В XXI веке человек покорил космическое пространство, овладел атомной энергией, создал удивительные технологии, радикально преобразившие жизнь. И всё же гуманитарные науки, т.е. науки о человеке, поразительным образом отстают от технических. Именно пресловутый «человеческий фактор» считают причиной аварий, катастроф и войн, уносящих тысячи жизней по всему миру каждый год. Сегодня достижения медицины, психологии, социологии и других наук, изучающих homo sapiens, дают основания утверждать, что «человеческий фактор» даже если не будет взят под контроль, то обязательно станет гораздо более предсказуемым. К каким последствиям это приведёт?
В центре внимания — человек
Междисциплинарные исследования человека начались по всему миру примерно с начала 1980-х годов. В СССР эти работы были инициированы Министерством обороны и КГБ при Совете Министров, поддержаны Министерством здравоохранения, Министерством среднего машиностроения и другими профильными ведомствами. Сложилось понимание того, что для обслуживания и применения высокотехнологичного оружия (ядерного, ракетного и т.п.), а также обслуживания сложных систем гражданской инфраструктуры требуется гораздо более комплексное рассмотрение медико-биологических проблем, чем это могли обеспечить исследования по отдельным направлениям медицины, психологии, социологии. Очевидной была нужда в междисциплинарных исследований различных аспектов «человеческого фактора», включая здоровье и культуру, мораль и нравственные проблемы, человеко-машинное взаимодействие, управление и социальную психологию.
В комплексное исследование человека внесли особенный вклад Борис Васильевич Петровский, министр здравоохранения СССР, и Иван Тимофеевич Фролов, создатель Института человека АН СССР (ныне этот институт продолжает работу как составная часть Института философии РАН). Эти двое ученых были вхожи в высшие эшелоны власти в СССР (Петровский был личным консультантом Ю.В. Андропова, Председателя КГБ, а Фролов был членом Политбюро ЦК КПСС). Во многом благодаря им в нашей стране были начаты междисциплинарные исследования в медицине, психологии и других науках о человеке.
Аналогичным образом складывалось комплексное изучение человека в других странах. В США в 1973 году по инициативе астронавта Эдгара Митчелла, при поддержке ДАРПА и Министерства обороны этой страны был основан Институт духовных исследований (IONS). Трудности, с которыми столкнулись астронавты при полёте на Луну, сделали очевидной потребность в комплексном изучении человека с медицинской, психологической и антропологической точек зрения. Митчеллу принадлежит афористичное высказывание: «Мы летели на Луну технарями, а вернулись гуманитариями».
C 1980 года в Университете г. Оксфорд в Великобритании действует Институт человека им. Паули, выполняющий исследования, в том числе, в интересах Министерства обороны Великобритании. В Японии c 1987 года работает Институт исследования человека фирмы Дэнцу. Эта организация выполняет исследования по межкультурной коммуникации, рекламе, психологии. Междисциплинарные исследования в области наук о человеке выполняет Институт Макса Планка в Германии, Международный институт прикладного системного анализа в Австрии и ещё более 50 организаций в разных странах мира.
Однако наше понимание человека всё ещё отстаёт от потребностей практики. Распространённое утверждение о том, что «человеческий фактор» взят под контроль, на самом деле, является иллюзией: желаемое выдают за действительное. Подтверждением служат катастрофы и аварии, происходящие вследствие ошибок человека, включённого в контур управления.
22 июля 2013 года электропоезд Испанской железной дороги, следовавший от ст. Мадрид до ст. Ферроль, сошёл с рельсов около ст. Сантьяго-де-Компостела. Из 222 человек, находившихся в поезде (218 пассажиров и 4 члена бригады), 79 человек погибли и около 140 получили ранения. По данным Прокуратуры Испании, причиной катастрофы стало более чем двукратное превышение скорости состава при прохождении кривого участка пути (200 км/час вместо установленной на участке перегона 90 км/час). К трагедии привело стечение обстоятельств: на перегоне не была завершена модернизация системы автоматической сигнализации, поэтому не сработал механизм ограничения скорости при значительном её превышении. Машинист потерпевшего крушение поезда, 52-летний Франсиско Хосе Гарсон Амо, который в результате катастрофы получил лёгкие ранения, имеет 30-летний стаж работы в компании и уже больше года водил поезда по этой линии. В результате расследования стало известно, что он и раньше превышал скорость на данном участке и ранее, даже выкладывал подтверждающие это фотографии в социальных сетях.
Человек в системе человеко-машинного взаимодействия остаётся самым малоизученным и ненадёжным звеном. Есть два аспекта этих исследований: созидательный и разрушительный.
Созидательный аспект связан с повышением безопасности разнообразных систем, которые управляются или работа которых контролируется человеком-оператором. Помимо изучения работы операторов во время повседневных дежурств и в различных аварийных ситуациях, этот аспект исследований связан с улучшением условий труда (т.е. оптимизацией гигиенических факторов на рабочем месте), а также с обучением самих операторов безопасным и эффективным методам профессиональной деятельности, самоконтроля и самооценки состояния здоровья. Общей целью исследований в этом направлении является снижение вероятности нештатных ситуаций и общего риска, связанного с операторскими ошибками.
Разрушительный аспект связан с разработкой методов защиты от умышленного причинения ущерба жизни, здоровью, имуществу путём провокации ошибок, совершаемых операторами: отвлечения внимания, деморализации, предоставления заведомо ложной информации с целью принятия оператором неправильных решений. В целом это направление военного дела составляет круг задач, объединяемых в категорию психофизического противоборства.
Оба аспекта, и созидательный и разрушительный, интенсивно разрабатываются. Борьба с применением разрушительных технологий составляет область профессиональной деятельности служб контрразведки и промышленной безопасности. Созидательный аспект требует координации усилий врачей, психологов, специалистов в других областях изучения человека (культурология, социология и т.п.).
Проблема психологического состояния операторов
Значимость проблемы психического здоровья операторов сложных систем систематически недооценивалась. В авиации и космонавтике, как в СССР, так и в США ставка делалась на тщательный отбор кандидатов на штатные должности, путем углубленного изучения анамнеза жизни, клинического обследования, функционального тестирования в условиях имитации профессиональной деятельности. Охране здоровья действующих специалистов, т.е. уже аттестованных и принятых на штатную должность специалистов, уделялось гораздо меньшее внимание.
Случай Андреаса Лубица, умышленно уничтожившего самолёт А320 компании German Wings 24 марта 2015 года (погибли в общей сложности 150 человек), заставил изменить отношение к этой области. Лубиц незадолго до самоубийства искал помощи у врача-психиатра, однако его работодатель (компания German Wings) об этом не знал. Более того, Лубицу не оказывалась в должном объеме медицинская помощь, и как показало расследование, медицинские осмотры и консультации проводились лишь эпизодически. Аналитик по безопасности Кевин Смит (Kevin Smith) из университета в г. Сан Хосе (США) отмечает, что компания German Wings косвенно виновна в этой катастрофе, так как не обеспечила пилоту должные условия труда и медицинское обслуживание.
Риски, связанные с психологическим состоянием операторов сложных систем, начали рассматривать в космической медицине с 1970-х годов, причем речь шла как о здоровье самих членов экипажей, так и о здоровье персонала наземных служб.
В 2008 году в издательстве Springer в Германии вышла книга Космическая психология и психиатрия (Space Psychology and Psychiatry) под редакцией Ника Канаса (Nick Kanas) и Дитриха Мензи (Dietrich Manzey), где был обобщён опыт охраны психического здоровья и коррекции психологического состояния участников экипажей обитаемых космических аппаратов. Авторы книги отмечают, что из 106 кандидатов для отбора на штатную должность члена экипажа 9 человек были исключены досрочно из-за выявления психических заболеваний (!) уже во время обучения. При этом авторы отмечают, что на момент зачисления в кадровый резерв все эти 106 человек были тщательно обследованы и признаны практически здоровыми.
Известны случаи возникновения галлюцинаций (продуктивных симптомов) у машинистов поездов, пилотов самолётов. Не надо пояснять, насколько опасна утрата адекватного управления у этой категории работников.
17 февраля 1985 года грузовой поезд № 1702 следовал маршрутом из Петрозаводска через Суоярви на Костомукшу. Формирование состава: семьдесят порожних гондол и двухсекционный тепловоз. Поезд вели машинист Сергей Орлов и его помощник Виктор Миронов. Как следует из материалов дела, в 20 часов 35 минут машинист Орлов передал поездному диспетчеру, что «справа за деревьями параллельно поезду движется какой-то странный объект, представляющий собой светящийся полупрозрачный шар правильной геометрической формы, размером с футбольный мяч». Орлов вёл себя в кабине локомотива неадекватно и был отстранён от управления помощником, который и довел состав до станции Новые Пески, где была вызвана резервная локомотивная бригада.
***
Системный анализ при изучении человека представляется наиболее обоснованным подходом. Человек сам по себе является сложной системой, и как элемент он входит в разные социальные (группа, коллектив) и социотехнические системы более высоких уровней. Появление разрушительных практик управления социальными процессами на этих уровнях это тревожный знак, требующий реакции со стороны общества.
Реализация созидательного подхода видится в построении таких социальных систем, где развиваются положительные качества человека, обеспечивается воспроизводство здоровья и человеческого потенциала.
|
|