Кто владеет информацией,
владеет миром

Радикалы и кинематограф

Опубликовано 07.09.2017 автором Николай Иванов в разделе комментариев 42

терроризм история
Радикалы и кинематограф

Радикалы и кинематограф

 

«Вы должны твёрдо помнить,

что из всех искусств для нас

важнейшим является кино» -

В.И. Ульянов (Ленин)

 

Современный человек живет в пространстве «реальной виртуальности», которое образуют театр, кино и телевидение. Кинематографические вселенные рассматриваются нами как реальности, так как происходящее в них реально по последствиям. Кинематографисты несут социальную ответственность за содержание фильмов. Этот тезис особенно актуален, когда фильм возвращает в жизнь невероятно жесткие практики прошлого «во всех красках, цветах и подробностях». Мы расскажем о том, как несколько лент о жизни царской Российской Империи, показанных на киноэкране и телевидении в начале 2000-х, возбудили в современном нам обществе волну подражательного насилия в стиле эсеровских кружков и черносотенных организаций начала прошлого ХХ столетия...

В 2004 году на экран вышел фильм Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть». В нем была показана история русского террориста (по совместительству — агента охранного отделения и полицейского провокатора), члена Боевой организации партии социалистов-революционеров Бориса Савинкова. Для производства на киностудии Мосфильм был построен целый «виртуальный город» - квартал декораций, воспроизводящих обстановку Москвы в начале 20 века. Над этой лентой работали тысячи сотрудников студии. Без преувеличения, этот фильм и несколько других, запущенных в производство в начале 2000-х вдохнули в Мосфильм вторую жизнь...

Сложно сказать, что именно вдохновило Шахназарова и Бородянского на написание сценария этой ленты, основанной, кстати, на книге самого Савинкова (В. Ропшина) «Воспоминания террориста». «Нужно знать, какая идея ведет смертника - религиозная, ницшеанская, патриотическая, националистическая? Я не великий специалист в данном вопросе, но тем, кому по рангу положено противодействовать террору, почитать Савинкова следовало бы", - сказал Шахназаров в интервью журналу Итоги («Купание бледного коня», № 45, 11.11.2003).

В период работы над фильмом глава творческого коллектива Карен Шахназаров несколько раз встречался с высокими лицами государства, финансирование было обеспечено в полном объёме. Планировалась экранизация и другого произведения Савинкова «Конь Вороной», была организована экспедиция в Санкт-Петербург, но фильм снять не смогли.

Борис Савинков был личностью, мягко говоря, не идеальной. Участник покушений на жизнь министра внутренних дел В.К. Плеве, Великого князя Сергея Александровича и соучастник ряда других убийств, жестокий и циничный человек, - вместе с другим провокатором охранного отделения Евно Азефом он манипулировал адептами, среди которых были, в основном, активные в политическом и незрелые в моральном отношении люди. Помогали ему в этом кураторы из охранного отделения, которые через «постановочный терроризм» отводили угрозу от Императора Николая II. Печальная участь его предшественника Александра II, убитого народовольцами, была памятна всем.

В Петербурге Савинков жил по поддельным документам, имел связи в артистической среде, развлекался с молодыми девушками, которых содержал на отпущенные Департаментом полиции деньги. Для многих его содержанок эта связь имела фатальные последствия — Мария и Наталья Александровы, Наталья Лебедева, Анна Артюхова и Анна Авдеева были повешены в Петербурге по приговору «столыпинских» военно-полевых и военно-окружных судов в 1906-1908 годах.

После того, как летом 1906 года Савинков был арестован сыскной полицией в Севастополе, охранное отделение организовало ему побег с гауптвахты. На ботике Одесской биостанции он бежал в Румынию. Оттуда перебрался в Париж, познакомился с поэтессой Зинаидой Гиппиус, которая в него влюбилась, фактически написала за него «Воспоминания террориста» (1909) и сама хотела примкнуть к террористической деятельности. Спас ее Дмитрий Мережковский — он сумел убедить поэтессу в том, что дружба с Савинковым ни к чему хорошему не приведет, и о возвращении в Россию «ради террора» следовало забыть навсегда.

Кроме «Всадника по имени смерть» в те же годы (2000 - 2006) вышли на телеэкране сериалы «Империя под ударом» (режиссеры Андрей Малюков, Зиновий Ройзман, Сергей Снежкин, Сергей Газаров, Вячеслав Никифоров, Иван Криворучко), «Столыпин... Невыученные уроки» (режиссер Юрий Кузин), «Гибель Империи» (режиссёр Владимир Хотиненко). В простой для восприятия форме был показан русский терроризм — омерзительная форма политического насилия, увы ставшая обыденной в те годы.

Пример русских террористов начала 20 века стал заразительным для радикалов из современного нам Санкт-Петербурга, которые решили повторить их «подвиги», которые заслуживают самого серьёзного осуждения. С августа 2003 года в Петербурге действовала так называемая «Боевая террористическая организация» Дмитрия Боровикова и Алексея Воеводина. От эсеровской организации они заимствовали только название — идеология новых петербургских террористов была праворадикальной (нацистской). Общая численность группировки составила 14 человек. Убитыми были случайные люди, но некоторые преступления планировали заранее — среди жертв оказался судебный эксперт Николай Гиренко (его застрелили через дверь квартиры). Разработкой террористической группировки занимались сотрудники Управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, они же и поставили точку в истории «новой» боевой организации. При обыске у Воеводина нашли книгу «Воспоминания террориста» Бориса Савинкова...

Эта же книга была обнаружена при обыске на квартире Никиты Тихонова, возглавлявшего созвучную эсеровской «Боевую организацию русских националистов». Там он проживал вместе с Евгенией Хасис. Возглавлял организацию Илья Горячев. 19 января 2009 года Никита Тихонов убил адвоката Станислава Маркелова и случайно оказавшуюся рядом Анастасию Бабурову, студентку факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 12 апреля 2010 года «боевая организация» убила федерального судью Эдуарда Чувашова, а всего жертвами организации стали более десяти человек (точная цифра неизвестна, так как верифицировать показания осужденных не представилось возможным). Тихонов и Горячев были приговорены к пожизненному лишению свободы. Одна из подсудимых по делу «Боевой организации русских националистов» на суде заявила: «Правда, лучше уж быть повешенной, но непременно добиться наслаждения, чем удавиться самой и уйти ни с чем». Вспоминаются последние слова террористок прежней «Боевой организации», которые аналогично заявляли о том, что мечтали «повторить судьбу декабристов»...

Бориса Савинкова кумиром называл и другой террорист современности — Николай Королёв, руководитель террористической организации «Спас». Бомбисты под его руководством взорвали общежитие и мусульманский молельный дом в Московской области, редакцию газеты «Русский вестник», но самым жестоким их преступлением стал взрыв на Черкизовском вещевом рынке г. Москвы. Отбывая пожизненное заключение в колонии, Королёв написал книгу «Исповедь террориста». Как пишет сам Королев, название для книги он выбрал не случайно, а соблюдая историческую традицию. Он делает ссылки на книгу народовольца Льва Тихомирова, который в 1888 году издал книгу «Исповедь террориста». Говорит Королев также о книге эсера Егора Сазонова, убившего министра внутренних дел Плеве, под названием «Эволюция и исповедь террориста».

Ради полноты картины, стоит заметить, что в Санкт-Петебурге действовали и другие террористические организации, названия которых практически один к одному соответствуют радикальным ячейкам из эпохи царизма. Террористы «Залесского летучего боевого отряда» 01.04.2009 года взрывом повредили памятник В.И. Ленину, установленный в сквере перед Финляндским вокзалом. «Летучий боевой отряд Северной области» действовал в городе на Неве в период с 1906 по 1908 годы, занимались они тем же самым, что Боевая организация партии эсеров — терроризмом и убийствами.

Произошла бы эта череда убийств и террористических актов, если бы не были сняты фильмы, оживившие образы террористов той далекой революционной эпохи в памяти людей нашего времени? Я думаю, ответ однозначен — нет.

Безответственное отношение авторов кино к последствиям воздействия продукции на публику проявилось в том, что не было предпринято ни одной попытки сгладить негативные эффекты. Терроризм в исполнении современных режиссеров стал зрелищным, ярким и притягательным. Имитационное поведение новых террористов, доскональное заимствование из истории тактики, символики, методов, а главное — идеологии радикализма заставляет нас задуматься.

Можем ли мы беспечно относиться к истории? Надо ли так показывать русский терроризм в кино? Не станут ли подобные фильмы учебным пособием для негодяев современности?



Рейтинг:   2.55,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 42
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Мораль и террор
Spin написал 07.09.2017 12:17
Сложно оценить терроризм с моральной точки зрения, особенно на фоне Норд-Оста и Беслана. Без терроризма начала века не было бы революций 17-го года - утверждение не бесспорное, конечно, но полное отрицание положительных моментов того террора еще более неверно.
В условиях, когда власть осуществляет террор собственного населения, для ответных действий совершенно не обязательно показывать фильмы. Какое-то влияние они оказать могут, но никак не определяющее, поэтому вывод автора ошибочен - может и не все убийства, но как минимум большинство произошли бы и без всяких фильмов.
А по поводу морали - в Обитаемом острове Стругацкие ответили на этот вопрос, да и в Трудно быть богом есть хорошая строчка - "Когда бог, спустившись с неба, вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в грязи".
(без названия)
Левон Казарян написал 07.09.2017 12:15
"Произошла бы эта череда убийств и террористических актов, если бы не были сняты фильмы, оживившие образы террористов той далекой революционной эпохи в памяти людей нашего времени? Я думаю, ответ однозначен — нет."
- - - - - - -
Уважаемый автор - спецслужбный под псевдонимом "Николай Иванов" сам прекрасно знает, что террористов крышуют спецслужбные секты - см., например, его недавнюю статью "Думы о былом": http://forum-msk.org/material/kompromat/13542267.html . Соответственно, это он является прямым или косвенным участником террористических мистерий, а не люди искусства, на которых нападает, почему-то игнорируя связи фигурантов БОРН с президентской администрацией - см. http://forum-msk.org/material/news/10923522.html
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss