Численность неформально занятых в России в третьем квартале 2024 года достигла 15,8 млн человек, что почти на 12% выше, чем за тот же период годом ранее.
Согласно методологии Росстата, к работникам неформального сектора относят нанятых у физических лиц и трудящихся на предприятиях, у которых нет статуса юрлица. Речь идет в первую очередь о самозанятых, индивидуальных предпринимателях и их сотрудниках, работающих на индивидуальной основе без регистрации ИП, а также представителях так называемого серого сектора — работниках, которые трудятся в организациях, но без официального оформления трудовых отношений. Человек может совмещать работу в неформальном и формальном сегментах.
Количество неформально занятых рассчитывается Росстатом не напрямую, а косвенно: как разница между числом всех занятых в экономике (определяется путем опросов через ответ на вопрос «Выполняли ли вы в отчетный период какую-либо деятельность за плату?») и количеством рабочих мест в юридических лицах (определяется через отчетность предприятий).
Неформальный сектор не идентичен теневой экономике. Деятельность таких предприятий не обязательно связана с преднамеренным уклонением от налогов и другими нарушениями. Трудовые отношения в неформальном секторе могут оформляться официально либо основываться на устных договоренностях без подписания каких-либо документов.
«Подавляющее большинство производственных единиц неформального сектора предоставляет товары и услуги, производство и распространение которых совершенно законно», — подчеркивают в Росстате.
- На самом деле типичная теневая занятость, - считает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов, член ЦС Независимого профсоюза "Новый труд". - Просто не надо путать теневую занятость с криминальным бизнесом. Эти люди никаких криминальных услуг не оказывают, только законные. И товары производят законные, но нелегально, налогов не платят и иных форм контроля избегают. Именно чтобы вывести этих людей из "серой зоны", то есть зоны, где люди занимаются вполне разрешенной деятельностью, но нелегально, и был затеян эксперимент с налогом на профессиональную деятельностью, самозанятость. И миллионы занятых в "серой зоне" легализовались через НПД, но протом активность правительства в законодательной сфере напугала граждан, и приток в число плательщиков НПД, то есть самозанятых, остановился - как было 10,5 миллионов к началу года, так примерно столько же и к концу. Зато "неформальная занятость", то есть "серая зона" выросла на 12 процентов. Такое чувство, что правителстьво испугалось успеха собственного эксперимента. и решило "открутить назад"...
|
|