Зарплаты московских курьеров могут вырасти до 300 тысяч рублей в месяц на фоне зимнего сезона и нехватки рабочих рук, пишет «Коммерсантъ».
Сообщается, что только в Москве и Подмосковье открыто не менее 15 тыс. вакансий для курьеров на предновогодние заказы. При этом почти половина работодателей готова платить курьерам от 200 тыс. рублей в месяц, а соискателям с водительскими правами обещают 360 тыс. руб. за работу курьером, причем на корпоративном автомобиле.
И что? Много?
Нет, это не курьерам в праздники платят много. Это в производящих отраслях платят мало. Курьепру лишнего никто не заплатит - вот сколько стоит его труд, столько и получит. А вот почему люди, работающие на производстве, то есть производящие то, что потом перераспределяется через торговлю, в том числе и курьерами, получают так мало?
Производительность труда — это мера, которая отражает объём работы или услуг, произведённых за определённый период времени. Это соотношение выхода продукции к затраченному на её создание времени или ресурсам.
Производительность труда - это, в том числе, стоимостной объём продукции в соотношении с затратами на оплату труда. То есть, простыми словами - когда нищие производят продукцию, которую продают нищим же, по нищенским ценам (а других цен в такой системе никто не оплатит), производительность труда расти не будет. Не с чего. Чтобы росла производительность в стоимостном выражении, нужно, чтобы у людей было достаточно денег, чтобы покупать.
Люди, живущие от получки до получки, никак не могут увеличить свой потребительский бюджет, то есть не могут дать "настоящую цену" товарам, которые сами же они и производят.
Это прекрасно описано у Шолом Алейхема, где торговец селедкой в местечке в черте оседлости покупает селедку по три копейки, режет ее на пять кусков, и продает каждый по копейке.
"Он действительно вкладывал в «дело» три копейки и выручал пять! В каждом гривеннике лежало шесть копеек прибыли! В рубле было шестьдесят процентов дохода! Неслыханно! Золотое дно! Сам Ротшильд никогда не видел таких доходов! Одна беда: некому было продавать больше десяти селедок в день!"
Так вот, надо продавать больше десяти селедок в день...
Когда люди, получающие миллионные откаты, возмущаются, что курьер, лишающий себя новогодних праздников ради заработка, зарабатывает 300 тысяч, почему-то им не приходить в голову, что их неправедные доходы составлены из многочисленных недоплат рабочему, который горбатится круглый год за 30-40 тысяч в месяц! Да хоть бы даже и за сто!
И чтобы производительность труда росла, нужно не обворовывать рабочего и не возмущаться, что курьер зарабатывает больше, а платить рабочему столько, чтобы он мог покупать собственными же его руками произведенную продукцию по полной ее цене!
В свое время в послевоенной Британии, уже не слишком великой, правительство лейбористов решало эту задачу, стимулируя экспорт. Льготы и дотации от правительства напрямую зависели от доли в производстве, шедшей на экспорт. Это приводило к тому, что и на внутреннем рынке все продавалось по мировым ценам, что вело к росту зарплат - и росту производительности труда: каждый рабочий производил большую стоимость.
Тот же примерно фокус лежал и в основе японского экономического чуда: в Японии все было дорого, но и зарплаты соответствовали ценам. В результате японец, приехавший в Европу, мог купить себе все, что хотел. А японское все было дорогим, но лучшим в мире!
Каким путем Министерство труда будет решать проблему роста производительности труда? А это именно его компетенция. И чем возмущаиться ростом зарплат в непроизводительной отрасли, обеспокились бы ростом этих зарплат на производстве!
Методов много, экономисты знают. Экономисты, а не граждане с дипломами экономических вузов. Иначе будет как с тетей Розой, которая круче, чем Маркс - тот был экономист, а тетя Роза - старший экономист!
|
|