Вспоминая Макиавелли
Пять веков назад Никколо Макиавелли заявил, что власть держится на силе и согласии. За прошедшую с тех пор половину тысячелетия произошло много событий, которые, в общем, подтвердили правоту флорентийского мудреца. Власть, пытавшаяся опереться только на силу или только на согласие, гибла довольно быстро. Власть, следовавшая рецепту Макиавелли, держалась долго – бывало, что и веками.
А теперь давайте взглянем в сторону Кремля. Есть у него сила? Есть, как не быть. Правда, сила не сказать чтобы очень уж большая, но, поскольку больше ни у кого в стране и такой нет, то можно считать ее запредельно огромной. Но одна сила без согласия власти не делает.
Пожалуй, при этих словах многие читатели удивленно вскинут брови: как же так, ведь общеизвестно, что более-менее массовой поддержкой режим не пользуется. Разве не так?
Булочная как политический институт
Так, да не так. Поддержка власти совершенно не обязательно должна быть активной, и даже сознательной. Как-то давно я слышал такую байку (детали, возможно, и не таковы, но в данном случае важны не они).
В начале 90-х, когда бывшим диссидентам казалось, что настало их время, в их кругу некий человек начал похваляться, что, хотя он и жил в проклятом Советском Союзе, но ни в каких мерзостях советского режима не участвовал.
- Простите, а вы хлеб в булочной покупали? – спросила его бывшая зэчка.
- Хлеб? Покупал, конечно – отважный антисоветчик еще не понял, куда клонит его собеседница.
- Значит – участвовали.
Максимализм, конечно (в данном случае – не юношеский, а, скорее, старческий), но в принципе сказано верно.
Работая на заводе, покупая хлеб в булочной, моясь в бане, человек укрепляет устоявшийся порядок вещей. И тем самым пассивно голосует за правящий режим – каким бы он ни был.
Власть может быть сколь угодно радикальной и революционной, но сильна она именно обывательским консерватизмом. А консерватор – это, говоря приземленно, человек, который хочет, чтобы, какие бы события ни происходили в стране, булочная всегда открывалась и закрывалась вовремя.
Что для них важно
Но и помимо таких обыденных действий, наши сограждане поддерживают режим многими способами. Например, бухгалтерия может как угодно мудрить с зарплатой сотрудников, но все же какой-то налог платит каждый из нас. Платит – и тем самым поддерживает государство. Это, согласитесь, поважнее походов в булочную. Ну и, конечно – выборы…
Ходят на них люди? Ходят, чего уж греха таить. Как они там голосуют – это уже вопрос второй (и для власти, между прочим, совершенно не интересный). Важно, что они участвуют в выборах, и тем самым признают их законность – а значит, и законность проводящей их власти.
Да, для хозяев страны не имеет значения, как люди голосуют на выборах. А вот сам факт выборов значение имеет, да еще какое. Во-первых, он помогает обитателям Кремля ответить на вопрос, кто они, собственно, такие. Таким способом власть получает если и не легитимность, то хотя бы ее видимость (а вы можете провести в современном обществе точную границу между видимостью и сущностью? Я вот не могу).
Нет, конечно, можно и без выборов… Но тогда диалог – и с населением, и с оппозицией – придется вести в манере одного из героев Войновича: «Это не я фулюган, это ты фулюган, потому что я с ружжом, а ты без». Ельцин на такое способен не был, Путин – тем более. Еще менее на роль диктатора будет подходить гипотетический преемник Путина.
Есть у выборов и другие функции: они позволяют власти более-менее достоверно определить царящие в обществе настроения, создать у людей иллюзию возможности воздействовать на власть (правда, последнее еще с начала 90-х годов получается как-то не очень)… Но та, первая функция – многократно важнее.
И что же нам делать?
Так почему бы нам не попробовать хорошенько ударить по этим самым выборам? Пусть власть покрасуется перед страной – а заодно и перед всем миром – в первозданном виде, без фигового листка. Режим от этого, конечно, не рухнет – но станет намного слабее.
К примеру, Левый Фронт с самого начала заявил, что ни в каких выборах участвовать не намерен. Неплохо, но это, на мой взгляд, полумера. Нужен бойкот выборов – а для начала хотя бы призыв к такому бойкоту.
Лозунг «Голосуй ногами!» поднять не так уж трудно, равно как и довести его до избирателей. А уж там-то он упадет на подготовленную почву. Да, у власти есть пресса и телевидение. А листовки на что? А граффити? А Интернет? А митинги и пикеты – где и плакат нужный можно поднять, и речь зажигательную толкнуть – кто-нибудь да услышит и другим расскажет.
Да и та же пресса – чтобы заказать публикацию в городской или даже региональной газете, нужны не такие уж астрономические суммы (а центральные в любом случае мало кто читает). На избирательных участках и так-то редко бывает толчея – так почему бы не попробовать сделать их еще более пустыми?
Явку нарисуют? Конечно, нарисуют. Нарисовать можно вообще все, что угодно: и избирателей, и весь народ, и страну тоже. Вот пускай и рисуют – а мы посмотрим. И других позовем посмотреть.
Не нужно забывать, что хозяева страны – люди известных моральных качеств, и ради лишнего червонца готовы утопить друг друга в ложке воды. Сорванные выборы предоставят им для этого массу возможностей. Так пускай грызутся на здоровье, пусть ослабляют друг друга, а заодно и режим.
Революционную ситуацию создает правящий класс, но ведь ему в этом можно и помочь. Думские выборы уже не за горами – парламентские партии вовсю к ним готовятся. Нужно готовиться и нам – к срыву этих выборов. А там и до президентских недалеко…
Получится у нас или нет? Честно говоря, не знаю. И единственный способ узнать это – проверить на практике.
|
|