Провал администрации США в марте 2005г по установлению марионеточного режима в Кыргызстане по грузинскому образцу в ходе «тюльпановой революции» и стратегически бездарное управление взаимоотношениями с Узбекистаном в ходе и после «андижанских событий» в мае 2005 г., привнесли абсолютный коллапс в систему доверительных взаимоотношений осторожно выстраивавшейся Вашингтоном со странами Центральной Азии (ЦА) на протяжении последних 15 лет. После потери воздушной базы «Карши – Ханабад», будущее авиабазы «Манас» остается в подвешенном состоянии, а во взаимоотношениях США со странами ЦА пролегло глубокое недоверие.
У США имеется ограниченный, если вообще имеется, набор опций в этой связи: отказаться от «демократической» риторики и действий с последующим возвратом к «прагматичному» или же «реалистичному» подходу при формулировании своей внешней политики в регионе. Имея «нейтральный», т.е. изоляционистский Туркменистан и зажатый между двумя гигантами – Россией и Китаем – Казахстан, Вашингтон пытается медленно культивировать два новых курса: выстраивая взаимоотношения с Таджикистаном и «обучая» правящую таджикскую элиту тонкостям современных международных отношений и геополитики.
В свою очередь Душанбе быстро ответил взаимностью на попытки Вашингтона и проявляет желание осторожно выйти из-под влияния России. В течении прошлого года американские политики пытались внедрить новую стратегию в регионе.
Стратегия под названием «Большая Центральная Азия» по замыслу Госдепа США должна состоять из Центральной и Южной Азии и сформировать, таким образом, новый объединенный регион. Как осуществить эту идею на практике? Наилучший путь осуществить это - перенаправить транспортные коммуникации, нефте- и газопроводы, а также линии электропередач ЦА с Севера на Восток и Юг. Этот подход, если он сработает, должен будет также помочь Соединенным Штатам выработать стратегию выхода из Афганистана.
Вкратце, основные цели этой политики: сформулировать стратегию выхода из Афганистана при минимальных (гео)политических потерях и переложить финансовые обязательства на его северных соседей. Тем не менее, вся конструкция будет нуждаться в продолжительном «ограниченном» американском военном присутствии в безопасных местах базирования в ЦА и таким образом способствовать не только сохранению и укреплению американских геополитических позиций в регионе, но и ослаблению аналогичных позиций России, Китая и Ирана.
Таким образом, для достижения этих целей «диверсификация» геополитической «верности» Таджикистана только первый шаг. Таджикистан, наиболее бедная страна появившаяся после развала СССР в 1991г., обладает самым большим гидроэнергетическим потенциалом в мире в расчете на душу населения. В то время как национальная экономика Таджикистана не представляет собой емкий внутренний рынок для роста потребления электроэнергии в ближне- и среднесрочной перспективе, более крупные рынки электроэнергии развиваются на его южных рубежах – в Афганистане, а также далее в Пакистане и Индии, а также на Востоке - в Китае.
Ожидается, что внутренний рост потребления электроэнергии в государствах ЦА составит в целом порядка 0.5 – 1 процентов на протяжении следующих пяти лет. Более долгосрочные прогнозы указывают на рост внутреннего потребления электроэнергии на уровне 2 процентов для всего региона, хотя и это достаточно внушительная цифра. В то же время ожидается, что рост потребностей в электроэнергии в Южной Азии достигнет гораздо более значительных параметров. Правительство Афганистана предсказывает ежегодный рост потребностей в электроэнергии в последующие 20 лет между 6.3 и 8.2 процентами в год, с возможным ежегодным спросом к 2020 г. на уровне 6 тыс. 640 мегаватт.
Большая часть этих потребностей, в соответствии с прогнозом, должна быть удовлетворена за счет импорта электроэнергии. Прогнозируемый спрос в Пакистане гораздо больше – стране необходимо увеличивать свои генерирующие мощности в среднем на 1500 мегаватт ежегодно на протяжении последующих десяти лет для этого, чтобы удовлетворить растущий внутренний спрос. На таком фоне, обеспечение этого дополнительного спроса более чем наполовину за счет возможностей национальных производителей электроэнергии представляется маловероятным. Для такой ситуации нашелся Таджикистан, рассматриваемый как первый шаг во вновь принятом геополитическом плане США, который также, якобы должен помочь экономикам Афганистана и Пакистана.
История современного Таджикистана началась с большого числа проблем и трудностей. Наиболее трагичным периодом стало время гражданской войны 1992 – 1997 г.г. Война оставила эту войну в руинах и практически полностью разрушенной. Несмотря на то, что война закончилась, условия жизни населения все еще остаются на самом низком уровне на постсоветском пространстве и продолжают ухудшаться. Истинные результаты прошедших в ноябре 2006г. выборов президента, а также многочисленные исследования указывают на то, что недавно состоявшиеся выборы были ни демократичными и ни общенародными.
Мир и стабильность в сопоставлении с ужасами не так давно закончившейся гражданской войны являются единственной причиной согласия таджикского населения на еще один 7-летний срок президентства необразованного таджикского президента и правящей коррумпированной элиты. Господин Рахмонов умело манипулирует этими страхами и в тоже время намеревается легитимизировать свое правление посредством обхаживания Запада, в частности Вашингтона. Иностранные державы, и наиболее активно США, пытаются использовать эту ситуацию для продвижения своих военных и геополитических целей. Таджикское правительство и мистер Рахмонов полностью отдают себе отчет о проводимой Соединенными Штатами политике и пытаются обойти «определенные существующие трудности» для того, чтобы быть позволенными играть в новую игру, в которой «новое» президентство легитимизировано западными государствами, а стране предоставлена большая роль в региональных делах.
В таких условиях, становится ясно, что рано или поздно россияне потеряют свои традиционное влияние в Таджикистане и станут таким же «персона нон грата», как и в Грузии.
Другим сигналом того, что таджикская внешняя политика меняется за счет Москвы – назначение в декабре 2006 г. бывшего посла страны в Вашингтоне господина Хамрохона Зарипова новым министром иностранных дел Таджикистана. Он становится ключевой фигурой в улучшении американо-таджикских отношений, и, по всей видимости, будет активно лоббировать достижение закулисных тайных соглашений между двумя странами. Что же Белый Дом предлагает Душанбе за его «перемену рядов» и «измену» традиционному союзнику – Кремлю?
Во-первых, статус «ключевого американского союзника США в борьбе с терроризмом». Во-вторых, обмен рукопожатиями и возможность фотографирования с Дж.Бушем в Белом Доме, возможно уже в 2008 году. В-третьих, ряд новых кредитов и «безвозмездной» финансовой помощи. США, в дополнение к этому, обещают также новые трассы, которые свяжут Таджикистан через Афганистан с Пакистаном и Индией. Таджикистан, таким образом, может стать транзитной страной и иметь бесперебойный доступ к портам Индийского Океана. Это, в конечном итоге даст импульс росту экономики страны, принесет огромные торговые и транзитные дивиденды в государственную казну.
К сожалению, эта вышеописанная картина больше ближе к выдумке, нежели к реальности. Провальная политика США по «демократизации» Ближнего Востока, проигранная война в Ираке и абсолютно проигрышная ситуация с дальнейшей оккупацией этой страны, возвращение «Талибана» и рост производства опиума в Афганистане - все вместе это те факторы, которые указывают на то, что изменения ни в коей мере не будут в пользу ни американских, ни таджикских геополитических «мечтаний».
С другой стороны, у США нет другого пути по закреплению своих геополитических позиций в ЦА, а для Таджикистана – быстрого «рецепта» для значительно улучшения своей роли в региональных делах. По всей видимости, Душанбе намерен заплатить любую цену взамен на его полноценное «принятие в международное сообщество наций», как это предлагают политтехнологи США, даже ценой измены своему традиционному союзнику в этой бесконечной борьбе сверхдержав за глобальное доминирование. Скорее всего, это станет еще одним этапом в провальной политике и вызовет ответный огонь в сторону амбиций господина Рахмонова и его окружения.
|
|