В последние месяцы международная атмосфера напоминает раскаленную лаву, подошедшую к вершине кратера вулкана. Общественность мучает лишь один вопрос: выйдет ли эта лава на поверхность и произойдет ли катастрофа?
Начавшееся с мюнхенской речи Владимира Путина, противостояние России и Запада обретает все более ожесточенные формы: спор о размещении американских систем ПРО в Восточной Европе, дипломатическо-уголовный скандал между Россией и Великобританией связанный с высылкой бизнесмена Андрея Лугового, подозреваемого в убийстве Литвиненко и, наконец, отказ России поддержать резолюцию по статусу Косово, основанную на печально известном плане Марти Ахтисаари. Не приведет ли все это к новому расколу мира на два враждебных лагеря или, по крайней мере, к внешней изоляции России?
Тяжелое противостояние между Россией и странами Запада в последние месяцы правления президента Владимира Путина представляет собой ничто иное, как умелую пиар-акцию, проводимую администрацией президента России с целью поднятия рейтинга РФ и лично Путина в преддверии предстоящих выборов, целью которой является создание некоего культа Путина перед его уходом с поста президента.
Такой культ должен послужить основой для сохранения реального лидерства за ВВП и после рубежа 2008, а также позволить совершить его "реинкарнацию" в 2012 году.
Политика, проводимая президентом РФ В.В, Путиным в последнее время основана на том, что Россия в целом восстанавливает свое влияние на мировой политической арене. Основой этого укрепления послужили все растущие цены на нефте газовые ресурсы, которые позволяют Путину и его команде умело манипулировать своими возможностями и тем самым ставить в некоторую зависимость большинство европейских стран. В такой обстановке вполне оправданы попытки России вернуть себе былую международную роль и показать своим главным оппонентам, что язык ультиматумов новую Москву не устраивает.
Однако международные партнеры России в большинстве своем получают информацию не только из эфиров новостей первого российского канала, поэтому видят все ещё существующие в стране серьезнейшие проблемы в демографической и, что не менее важно в производственной сферах, а потому не очень-то приемлют в целом агрессивный тон Кремля. При сохранении единственного мирового гегемона в лице США, попытки нападок Москвы на проекты, открыто лоббируемые американским руководством, вызывают оправданное раздражение не только США, но и их "государств-пуделей". До тех пор пока Россия не достигнет того положения, которое занимал на мировой арене СССР она, по мнению западной элиты, не имеет морального права претендовать на равноправное участие в решении международных проблем.
В целом же позиция Москвы пока вызывает двузначную оценку. С одной стороны действия Кремля можно расценивать как жесткий удар по принципу двойных стандартов, с другой - Россия не сжигает мосты и оставляет поле для дипломатических маневров, путем которых в принципе и должны быть урегулированы все возникшие споры.
На размещение американских систем ПРО в Польше и Чехии президент Путин, после довольно жестких заявлений о возможном возобновлении гонки вооружений (и как её следствия разгорания "холодной войны"), предложил совместное использование Габалинской РЛС, а также строящейся РЛС на юге России. Тем самым Путин перебросил мяч на сторону противника. К сожалению США не воспользовались сделанным в их сторону дипломатическим реверансом и заявили о приоритетности размещения ПРО в Восточной Европе, тем самым показав на кого в действительности направлены эти системы.
Скандал с высылкой российских дипломатов из Великобритании в ответ на отказ Москвы нарушать свою конституцию и выдавать иностранному государству гражданина РФ Андрея Лугового также не вызвал ожидавшейся бури. Россия не пошла на жесткий ответ и ограничилась минимально адекватными мерами. Таким образом, Кремль списал дипломатический демарш Великобритании на молодость главы МИД, а также на смену правительства в этой стране. Однако международная обстановка от этого не только не разрядилась, а скорее наоборот замерла в напряженном ожидании очередного взрыва.
Взрывом этим может стать решение косовского вопроса путем признания наиболее эффективным плана Ахтисаари. После отказа авторов резолюции от её рассмотрения на Совете Безопасности ООН и выноса решения этой проблемы на Контактную Группу, где ни одна страна не имеет права вето, но при этом сторонники плана Ахтисаари находятся в большинстве, вопрос о независимости края кажется уже решенным. И в этом плане предстоящая реакция России кажется наиболее интересной.
Если Кремль посчитает, что приоритетом для него является сохранение международного влияния Москвы, то он будет вынужден в одностороннем порядке признать независимость спорных территорий постсоветского пространства, а именно Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, а также найти решение нагорнокарабахской проблемы. В крайнем случае Кремль может надеяться на поддержку таких ярых антиамериканистов, как Уго Чавес, Эво Моралес, Фидель Кастро, Ким Чен Ир, Махмуд Ахмадинежад, но и это возможно только при условии серьезной экономической помощи перечисленным режимам со стороны Москвы. При этом такая позиция России должна стать настоящей атомной бомбой для международной стабильности, которая приведет к установлению нового железного занавеса над всеми антиамерикански настроенными государствами, что несомненно послужит началом "второй мировой" холодной войны.
К такому ожесточению Россия на нынешнем этапе своего развития ещё не готова и потому видимо постарается максимально смягчить свою реакцию на признание независимости сербского края Косово. Однако любая другая реакция, связанная с раздачей МИД России нот протеста и прочими, предусмотренными на этот случай дипломатическими мерами станет провалом политики, проводимой президентом Путиным, который не раз заявлял, что принятие плана Ахтисаари повлечет за собой независимость всех спорных территорий на постсоветском пространстве. Не вызывает сомнения, что официальная российская пресса представит это как очередную победу российской дипломатии, однако фактически на мировой арене Россия опустится еще на одну ступеньку вниз.
|
|