогнило, куда ни кинь взгляд - тлен. Такой лейтмотив выдал режиссер.

Молодой делец Валерий - прообраз нынешних олигархов. Начинал с малого - где обманет, где смошенничает, и вот - деньги жгут ляжку. Аферист, пройдоха, лицемер и негодяй. С лица симпатичный, манеры вежливые, без мыла влезет и на ушах вывернется. Один наш буржуа как-то откровенничал - с перепродажи «Жигулей» первый капитал получил. Похожи. Вина за Анжелу на нем, но мимо всех проскользнул, и в Питере  вынырнул для перемен. А облик секретаря? Сытая розовая ряшка, уездный барин - позор партократам. Какая глупость, ты глянь на нынешних олигархов или депутатов - все сплошь секретари райкомов, и лицом и манерами. Единственный герой - русская баба: забили её  мужика, пошла и пристрелила отморозка.

Фильм  густо пропитан сексопатией. Показано беспристрастно, шершаво, навыворот. Смотришь и стервенеешь: «Зачем мне эта грязь,  как такое с экрана возможно?». Если российские реалии оценить оком СМИ, то половой изврат повсеместен - и маньяки, и сутенеры, и порно-сайты. Для СССР это - редкость, дикое стечение обстоятельств, и в наши дни - трагедия, но Балабанов хладнокровно тянет в патологию, словно клеймо припечатывает - вот так жили, вот что скрывали. В фильмах по реальным событиям   всегда есть послесловие - что стало с героями. Ни словечка, воспаленная фантазия на грани досужего оговора.

Что  хотел внушить режиссер, пользуя свой опыт помощника режиссера в 80-ых и 10 лет вынашивая замысел? Последний советский этап - полное падение нравов, тупик власти и безысходность на местах, а броское название - Груз 200 оттеняет замысел. СССР - безвестная война, а граждане - погибшие от рук партийных моджахедов. Жизнь без надежды, во тьме разложения и пустоты. Бойтесь люди советизма, не дай Бог вновь оказаться там! Зритель, запомни и содрогнись, прокляни и забудь - приговор, не меньше.

Думаю, у многих что-то подобное промелькнуло в душе. Пять-шесть миллионов выдохнули со злобой: «Не о чем говорить - ад, время подлости, что угодно, но не социализм». Кино-бомба раскурочила логику, запутав молодежь ручательством мастера. Идеологическая диверсия удалась. Впрочем, выбор всегда остается за человеком. Посмотрим под иным углом.

Все части фильма соответствуют современной России  в стократном размахе, а наш день не изображен. Например, в Жести откровенно звучит - нормальные люди внутри МКАДа, снаружи - остальные. Показ на Первом канале шёл без реклам в прайм-тайм. Будто устрашали. Балабанов не стал делать Груз, ни в 2005,  ни в 2008 гг., но сейчас - под выборы - исполнил демократический долг. Хитро, а мог снять такой же фильм, изменив 1984 на 2004 год, Афган на Чечню, дискотеки на ночные клубы, а водку - на наркотики. Было бы достовернее, но вдруг МВД не стерпит, или сверху надавят, и главное - эффект слабее. Не выстрелит, а надо в десятку бить.

Балабанов снял много, и всегда «сдабривал» кровь и мерзость. В «Уродах» - ретро-стиль, в «Братьях»  - симпатный  герой, в «Войне» - возмездие, в «Жмурках» - юмор, во  «Мне не больно» - лиризм, но в этот раз - работал «по-черному». При этом парадокс -  герои крушат людей без меры, насилие через край, а Дума всё ищет ростки экстремизма.  В Грузе  хозяйка убила маньяка, и зритель на ее стороне, и вряд ли кто вспоминал о суде и законе. Все же, зачем надо наглухо придавить СССР  «основанием реальных событий»?

Фильм пронизан аллюзиями -  оруэлловский год действия, пролог на фоне церкви, крещение преподавателя, пророчество о коммунистах, зарождение рынка,  беспредел ментов, бессмыслие Афганистана, антиэкология, ожидание перемен. Стоит наложить картинку на образ Союза из наших СМИ - полное тождество, тогда лента Балабанова - приговор художника.

Фильмов об СССР немного, и всякий раз - проверка на честность автора. Удивляет нарочитость, почти подгон, и закрадывается мысль о соцзаказе. Если задумал вскрыть проказу души,  к чему переносить в 84 год, если хотел обличить - почему не показал причины гибели строя? Попробовал отразить в частном целое, но вышло нелепо, неубедительно, а вот желание смачно растоптать выпирает с экрана. Тогда это личная месть, выплеск эмоций, и к «событиям» отношения не имеет.

Я помню 80-ые и  по району, и в городе. Маек с трафаретом СССР не носили, арендатор «под крышей» или танцы в обшарпанной церкви - редкость, задержания проходили мирно, секретари были разные, афганцев чтили, половые извращения - вообще эксцесс. Было, да не в тех дозах, а уродство - вечный спутник цивилизации. Например, Постановление о борьбе с пьянством принято в мае 1985-го, честь высоко ценилась, махинации порицали по сердцу, а Ленинск - название, не характерное для городской провинции. Другая жизнь кипела, в радости и печали, но вне безумия. Не правило здесь, а исключение, замахнулся глобально, да не потянул автор.

Путаный получился фильм, одни предприниматели чего стоят - выходит, вся элита бизнеса нечиста на руку и рыльце в пушку? Что же, если  нерешительный народ проворонил судьбу в криминальных 90-ых, то не принимай всерьёз пенсионеров? С этого ракурса, фильм чуть ли не откровение. Отнюдь, банальный финал - весело шагает молодежь навстречу новому дню. Никаких выводов, никаких наездов, хлопнул с экрана  - думайте, господа. Пустое, почти все «герои» фильма - маргиналы, чего разбираться - душегубы они, их всегда отлавливали, как зверей. Полтора часа препарировал, а о причинах - ни кадра.

Смешон упор на трехлитровую банку пива, простую одёжку или нефирменную кухню. Мода и стили меняются, тогда так было,  сейчас - красивее, и не только у нас - по всему миру так. Кого это озаботит, зачем вникать? В кино не доказательство - воздействие важно. Шокируй зрителя, срежь на контрасте, вдави в кресло, чтобы челюсть отвисла - и ты в фаворе. Поменьше однозначности - больше будут обсуждать. Эпатируй до печенки - будет хорошая касса.

Положим, получилась талантливая конъюнктура, за гиперреализмом - домыслы, а сюжет - мимо времени отцов и дедов. Кто захочет, тот разберётся, а кому проще ярлыки вешать - насмерть упрётся. Свобода мнений, не попишешь. Очевидно другое - не доросли мастера искусств до осознания системных ошибок, всё выдумками пичкают. Люди же, внимая киноверсиям жизни, впадают в иллюзии и грезят наяву. Навороты реальности не видят, и пусть хоть всё вверх ногами, лишь бы отдыхать не мешало. Можно и так, но не  пеняй на судьбу, если беда настигнет, а все деловито пробегут мимо. В одном Балабанов точно прав - не осмыслив проблемы своего времени, такие бездны и ужасы проморгаем - ни замолить, ни исправить, и чтобы не захлебнуться стыдом, вновь будем в «родимые пятна» прошлого тыкать, пока очередные перемены не накроют всех...

Рейтинг:   4.76,  Голосов: 21
Поделиться
Всего комментариев к статье: 16
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Без названия
Грека написал 04.09.2007 15:11
Хорошо нам эта богема синематографическая по мозгам дала. А то при Советах сбегались к ящику, заучивали наизусть эти дебильные фразы. Особо умиляла инженерно-техническая интеллигенция, от кин-дза-дзы буро тащилась. Ее там очкастый иудей в унитазе прополоскал, а она сцала и плакала от удовольствия. Ну теперь-то ученые будем надолго.
Дерьмо.
Дмитрий Аграновский написал 03.09.2007 21:29
Оно и есть дерьмо. Как только он "Брата-2" снял? Убогий ведь дядька.
Re: Re: Нет слов,Балабанов - ГНИДА!!!!!!!!!!
провинциал написал 03.09.2007 03:18
Как видно,по этим "перлам художественной мысли" нас готовят к следующему,может быть последнему прессу на остатки социализма в России.
Т.е. будет разграблено тотально последнее,что осталось.
Одновременно идет последняя идеологическая обработка-чтобы в РФ не осталось людей,-которые мечтали бы о социализм.
Чтобы социализм казался выгребной ямой.
Но 80% населения РФ жили и помнят социализм!
Если старое поколение помнит о лишениях,то люди СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА как я,а таких много-помнят социализм в основном с положительных сторон.
Поэтому,-не удастся РФ окончательно загнать в дикий капитализм-пока мы живы.
Re: Re: Нет слов,Балабанов - ГНИДА!!!!!!!!!!
провинциал написал 03.09.2007 03:18
Как видно,по этим "перлам художественной мысли" нас готовят к следующему,может быть последнему прессу на остатки социализма в России.
Т.е. будет разграблено тотально последнее,что осталось.
Одновременно идет последняя идеологическая обработка-чтобы в РФ не осталось людей,-которые мечтали бы о социализм.
Чтобы социализм казался выгребной ямой.
Но 80% населения РФ жили и помнят социализм!
Если старое поколение помнит о лишениях,то люди СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА как я,а таких много-помнят социализм в основном с положительных сторон.
Поэтому,-не удастся РФ окончательно загнать в дикий капитализм-пока мы живы.
Re: Нет слов,Балабанов - ГНИДА!!!!!!!!!!
AdVirt написал 02.09.2007 11:43
Если Балабанов потащил это грязное вранье по европам, то только по заказу капитала, который готовит обывателя к будущим бомбардировкам России по югославскому сценарию. Вдруг вздумают повернуть к социализму.
Эта грязь только начало психической атаки. То ли еще будет.
Нет слов,Балабанов - ГНИДА!!!!!!!!!!
Марк написал 01.09.2007 23:32
"Груз 200" потряс венецианского зрителя
Венецианский международный кинофестиваль начал будничную работу. Организаторы высоко подняли планку, показав зрителям подборку великолепных премьерных фильмов.
Открыл этот расчет Алексей Балабанов, представивший в программе "Авторское кино" свою последнюю шокирующую ленту "Груз 200", передает ИТАР-ТАСС.
Венецианский зритель потрясен мощью и страстным реализмом трагедии, разыгравшейся по воле автора в советской глубинке в 1984 году. В течение всего показа захватывающей дух драмы в зале царила гробовая тишина.
НТВ
фифлянция кака репест пароблем...
wolodja написал 01.09.2007 16:45
Дуля Рассеи с начбалом пеперхода ее кака рымку финфляция первартилац в одну из самых болецненных проблем дуля евнакомики жисодцкой Рассеи.
Рост цен составил:
в 1992 г. 30 раз,
в 1993 г. 10 раз,
в 1994 г. 3 раза,
в 1995 г. 2 раза.
+++++++++++++++++
И хотя тепны рочта фифлянции вутносительно снижалиц, тема в дулю менее срего за 4 года цены возроцли на 180 тычяц %.
+++++++++++++++++
Так чито вдулю бабцам начев екомоники...
Переход начей екомоники на рыночные сношения резапко повысила значение денег. Пробелемы денежного хозяйства становятся некарошими основными и в парктических меморпиблятиях по рекомцрусции мамодного хозяйцтва, и в теоретических ссуследованиях. Павтаму, нечмотря на боживленное бабсуждение указанных во$ропсов на цатрниссах економической прессы, актублядность их неунемшается. Вычокая стоимость анализа фифлянционных партколов, больчое число жидсвующих и действующих на ентом форуме зарутдняют быботку правильной денежной политики.
Считаетца, чато фифлянция являетца одним из самых важных вопросов в современнов економике, с ссуспебным решением, кабторого напрямую сувязано процветание и самого государства Израиль, и всего мира в целом мало. Одновременно, фифлянция - одна из наиболее оцтрых проблем современного развития економики парктичецки во всех сутранах мира.
Так чито в портколах писут пра вайуку...
http://www4.marathonbet.com/liveresults.phtml?r%5B%5D=%D4%F3%F2%E1%EE%EB
Связь времен.
jazz. написал 01.09.2007 16:45
Жизнь в России всегда омерзительна.И чем омерзительнее тем более любо народу.
Гнусная ложь, зачем!?
Марк написал 01.09.2007 10:52
Прав автор, фильм - мозговые фикалии.Сделан с претензией на правду,патология -как олицетворение всей эпохи.Ложь полнейшая,это и мое то же время,а люди были добрее, честнее,проще и наивнее чем сейчас.
(без названия)
анонимхужепидараса написал 01.09.2007 09:39
Проспись, афтар. "Ленинск - название, не характерное для городской провинции" - ничего, што в "гарацкой правинции" есть аэродром для принятия Ил-76? Фся остальная критика - в том же духе.
(без названия)
антинашист написал 01.09.2007 09:30
все так и было точно вы просто не жили в рабочих районах в 80х если преувеличено то немного для кино допустимо а менты вообще вылитые один в один как тогда были
Позор манипуляторам
КВВ написал 01.09.2007 09:12
Ремарка про милицию. Вспоминаю свою юность, середина 60-х и 70-х годов в г. Свердловске, было всякое и дрались район на район, и экстрималили, но хулиганство было редко, как правило, хулиганы попадали в тюрьму (зону). Но в памяти отложился образ нашего участкового инспектора с полевой сумкой в руках, которого все, от мала до велика, знали в лицо. Его уважали и боялись. Мы пацаны при его появлении сразу усмирялись. Подойдет, побеседует, не пугая и не устрашая. Написал просто так, обидно, что есть люди, которые все мажут черной краской в угоду сиюминутности.
Частное мнение
xSS написал 01.09.2007 07:30
Интересно очень смотреть фильм на форуме без картинки. От третьего лица. Типа кино для грамотных. Бесплатно, конечно. За что автору и форуму коммунистическое спасибо.
Граждане России!! Будьте серьезнее к жизни,иначе останетесь
провинциал написал 01.09.2007 05:18
как "старуха у разбитого корыта"...
Не плюйте в колодец,как бы ни пришлось из него воды выпить!
"В одном Балабанов точно прав - не осмыслив проблемы своего времени, такие бездны и ужасы проморгаем - ни замолить, ни исправить, и чтобы не захлебнуться стыдом, вновь будем в «родимые пятна» прошлого тыкать, пока очередные перемены не накроют всех..."
Как бы не вернулось вам бумерангом- некоторыми гражданами РФ посланные проклятия социализму!
кAdVirt
ментурка написал 01.09.2007 03:46
Да! Жидковатые пошли антисоветчики.А учиться нужно не у позднего Рязанова, а у раннего.Вспомни его "С легким паром",какой десяток уже смотрят.А ведь там очень пушистая, я бы даже сказал утоньченная антисоветчина.По крайней мере не вызывает омерзения,хотя в сто крат опаснее.А этот "шедевр"смотреть будут только потенцыальные пациенты клиники им.Кащенко.
Груз 200 скучная галиматья.
AdVirt написал 01.09.2007 01:39
Простительно если Балабанов хочет власти угодить к выборам. Так учиться нужно у Михалкова и позднего Рязанова. Иначе полный бред ничему не соответствующий.
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss