Московский метрополитен не будет закрываться на фоне ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции, сообщил Сергей Собянин в эфире телеканала "Россия-1": "Метро вообще невозможно остановить. Если мы остановим метро, потом полгода будем восстанавливать. Поэтому при любой ситуации метро будет работать, это чушь и глупости". Он добавил, что метро создано таким образом, что поезда должны курсировать в постоянном режиме, прокачивать воздух, чтобы все сети были в надлежащем состоянии.
***
Сформулируем точнее, выплюнув лишнее изо рта: у метро нет системы отопления, почти нет системы принудительной вентиляции - и нагревание воздуха, и его циркуляция происходят исключительно за счет конвекции, то есть естественного движения воздушных масс. Все спроектировано правильно, воздух двигается, а вместе с ним и наши запахи, и наши микробы.
Наверно, понятно, что система метрополитена является "идеальным" механизмом как для распространения инфекции воздушно-капельным путем, так и, к примеру, распространения отравляющих веществ. Но если наличие в воздухе ОВ фиксируется датчиками, то микробы и вирусы не фиксируются никак, и циркулируют свободно.
Что же предохраняет нас от заражения всеми возможными болезнями при первой же поездке в метро?
Отвечаю - разведение! В метро циркулируют огромные массы воздуха, и относительно небольшая концентрация в нем микробных или вирусных тел не способна "пробить" наш иммунитет. Один-единственный вирус, путь даже и страшно болезнетворный, ничего нам не сделает, если, конечно, у нас сохранился хоть какой-то иммунитет. Важна концентрация, при которой наша иммунная защита уже не справляется с инфицированием - и мы заболеваем.
Поэтому сама по себе прогулка по станции метро "Комсолмольская", к примеру, почти все равно, что прогулка по открытому воздуху - так там все просторно и воздушно. Если вы, разумеется, не двигаетесь в толпе, которая вся напропалую чихает и кашляет. Или не идете по узкому переходу, где воздух движется, но объем его совсем невелик.
В общем, важна концентрация, а при массовой эпидемии она, как легко сообразить, сильно увеличивается.
Помогают распространению инфекции в метро и некоторые новации. Например, если старинные станции представляют собой настоящие подземные дворцы с высоченными потоллками и огромной массой воздуха, то новые, которые клепают на поток, низенькие, узенькие, с тесными переходиками... Концентрации, если будет не лень, сами подсчитайте.
Никто не думал об инфекции или гражданской обороне, когда создавал новые поезда метро и МЦК - там через все вагоны сплошной проход, нет никаких тамбуров. То есть и инфекция, и ОВ будут гулять там от головы к хвосту поезда совершенно беспрепятственно, и в маленьком объеме.
Если при проектировании советских станций метро старались всеми силами избежать возможности давки на входе и выходе, то современнеые турникеты с открывающимися створками просто специально создают небольшую толпу у входа даже без часа-пик.
Так что при серьезном распространении заболевания метро становится настоящим инкубатором инфекции и "станцией искусственного осеменения" микробными телами.
***
Может ли сегодня Москва обойтись без метро? Нет, более половины всех пассажирских перевозок осуществляет именно метрополитен. Теперь к нему добавились еще МЦК и сквозные диаметры. В течение как минимум 10 лет столичные власти воевали с личным транспортом и навязывали москвичам транспорт общественный. Они и сейчас продолжают эту линию - посмотрите на ценники парковок и штрафы за нарушения. Люди уже отказываются потихоньку от поездок в центр города на личном авто, да и от самих автомобилей отказываются все чаще.
А общественный транспорт, в особенности метро, в условиях эпидемии небезопасен.
Ну, есть еще велосипед, но город слишком велик, не наездишься.
Собянин не хочет закрывать метро? Понятно, что не хочет - это катастрофа. Но тотальное заражение смертельно опасной инфекцией - тоже катастрофа, и куда "катастрофичнее".
В общем, пусть думает - нас ведь в части управления городом давно никто не спрашивает. Нас просто пасут, а мы стадо. Растет наше погроловье или падает - не наше дело. Пастухи знают...
Анатолий Баранов
|
|