Вышла в свет новая книга Збигнева Бжезинского «Второй шанс». Как отмечает в «НГ» А.Янов, автора больше всего беспокоит, что в складывающейся ситуации мир может лишиться в лице США своего рода «стабилизатора», общепризнанного лидера, способного разрешить конфликты «политически пробужденного человечества», не позволив им перерасти в войну всех против всех.
По мнению Бжезинского, первый шанс попробовать себя в роли «стабилизатора» неожиданно, можно сказать, свалился на голову не готовой к нему Америки в 1991 году после во многом внезапного исчезновения ее единственного глобального соперника - Советского Союза. Этот шанс этот Америка катастрофически упустила.
Бжезинский ставит жесткие оценки каждому из трех президентов, руководивших США в эпоху однополярного мира 1991-2007 годов. Так, Буш-старший заслужил у него четверку, Клинтон - тройку, а для Буша-младший - единицу. Глава о нынешнем президенте США так и озаглавлена: «Катастрофическое президентство».
«Какие-то пятнадцать лет спустя после падения Берлинской стены, - пишет Бжезинский, - на гордую и прославляемую тогда Америку мир смотрит с нескрываемой враждебностью. Ее легитимность как мирового лидера в руинах, доверия к ней практически не существует, ее армии увязли в новых «глобальных Балканах» от Суэца до Синьцзяна», преданные ей до этого союзники стараются от нее дистанцироваться, опросы мирового общественного мнения демонстрируют глубочайшую враждебность к США».
С Бушем-младшим к власти в Вашингтоне пришел воинствующий неоконсерватизм и вместо мирной глобализации по-Клинтону на повестке дня оказался «крестовый поход» за демократию. Отказавшаяся следовать за этой переменой «старая» Европа была предана идеологами неоконов анафеме.
Бжезинский полагает, что не случись теракта 11 сентября, неоконсерватизм скорее всего остался бы маргинальным течением мысли. При этом автор едва скрывает удовлетворение от того, что США терпят неудачи в Ираке: «Можно представить себе, что случилось бы, если б эти «творцы истории» преуспели бы в Ираке. Следующей была бы Сирия, потом Иран, потом Саудовская Аравия».
Бросив Америку в «ближневосточный котел», считает Бжезинский, Буш обрек ее на поражение. Наиболее вероятным итогом этого, полагает автора книги, станет изгнание США с Ближнего Востока. Не говоря уже о том, что 60 лет спустя после своего основания Израиль опять окажется в смертельной опасности. Наконец, место Америки на Ближнем Востоке может, по мнению Бжезинского, занять Китай.
Особое внимание в книге посвящено обоснованию необходимости возвращения СШа в Европу, возрождению евроатлантического сообщества. Без опоры на это возрождение Америка не может рассчитывать на второй шанс.
Евроатлантическое сообщество, составляя 15% населения земли, производит около двух третей всех товаров и услуг в мире. Нет никого, кроме Америки в союзе с Европой, кто мог бы даже потенциально взять на себя обязанности мирового лидера, убежден Бжезинский.
У Европы (отдельно от Америки) нет для этого ни политического единства, ни воли к мировому лидерству. Китай, хотя и становится доминирующей державой в Восточной и Юго-Восточной Азии, но у него там мощный конкурент - Япония. Кроме того, по-прежнему неясно, чем разрешится базисное противоречие между стремительно растущей экономикой Китая и бюрократическим централизмом его политической системы.
Индии еще предстоит доказать, сможет ли она сохранить свое единство и демократическое устройство, если и когда ее многочисленные религиозные, этнические и лингвистические конфликты перерастут в политические.
США по-прежнему обладают огромным потенциалом и уникальной способностью к технологическим инновациям. И хотя враждебность к ним при Буше достигла беспрецедентного уровня, новая администрация, отрекшись от нынешнего курса, изменив его круто и кардинально, могла бы добиться второго шанса для Америки.
Бжезинского не волнует, кто именно станет следующим президентом США. Он уверен, что политических преемников Буш не оставит и что у неоконсерватизма нет будущего.
И отдельно о России. По-Бжезинскому, Россия, вступила в фазу загнивающего, если говорить словами В.И.Ленина, монополистического капитализма. В ней 500 крупнейших компаний контролируют 80% ВВП, тогда как, для сравнения, в развитых странах Запада 500 крупнейших компаний контролируют не больше 20% ВВП.
В сфере внешней политики Россия при Владимире Путине поглощена регулярными оруэлловскими «пятиминутками ненависти» - в отношении то Латвии, то Украины, то Грузии, то Великобритании, то Эстонии. В этой связи она едва ли может претендовать на роль «стабилизатора». Скорее, она в глазах Збигнева Бжезинского - опасный дестабилизирующий фактор, объект сдерживания со стороны США и Запада.
Комментируя новую книгу Бжезинского, политолог Владимир Филин сказал:
«Уже сейчас наблюдаются попытки кардинально изменить внешнеполитический курс американских неоконов, как в части поиска путей наименее болезненного для США ухода из Ирака, так и направлении восстановления евроатлантической солидарности, тесных союзнических отношений Америки и Европы.
В отличие от ряда постсоветских стран - государств Прибалтики, Украины, Молдовы, Грузии, даже Азербайджана, для которых в принципе предусмотрена возможность интеграции в евроатлантические структуры, путинская Россия приговорена быть исключенной из этого процесса.
По многим признакам, так называемая российская элита также вместе со страной приговорена стать изгоем. Недавние ограничения на выдачу британских виз российским чиновникам и членам их семей, как и участившиеся весьма увлекательные разговоры о предстоящих арестах банковских счетов и зарубежной собственности «элиты», видимо, являются первыми признаками того, что станет в уже очень близком будущем стержнем отношений России с Западом при преемнике Владимира Путина и сменщике Джорджа Буша».
|
|