Кто владеет информацией,
владеет миром

От тотальной товарности к медиа-коммунам

Опубликовано 23.11.2025 автором Тимур Галеев в разделе комментариев 4

сми тв газеты
От тотальной товарности к медиа-коммунам

Доклад к семинару «Пути восстановления экономической независимости медиа»

Политэкономический анализ: от тотальной товарности к медиа-коммунам

Введение: Медиа в эпоху «тотальной товарности»

С позиций современной критической политэкономии (школа А.В. Бузгалина – А.И. Колганова) современные медиа являются идеальным воплощением феномена «тотальной товарности», когда капиталистические отношения подчиняют себе последние бастионы нетоварного, общественного бытия. Информация, знания, коммуникация, общественное мнение – все это превращается в товар, чья стоимость определяется не столько общественно-необходимыми затратами труда (классическая политэкономия), сколько его способностью приносить прибыль в системе «виртуального капитала».

Виртуальный капитал – это капитал, оторвавшийся от реального производства и функционирующий в спекулятивной, фиктивной форме. Медиа, в этой системе, выполняют двойную функцию:

  1. Прямой товар: Продажа контента (подписки) или внимания аудитории (реклама).
  2. Фабрикация символического капитала и виртуальных стоимостей: Медиа создают образы, репутации, бренды, общественные настроения, которые становятся ключевым активом в постиндустриальной экономике.

Таким образом, экономическая зависимость медиа – это не просто проблема финансирования, а системное явление, встроенное в логику позднего капитализма.

1. Кризис традиционных моделей: исчерпание формата

Классическая модель финансирования медиа через рекламу сегодня переживает глубокий кризис, который можно описать как противоречие между потребительной и меновой стоимостью медиапродукта.

  • Потребительная стоимость качественного медиа – это просвещенная, критически мыслящая аудитория, способная к сложным общественным дискуссиям.
  • Меновая стоимость (прибыль) в рекламной модели, напротив, заинтересована в максимально пассивной, управляемой аудитории, чье внимание легко монетизировать. Это приводит к производству упрощенного, сенсационного, кликбейтного контента, что уничтожает саму потребительную стоимость медиа как института демократии.

Государственное финансирование, в свою очередь, превращает медиа в инструмент легитимации власти, подчиняя его логике административной ренты, а не общественного блага. Медиа становится «квазитоваром», чье производство детерминировано не рыночным спросом, а политическим заказом.

2. Альтернативные модели с точки зрения политэкономии

Выход из этого тупика лежит не в поиске новой «удобной» бизнес-модели в рамках системы, а в создании посткапиталистических форм организации медиадеятельности. Речь идет о развитии элементов ассоциированной социальной творческой деятельности, которая вытесняет отношения купли-продажи.

  • Краудфандинг и подписка (модель членства): Эта модель может рассматриваться как зародышевая форма преодоления отчуждения. Аудитория, напрямую финансируя производство, становится ассоциированным субъектом медиа, а не товаром для продажи рекламодателю. Потребительная стоимость (получение качественного контента) начинает напрямую определять производство, минуя диктат меновой стоимости. Это форма некоммерческого, кооперативного производства.
  • Медиа-кооперативы и профсоюзные проекты: Это прямая форма коллективного присвоения средств производства. Журналисты, редакторы, технические работники, объединяясь в кооператив или получая поддержку профсоюза (как в случае с семинаром в профсоюзе «Новый Труд»), вырываются из отношений наемного труда. Их деятельность мотивируется не заработной платой и прибылью капиталиста, а профессиональной этикой, общественной миссией и логикой самоуправления.
  • Некоммерческие фонды (при всех их противоречиях): Могут выступать как временный «буфер», защищающий медиа от прямой рыночной или государственной зависимости, создавая пространство для производства контента, обладающего высокой потребительной, но низкой меновой стоимостью (расследования, аналитика, культурные проекты).

Заключение: К медиа-коммунам как форме общественного блага

Таким образом, восстановление экономической независимости медиа – это не техническая, а политическая и политэкономическая задача. Она требует сознательных усилий по созданию и поддержке таких форм медиаорганизаций, которые основаны на принципах:

  1. Де-коммодификации: Изъятие информации и знаний из сферы тотального товарного производства.
  2. Кооперации и самоуправления: Создание медиа-кооперативов, где труд является свободной творческой деятельностью.
  3. Прямой связи с обществом: Финансирование через краудфандинг, подписку и общественные фонды, что делает медиа подотчетным своим читателям, а не капиталу или государству.

В долгосрочной перспективе мы должны говорить о переходе от медиа как «фабрик новостей» к медиа-коммунам – открытым платформам, где производители и потребители контента сливаются в едином процессе производства общественного знания, основанного на солидарности, а не на конкуренции. Это и будет реальным шагом к преодолению зависимости, порожденной виртуальным капиталом и тотальной товарностью.



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 1
Поделиться
Всего комментариев к статье: 4
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Михалыч написал 24.11.2025 16:50
Прибыль и убыток, как и производительность труда - это категории рыночной экономики.
Это не значит, что при социализме нет прибыли или убытка. Они тоже есть, но адекватно оценить их нельзя и даже обнаружить их нельзя по причине фальшивых цен, отвязанных от спроса.
Если ты не знаешь, что и сколько реально стоит, то ты никогда не поймешь - прибыль у тебя или убыток. Ты не поймешь, работаешь ли ты на страну или разоряешь ее. Потому что прибыль - это не прихоть алчного буржуя, а необходимое условие существования здоровой экономики. Любое производство требует затрат, и они покрываются или из прибыли, или из бюджета.
Просьба не читать тупому солдафону волобуеву, дебилу и неучу из военного училища, который полагает, что любые затраты легко покрываются печатным станком. Это солдафон, то есть дебил.
Отследить прибыльность-убыточность при социализме невозможно, потому что все цены взяты с потолка. При гипотетическом коммунизме это тем более не получится, потому что не будет цен вообще, и даже денег не будет. В безденежной экономике можно будет понять - что дороже, тонна стали или полтонны стали? Опять же, если сталь одной марки. Но в такой экономике невозможно будет понять - что дороже, тонна стали или тонна меди? Это можно понять только в рыночной экономике.
Ответить
Бьют по всем фронтам хохлят-это Пушкин виноват-)
Новости бандеровской хохлопомойки написал 23.11.2025 20:32
Героев Великой Отечественной войны сраным бандерам оказалось мало.
"Институт национальной памяти" киевского неонацисткого режима просроченного наркомана-попрошайки посчитал русских-ученого Михаила Ломоносова, а также поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, живописца Василия Сурикова, писателя Ивана Тургенева символами "российского империализма"-)
Согласно украинскому законодательству, посвященные этим лицам объекты на Украине должны быть убраны из публичного пространства.
Кроме них, в списке украинского института нацпамяти адмирал Павел Нахимов, императоры Николай I и Николай II, полководец Александр Суворов, император Петр I.
Ответить
производители и потребители контента сливаются в едином процессе
Кущ тотальный написал 23.11.2025 00:53
Них...я нипонял, но звучит эротично. Видос будет?
Ответить
Чушь собачья
Е. В. написал 23.11.2025 00:44
Автор понятия не имеет об основах марксизма. Поэтому не понимает значимости отмены золотопаритетности денег, изменившей мир. В том числе отменившей капитализм и даже понятие капитала. А что-то пытается предлагать делать в этом мире, не понимая его, находясь в давно исчезнувшем мире.
Кстати. А. В. Бузгалин тоже ведь был марксистки безграмотным, не знал элементарных вещей. Но тоже ведь выставлялся. А потом, когда понял, каким он был балбесом, помер. У честных людей, когда они понимают происходящее, часто разрывается сердце.
А не понимающие и бесчестные продолжают нести ахинею.
Ответить
Написать комментарий
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Опрос
  • Читали ли вы книги Краснахоркаи?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss