Согласно российскому законодательству расплачиваться внутри страны за товары и услуги можно только в рублях. Но кое-кто из нас покупает товары за доллары или евро в зарубежных Интернет-магазинах. Для этого обычно пользуются банковской картой. С нее через выбранную в Интернете платежную систему списывается нужная для оплаты рублевая сумма, которая конвертируется в требуемую валюту по текущему курсу обмена и переводится на транзитный валютный счёт соответствующего банка. Далее платеж отправляется на банковский счет продавца, который подтверждает оплату покупки и ее доставки.
В начале нынешнего столетия появились наднациональные безналичные деньги – криптовалюты. Это виртуальные электронные валюты, единицей которой является виртуальная монета (англ. - coin). Она хорошо защищена от подделки, так как представляет собой зашифрованную информацию, раскрыть которую сложно. Использование для этих целей криптографии и определило приставку «крипто» в названии валюты.
Криптовалюты эмитируются в сети компьютеров «мировой паутины» по сложным засекреченным алгоритмам и никак не связаны с какой-либо государственной валютной системой. Существует несколько их видов, наиболее распространенной является биткоин. Деньги эти ничем не обеспечены и в правовом отношении не защищены. Их можно приобретать на биржах в Интернете, в том числе за рубли, и размещать в виртуальных банках в виде виртуальных депозитов. Платежи переводятся получателям, минуя обычные банки, поэтому контролировать оборот той или иной криптовалюты можно только с ведома ее владельцев. Это создает широкие возможности для глобальных и внутристрановых финансовых спекуляций и экономических преступлений.
Совокупная капитализация всех находящихся в обращении биткоинов к концу мая этого года достигла, по оценкам, 32,92 млрд. долларов, а курс обмена превысил 2000 долларов за монету, увеличившись с начала года вдвое, что почти в 50 раз превысило мировую цену грамма золота. Растущая цена биткоина обусловлена нарастанием популярности этой криптовалюты. Согласно оценкам знатоков финансовых спекуляций, к концу текущего года курс биткоина может приблизиться к 4000 долларов.
Как видим, у криптовалют есть «хорошие» перспективы, что подтверждается, в частности, непрерывным увеличением их «цены». Ведь децентрализованная эмиссия по засекреченным алгоритмам той или иной криптовалюты владельцами мощных ЭВМ и ее конвертация на виртуальных биржах в реальную валюту за счет покупателей тех же биткоинов представляет собой строительство множества растущих финансовых «пирамид». Часть из них по достижении «размеров», по значениям критических в представлении «строителей» подобных сооружений, должна разрушаться, а взамен будут появляться новые. Таким образом, криптовалюты, как новые, помимо ценных бумаг, посредники между национальными валютами и долларом, для ФРС США и международных финансовых спекулянтов окажутся мощным средством провоцирования новых глобальных и региональных финансовых и экономических кризисов.
Невзирая на подобные перспективы, биткоин и другие криптовалюты в 2018 году могут быть официально признаны властями России свободно у нас конвертируемыми. Недавно заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что ЦБ и правительство готовят согласованную позицию по этому вопросу: «Государство должно понимать, кто в каждый момент времени находится по обе стороны финансовой цепочки. Если происходит транзакция, люди, которые участвуют в процессе, должны понимать, у кого они покупают и кому продают, так же, как и в случае с банковскими операциями».
Алексей Моисеев заявил, что Минфин предлагает регулировать обращение криптовалют как «иное имущество», и что их покупателей обяжут проходить идентификацию. По утверждению заместителя главы банковского регулятора Ольги Скоробогатовой Банк России уже в конце нынешнего июня представит проекты нормативных документов по налогообложению криптовалют как «цифрового товара». Замечу, «цифровой товар», как и «цифровая экономика», заменившие в риторике чиновников рыночную и инновационную экономики, это фантомы. А их намерения идентифицировать и контролировать стороны эмиссии виртуального «цифрового товара» и обмена его на реальные деньги во многих случаях обречены на провал. Ведь многие российские компании зарегистрированы за рубежом, в том числе – в оффшорах.
Спрашивается, а на кой ляд руководству Центробанка и Минфина понадобились биткоины и прочая криптовалюта? Они необходимы хотя бы для частичной компенсации растущего дефицита долларов и евро, обусловленного западными санкциями, снижением валютной выручки из-за уменьшения мировых цен нефти и газа, а также ростом в стране неэкономических валютных затрат, в частности, для финансирования чемпионата мира по футболу. Ведь размер рублевой массы Центробанк устанавливает в зависимости от суммы своих активов, а это в основном иностранная валюта. Хотя рублевая масса в обороте должна обеспечивать оплату товаров и услуг, которые оборачиваются на внутреннем рынке, но в стране искусственно все годы «реформ» поддерживается денежный дефицит, составляющий примерно 40% от их стоимости.
Дальнейшая девальвация рубля для «автоматического» увеличения рублевой массы становится опасной. Если же в стране разрешат масштабную спекуляцию теми же виртуальными биткоинами, участниками которой станут и заинтересованные в этом ее инициаторы - Центробанк и Минфин России, тогда валютные резервы можно будет накачивать виртуальными биткоинами, трансформировать их в липовые долларами, под них выпускать липовые рубли и собирать в бюджет липовые налоги, создавая иллюзию финансового благополучия. Ведь, как отмечалось, «цена» одного биткоина в конце мая этого года превысила 2000 долларов, что почти в 40 раз больше официального обменного курса рубля. А к концу нынешнего года биткоин по прогнозам подорожает аж до 4000 долларов.
Привлекательна криптовалюта для Центробанка еще и своей правовой незащищенностью. Как известно, ЦБ преуспел в пренебрежении своими законодательно предписанными функция надзора над деятельностью коммерческих банков, вследствие чего потеряли свои сбережения около 10 млн. вкладчиков почти 350 обанкротившихся банков. Кроме того, потеряли свои оборотные средства и обанкротились сотни тысяч малых и средних предприятий, а их работники лишились доходов. Понесли финансовые потери и государственные организации.
Официальное признание ничем не обеспеченных и правовым образом не защищенных криптовалют в качестве свободно у нас конвертируемых, абсурдно и обусловлено порочной государственной денежно-кредитной политикой, проводимой Центробанком и правительством страны. Это решение наряду с девальвацией рубля и в сочетании с западными санкциями явится новым звеном в цепи диверсий, осуществляемых против экономики страны. Создается впечатление, что люди, управляющие под контролем МВФ у нас финансами, либо в силу малограмотности, так как плохо представляют себе, что такое современные деньги, либо осознанно гробят нашу национальную денежную систему и тем самым – отечественную экономику.
|
|