Невзирая на сжатые сроки формирования конкурсной программы КМФМК, конкурс в этом году получился ярким - что в художественной номинации, что в документальной, что в полном метре, что в коротком. Необыкновенно тёплая, душевная лента «Рона, мать Азима» представлена одним из представителей плеяды молодых афганских кинематографистов Джамшидом Махмуди.
Афганец Махмуди учился в Тегеране, а работает и в Иране, и у себя на Родине. «Рона, мать Азима» выдвигалась от Афганистана на Оскар, будучи продуктом кинематографического сотрудничества двух стран, но снята по-европейски сдержанно, почти меланхолично, в приглушённых тонах, без ориентального буйства красок, без обычного для восточного кино надрыва, чётко прослеживается ориентация режиссёра на стилистику одновременно и европейского, и иранского кинематографа.
Главные герои - сама старушка Рона и её сыновья - обосновавшиеся в Иране хазарейцы, представители афганского народа монгольского происхождения, шиитского меньшинства, сотни лет проживающего в суннитском окружении. В Тегеране гастарбайтеры-хазарейцы задействованы на самых тяжёлых и грязных работах; главный герой Азим - бездетный чернорабочий-коммунальщик. Его мать Рона живет в семье младшего брата Фаруха (по афганским традициям, забота о родителях - прерогатива младшего сына).
Конфликт в семье возникает, когда Фарух объявляет о своем намерении эмигрировать в Европу и о нежелании брать мать с собой - явное нарушение как этического кодекса порядочной афганской семьи, так и доминирующей в Иране ценностной доктрины «персидского патриотизма». Вдобавок выясняется, что у старушки Роны запущенная болезнь, вот-вот откажут почки, требуется пересадка, в противном случае - скорая смерть. Азим находит донора, готового продать почку, но сталкивается с юридическим казусом: иранский закон запрещает пересадку органов иранца гражданам других государств. В одночасье главный герой, против которого сложились все обстоятельства, вынужден делать нравственный выбор, главный в своей жизни - пожертвовать собственной почкой для спасения матери и самому оказаться под угрозой смерти или смалодушничать, как это сделал его младший брат.
Помимо целого клубка нравственных проблем, картина явно указывает на болезненные точки иранских законов, лишающие тысячи людей права на надежду. Неоспоримое достоинство фильма - умение режиссера не повышая голоса, практически монотонно, внешне безэмоционально показать всю драматическую глубину человеческих взаимоотношений.
|
|