Спустя полгода после нападения на Нальчик жители города живут в страхе. Их атакует местная милиция. С необъяснимой жестокостью милиционеры расправляются с горожанами, увечат, отрезают им пальцы и выбивают признательные показания, а в противном случае убивают.
В Кабардино-Балкарии вплоть до настоящего времени продолжаются задержания в связи с октябрьским нападением на силовые структуры. Хроника задержаний пестрит сообщениями одно хуже другого. Так, одним из задержанных является 24-летний житель села Верхний Куркужин, который был схвачен на углу улиц Толстого и проспекта Ленина якобы с пистолетом Макарова, похищенным во время нападения на управление Госнаркоконтроля в Нальчике в декабре прошлого года. Постфактум любое найденное милицией в Нальчике оружие сразу относят к Госнаркоконтролю (будь то гранотомет, длинноствольный АКМ, танк, самолет или ГРАД) и это при том, что представители Госнаркоконтроля КБР неоднократно официально заявлял, что большая часть оружия, изъятого после октябрьских событий, не принадлежит Службе.
К сегодняшнему дню, по официальной версии, проверке подверглись уже более 2000 подозреваемых в причастности к вооруженному мятежу. 51 из них арестован. Им предъявлено обвинение по нескольким статьям одновременно. Самая тяжкая из которых терроризм. Многие из задержанных милицией лиц попросту пропали. Уголовные дела по данным фактам прокуратура возбуждать отказывается. Во всех случаях обвинительная база основана на признательных показаниях задержанных или показаниях сотрудников органов, которые якобы видели кого-то где-то.
Правозащитники между тем бьют тревогу. Заявления о массовых репрессиях и пытках в Кабардино-Балкарии звучат уже на международном уровне. Обеспокоенность неконституционными методами, применяемыми силовиками в отношении арестованных и вообще граждан республики, выразила в своем специальном докладе организация «Human Rights Watch». Адвокатов некоторых подозреваемых последовательно отстраняют от работы. «Все признания моего подзащитного и большинства других арестованных выбиты под пытками», утверждает Инна Комиссарова адвокат бывшего узника американского лагеря Гуантанамо Расула Кудаева
Так, «Газета» опубликовала фотографии арестованных. Фото сделаны в УБОПЕ МВД КБР спустя три недели после ареста. Следы допросов на лицах и телах всех задержанных. По словам другого адвоката, Ларисы Дороговой, после 13 октября ужас у местных жителей только усиливается. «Каждый живет в страхе, потому что ждет, что в любую минуту могут забрать сына. И никому там не интересно виновен человек или нет. Происходит то, что называется массовыми репрессиями», говорит Дорогова.
Лариса и ее дети подвергаются многочисленным нападкам. Она стала первым адвокатом, отстраненным от ведения дел по событиям 13 октября. На просьбу Дороговой пропустить ее в здание МВД для встречи со следователем кабардинский милиционер в погонах майора ответил: «Ермолова на вас на всех не хватает!»
Большинство из тех, кто выбрался живым из стен милиции, по-своему интерпретирующей историю колонизации кабардинцев генералом Алексеем Ермоловым, предпочитают молчать о том, что с ними там происходило. Самый свежий пример 26-летний житель пригорода Нальчика селения Вольный аул. Он был задержан дома на глазах у родных и соседей. Ему накинули на голову черный пакет, перетянули его вокруг шеи и в таком виде вывели со двора. Спустя день молодого человека нашли в лесополосе со следами многочисленных побоев, электрических и сигаретных ожогов, обгоревшими ногтями и наполовину отрезанным мизинцем. Родные и сам пострадавший категорически отказываются обращаться к адвокатам. Мотивация одна убьют. Боятся говорить с журналистами или правозащитниками и те, чьих родных уже убили.
14 октября утром милиционеры забрали сына Бетала Дзагалова Бориса. Через день Бетала пригласили в морг на опознание. У сына не было половины лица. Отцу сказали, что Борис убит на улице с оружием в руках. После того как он начал рассказывать журналистам о цинизме милиционеров, в этот понедельник с отцом серьезно поговорили люди из здания УФСБ на углу Ногмова и Ленина, после чего потерявший единственного сына Дзагалов, отказывается встречаться с прессой.
Борис Дзагалов не единственный, чье тело не вписывается в версию МВД. Заур Псануков был арестован 14 октября. В милиции говорят: выбросился из окна УБОП, от чего умер. Однако все окна в здании УБОП зарешечены. Тело Псанокува изуродовано, на нем видны явные следы пыток, раны обработаны зеленкой. Другой случай: 18 октября МВД Кабардино-Балкарии распространило заявление о том, что в лесу в окрестностях Нальчика найден труп боевика Эдуарда Ахметова. На фото было видно, что раны обрабатывались зеленкой. Однако днем раньше к зданию прокуратуры КБР, куда родственники убитых приходят просить отдать им тела, прибежала заплаканная женщина- мать Эдуарда Ахметова. «Моего сына только что добили в реанимации!» кричала она.
Вплоть до настоящего времени перед республиканской прокуратурой собираются родственники убитых и просят отдать им тела. По навету одного из милиционеров, застрелившегося (или застреленного кем-то) впоследствии, в октябре 2005 года был арестован старший сын известного в республике человека - диктора республиканского радио Алия Пшиготижева. Обвинения не подтвердились и парня выпустили, однако затем он пропал. В конце марта пропал еще один верующий - молодой мусульманин по имени Аеус, торговавший исламской литературой в Соборной мечети Нальчика, и никакого отношения не имевший к октябрьским событиям. Милиция этими фактами не интересуется.
8 ноября 2005 года группа правозащитников в том числе члены Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Людмила Алексеева и Светлана Ганнушкина, а также представители Форума переселенческих организаций, Общероссийского общественного движения «За права человека», общественного Комитета за свободу совести и другие выступили с обращением к общественности, в котором возложили вину на обострение ситуации в Кабардино-Балкарии на руководство МВД республики.
«С каждым днем становятся достоянием гласности все новые подробности о расправах в Кабардино-Балкарии, в первую очередь, городе Нальчике и его окрестностях, которые проводятся под видом борьбы с религиозными радикалами: многочисленные аресты и похищения, пытки с целью получения признаний, - говорится в обращении. - Множатся свидетельства о чудовищных унижениях, истязаниях и пытках, которые практиковались милицией и органами МВД КБР под предлогом борьбы с ваххабизмом до трагических событий 13-14 октября в Нальчике». Алексеева и исполнительный директор ООД «За права человека» Лев Пономарев, также подписавший это заявление, летом 2005 года побывали в Кабардино-Балкарии и по возвращении в Москву обратились к властям с предупреждением о том, что действия правоохранительных органов республики провоцируют происламски настроенную часть население республики на активные действия в свою защиту.
Большое количество людей, в том числе из числа журналистов, стали очевидцами того, что тела многих из участвовавших в штурме административных зданий в Нальчике были изуродованы, большую часть раненных и задержанных милиция добивала на месте. На большинстве тел были многочисленные пулевые отверстия в области шеи и головы, что говорит о том, что молодежь добивали, поскольку вопрос об их задержании попросту не ставился. Тот, кто видел трупы погибших, сгруженные в вагоны, испытал шок и ужас о того, что такое могут делать люди. Молодые тела были сгружены и навалены друг на друга с пренебрежением и кощунством. На многих из трупов следы пыток, сожженные гениталии, лица, следы пыток на конечностях. Все это говорит о том, что многие, прежде чем расстаться с жизнью подвергались жестоким истязаниям. В вагонах находились и тела тех, кто по случайности погиб в трагических событиях и не имел никакого отношения к противостоянию, их в целях увеличения статистики убитых боевиков также записали в последние.
Очевидцы рассказывают, что большинство из невинно убитых граждан погибли от беспорядочной милицейской стрельбы. Немногочисленным родственникам удалось, кому по блату кому за деньги проникнуть в вагоны для опознания тел своих родных, у кого были деньги, выкупил трупы близких. Люди сами разбирали тела, по потому что помогать им в этом заведовавшие вагонными отказывались. Некоторые граждане сделали фотографии увиденного в вагонах с телами, которые повергают в шок. По республике ходят кассеты и DVD диски с записями трагических событий, в основном на них запечатлены подвергнувшиеся штурму административные здания Нальчика, тела повстанцев в большом количестве. Эти пленки сознательно распространяются правоохранительными органами для устрашения населения, чтобы другим не повадно было. Потери милиции на пленках не запечатлены, поскольку такая цель в момент съемки не ставилась.
Можно сказать, что правоохранительные органы России в северокавказских республиках возрождают варварские обычаи - убийства и пытки инакомыслящих в лице мусульман. Те, кто это делает, сами себя называют мусульманами, родились в мусульманских семьях и желают быть захороненными как мусульмане. Однако, это не мешает им избивать своих единоверцев и кричать им: «Где же ваш Аллах, почему он не спасает вас, бензин закончился?!».
По свидетельствам горожан после октября 2005 года, когда город был наводнен различными представителями силовых ведомств, в том числе из России. Причем последние отличались крайней корректностью и вежливостью. И наоборот, кабардинские менты, пользуясь ситуацией, позволяли себе всяческие бесчинства. Люди, которые не понимали причину трагических событий октября и видели во всем произошедшем вину молодых мусльман, после действий ментов, затронувших и их интересы, интересы их близких, начали по иному смотреть на суть событий.
Не секрет, что многие из числа сотрудников милиции, уволились из правоохранительных органов. У любого нормального человека не выдержала бы психика от того, что творилось в ментовских застенках Нальчика. Но изменилась ли ситуация после отставки министра внутренних дел Хачима Шогенова? Можно сказать, что, скорее всего, нет. Власть просто произвела рокировку. Министром назначили никому в КБР не известного полковника из Адыгеи, который, есть опасения, будет выполнять роль свадебного генерала. Шогенов же по-прежнему во власти, теперь он курирует работу правоохранительного блока в Правительстве КБР. Поэтому надеяться на справедливость и понимание со стороны власти в этой ситуации глупо.
|
|