Кто владеет информацией,
владеет миром

Приоритетные национальные проекты: критика и критиканство

Опубликовано 04.11.2006 автором Илья Константинов в разделе комментариев 23

Приоритетные национальные проекты: критика и критиканство

Привычка поругивать власть в крови у образованного русского человека. Сидит такой «интеллигент» дома на кухне, кушает наваристый борщ, посматривает телевизор и оттачивает на жене свой обличительный дар.

Это – бытовое критиканство. Оно неприятно, но привычно и не имеет, как правило, серьезных общественных последствий.

Другое дело – критиканство политическое, когда огульная критика властей всех уровней становится главным содержанием идеологии и практики крупных политических партий, представленных в Государственной Думе и претендующих на участие в направлении государством.

Общественная жизнь современной России изобилует примерами такого рода.

Сегодня внимание российских СМИ привлечено к реализации Приоритетных национальных проектов (ПНП). Это закономерно,  поскольку ПНП затрагивают жизненно важные интересы миллионов россиян и отражают общую тенденцию усиления  социального направления в политике государства.

Как известно, идея выделения четырех приоритетных направлений в социально-экономическом развитии страны была сформулирована чуть более года назад, а практическая реализация ПНП началась в январе текущего года.

Первоначально было выделено четыре основных направления – приоритетных национальных проекта: «Образование», «Здоровье», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Позднее, к ПНП прировняли мероприятия, направленные на преодоление переживаемого Россией демографического кризиса.

Методологической основой всех без исключения ПНП стала идея выделения «точек роста» в соответствующих секторах народного хозяйства и их избирательная поддержка. Проект «Образование», например, вовсе не предполагает раздачи направо и налево бюджетных денег всем образовательным учреждениям без разбора. Такая практика была бы расточительна и контрпродуктивна. Приоритетный национальный проект «Образование» выделяет лишь несколько ключевых направлений в развитии отечественного образования и сосредотачивает именно на них внимание представителей власти всех уровней. Скажем, по направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» предполагается оказать государственную поддержку лишь тридцати вузам (на сумму двадцать миллиардов рублей) и 6 тысячам школ (на сумму шесть миллиардов рублей), активно внедряющим инновационные образовательные программы. Но эти вузы и школы будут отбираться по итогам всероссийского конкурса. Таким образом стимулируется внедрение передовых методов образования во всех вузах и школах страны.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя лишь два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью», но за этими направлениями, как нитка за иголкой, тянется вся система здравоохранения: профилактическая медицина, оснащение медицинских учреждений новейшим оборудованием, повышение квалификации врачей и другие мероприятия, повышающие уровень российского здравоохранения в целом.

То же самое можно сказать и о других ПНП: их следует рассматривать во-первых, как своего рода знак «Внимание!» для общества, указывающий, что именно эти секторы народного хозяйства будут развиваться наиболее интенсивно и, во-вторых, как «пилотные» проекты, на которых государство отрабатывает практические механизмы реализации новой социально-экономической стратегии.

Именно этого не понимают, вернее не хотят понимать, некоторые критики Приоритетных национальных проектов, в принципе отметающие саму их идеологию.  И здесь в первых рядах, так водится, руководители КПРФ. Об их позиции можно судить по опубликованной в газете «Правда» в октябре сего года статье  заместителя Председателя ЦК КПРФ Владимира Кашина «Блеф национального масштаба» с подзаголовком «Размышления о так называемых нацпроектах».

Как следует из названия, Приоритетные национальные проекты автор считает «примитивным блефом» и «шумной пиар-кампанией», приводя в подтверждение своих позиций массу цифр. На неосведомленного человека это статистическая лавина может произвести впечатление. Однако вдумчивый читатель должен заметить, что цифры-то  эти лукавые, что называется «с двойным дном».

Главный тезис идеолога КПРФ – незначительность бюджетных средств, выделяемых на реализацию Приоритетных национальных проектов. Двести тридцать миллиардов рублей (8,6 миллиарда долларов) на 2007 год! «Это всего 4,2 % от расходной  части бюджета» – возмущается автор. И начинает перечислять проблемы нашего образования, здравоохранения и АПК.

Проблем, действительно, предостаточно. Но ведь проект «Образование» (48,9 миллиарда рублей) не заменяет собой бюджетного финансирования сферы народного образования!  На эти цели в бюджете будущего года предусматривается выделение 287,5 миллиарда рублей или 5,1 % всех федеральных расходов. Причем, без учета средств, выделяемых на эти же цели по линии межбюджетных отношений, то есть в виде дотаций субъектам федераций.

Аналогичная ситуация с проектом «Здоровье», на который планируется потратить 107,7 миллиарда рублей, а в целом федеральные расходы на здравоохранение составят в 2007 году 206,2 миллиарда рублей или 3,8 % всего бюджета.

Конечно, этого не достаточно. Состояния здравоохранения в России весьма плачевно, что драматическим образом сказывается на продолжительности и качестве жизни россиян. Но проблема имеет давнюю историю. Финансирование социальной сферы по остаточному принципу было характерно еще для советской плановой экономики, а в первые годы после распада СССР недофинансирование социалки приобрело катастрофический характер. Давайте обратимся к статистике, взяв в качестве характерного примера бюджетное финансирование образования и здравоохранения. При этом, поскольку курс российского рубля испытывал значительные колебания, рассматривать в качестве основного показателя будем процент расходов от всего бюджета выделяемый на ту или иную отрасль социальной сферы.

В 1994 году российский бюджет предусматривал выделение на образование 3,6% всех расходов, а на здравоохранения лишь 2%. Это притом, что бюджетный дефицит составлял 36%, то есть реальное финансирование было значительно ниже планового. Представление о том, как складывалась ситуация с финансированием образования и здравоохранения дает следующая таблица.

 Год

Доля расходов на образование в расходной части бюджета

Доля расходов на здравоохранение в расходной части бюджета

Дефицит бюджета в % к расходной части

1995

3,6 %

1,7 %

29,5 %

1996

3,4 %

1,7 %

21 %

1997

3,5 %

2,1 %

18 %

1998

3,45 %

1,88 %

26,6 %

1999

3,5 %

1,6 %

17,6 %

2000

3,7 %

1,9 %

6,8 %

2001

4,1 %

1,8 %

0 %

2002

4,05 %

1,6 %

профицит

2003

4,2 %

1,7 %

профицит

2004

4,4 %

1,8 %

профицит

2005

5,1 %

2,8 %

профицит

2006

4,7 %

3,5 %

профицит

2007

5,1 %

3,8 %

профицит

Из приведенных данных со всей очевидностью видна тенденция к росту удельного веса федеральных расходов на образование и здравоохранение, особенно заметно проявившаяся в последние годы.

Подчеркну, что лишь с 2001 года российский бюджет стал сбалансированным, и, стало быть, реальным. До этого момента средства на социальную сферу выделялись по большей части лишь на бумаге, а на деле происходила тотальное разрушение всей социальной инфраструктуры.

Обращу внимание еще на одно обстоятельство: 2007 год во всех отношениях является рекордным по социальным расходам (именно благодаря Приоритетным национальным проектам).

Согласен, современная Россия делает лишь первые шаги по направлению к социальному государству. Но не заметить явную тенденцию может лишь заведомо необъективный наблюдатель.

Теперь несколько слов о том, как идет реализация Приоритетных национальных проектов. «Образование»: в 2006 году в рамках проекта было проведено два конкурса: конкурс школ, внедряющих инновационные программы и конкурс лучших учителей. Победителями школьного конкурса были признаны три тысячи общеобразовательных школ и каждая из них получила по 1 миллиону рублей – деньги немалые, особенно для российской глубинки. Что касается конкурса лучших учителей, то в нем приняло участие 27 тысяч педагогов и 10 тысяч победителей получили по 100 тысяч рублей каждый!

«Здоровье»: в целом по России средний уровень оплаты труда участковых врачей в 2006 году повысился в 2,2 раза, медицинских сестер – от 1,6 до 2,4 раза. Коэффициент совместительства, один из основных показателей качества работы врача, снизился с 1,6 до 1,4.

«Развития АПК»: в рамках проекта уже заключено 1198 кредитных договоров на сумму более 107 миллиардов рублей. За 8 месяцев текущего года производство скота и птицы возросло на 4 %, производство молока увеличилось на 1,5 %.

«Доступное жилье»: строительство жилья за 8 месяцев 2006 года возросло на 10,1 %. В рамках программы на развитие жилищно-коммунального хозяйства в 39 регионов уже направлено 508,6 миллиона рублей. Предоставлены субсидии в объеме 17,8 миллиарда рублей для 21200 семей на приобретение недвижимости, выпущено 22013 жилищных сертификатов.

Все эти факты говорят о том, что Приоритетные национальные проекты не остаются на бумаге, они уже приносят первые осязаемые плоды.

Конечно, проблем в их реализации более чем достаточно. Особенно это касается ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Не секрет, что, несмотря на все усилия Правительства, продолжается рост стоимости жилья, особенно в столице и крупных городах. Медленнее чем ожидалось, развивается ипотека, с перебоями работает индустрия строительных материалов. Обидно, что предприниматели, к которым в значительной степени и обращены ПНП, пока еще довольно вяло реагируют на полученные от государства сигналы.

Все эти проблемы надо решать, причем решать совместными усилиями государства, бизнеса, всего общества.

Самой большой ошибкой, я бы сказал – национальной трагедией, был бы отказ от самой идеи Приоритетных национальных проектов и возврат к прежней политике бессистемного  латания социально-экономических дыр. Напротив, представляется совершенно необходимым формирование новых ПНП в важнейших секторах народного хозяйства.

Например, появление нацпроекта «Наука», нацеленного в первую очередь на развитие прикладной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стало бы первым шагом в направлении к «экономике знаний», то есть к экономике высоких технологий и наукоемких производств.

Вот где колоссальное поле для приложения усилий многочисленных критиков действующих нацпроектов – разрабатывайте, обосновывайте, предлагайте! Ищите пути и способы совершенствования уже действующих нацпроектов, подключайтесь к их реализации, организуйте общественный мониторинг и контроль за работой чиновников, отвечающих за реализацию ПНП. Кстати говоря, для такой массовой организации как КПРФ, это вполне посильная задача.

Но не пытайтесь затоптать первые ростки новой социально-экономической политики, пробивающиеся сегодня в России. Не плюйте в колодец, самим же пригодится воды напиться!

 



Рейтинг:   3.00,  Голосов: 2
Поделиться
Всего комментариев к статье: 23
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Агранову
Ворчун написал 09.11.2006 02:58
Если б я лично не ездил в Москву за продукцией "родных" предприятий, то не писал об этом.
Если б в 90-м на первых кооп. "рынках" и в маг-ах не появилась местн. и привозная продукция по "областным" и межрег. "горизонтальным" поставкам - не было б базара.
Если б у меня в Мск не было целой ветви родственников, я б поверил в 100% импорт для горожан. Но в одном случае он был. В "пайках". В "союзных учреждениях".
Ну а "давальчество" Москвы - курям на смех. В пос. Рудаки (3000 м над у.м., Таджик.ССР) под толстым слоем пыли в магазине - югославск. сапоги на каблуке(по камням не носятся). Сам купил жене. В Астрахани - полно валенков и треухов. В Челябе они - дефсит. Москва не "давала", а распределяла, и делала это хреново.
Теперь же вообще тупо присваивает. Alles!
По-моему, достаточно об этом. Вы не в теме что-то.
Re: Re: Агранову
Агранов написал 09.11.2006 01:56
Это не ностальгические воспоминания
-а популярный экономический анализ.
Про еду не буду. с середины 70х белок
держался только на поставках импортного
мяса и птицы. Местечковое в столицу
не шло. Его просто не было. Не было!
ни в 70 ни в 80м - В столице было импортное.
Как только централизованные госзакупки закупки
прекратились -наступил голод (сильно сказано)
ну не голод - а белковый дефицит.
рыба была.те рацион все равно был.
злаки рыба -то что сейчас здоровой пищей зовут.
в 80е даже в 90е. Молоко и булка хлеба было всегда.
Макароны не калибра 7.62 - а размера трубчатого
пироксилинового пороха для различних типов артснарядов(2-3типа)
В том числе и вермишель :).
Те снабжение в 80е целиком на импорте!
москва снабжалась в первую очередь- да была такая феня.
но с мест! а из-за кордона -на этом и погорели!
а на местах просто все уже трещало. делали мало -а хтели много
не трудяги -а местные дельцы -руководители -приписки!
Аферы !(березовый сок -лим кислота с водой - а оплачивалось как
заготовка ! -какая афера :) вся СССР завалена 3л банками)
Это к тому что москва не отбирала - а давала.
а до мест не доходило ваши местечковые торгаши перехватывали.
то немногое -кторое шло.
ну да ладно
По поводу "кооперации" никакой колбасы не было
ясно! Как были гос колбасные цеха так и остались.
Просто легализовался теневой оборот самострочного
ширпотреба - впоследствии убитый китайским.
Это 3 копейки трамвайные!
Крутилось и кипело везде - когда разрешили
обналичивать социальные и фонды развития на предприятии.
А потом тихой сапой и основные. КИПЕЛА ОБНАЛИЧКА!
типа выписало предприятие Миллион на развитие
купило импортный комп за 3 рубля - остальное обналичило
и присвоили -кто :)
ВОТ И ВЕСЬ ЭФФЕКТ КООПЕРАЦИИ. отсюда инфляция огромные деньги
на руках - а купить нечего. А НИЧЕГО НЕ ПРОИЗВЕЛИ,
Конечно теневые воротилы НАЛА пропускали все через себя за процент
поэтому волокита была с деньгами -не сразу! :) а то все аж
инфаркты хватали от нетерпения и жадности -в провинции тоже! ездил
помогал товарищам - их тощие фонды обналичивать ;) через совместные договора.
а вот колбасы больше не стало -она дороже просто в 20-30 раз была
с тех же госкоптилен. И чуть чуть от "частника" -только с той колбасы
можно было до зарплаты не дожить :)
дА и станок не успевал деньги печатать.
да это все пройдено -все знают.
А вот про спиртовую диверсию
не заметили. :)
Поэтому национализировать надо также - по стоимости ваучера
на момент покупки -в спиртовом эквиваленте
ЭТО НЕМАЛО :) например воротилам типа Мордашова Флидмана итп -
по целому эшелону ректификату положено :)
пить не перепить. А "генитальный" Чубайс не причем
это только пиар. Гайдар и компания -это агенты влияния
сами они ничего не стоят - а вот их хозяева - это силища.
спирту положен :)
Re: Агранову
Ворчун написал 09.11.2006 01:01
А знаете, надо бы запрет ввести на замещение государственных должностей гражданами - москвичами, не имеющими лет 5 минимум опыта фактического проживания на растоянии 1000 верст от Садового кольца.
Они не знают, что такое Россия. Только Москву: Третий Рим, образцовый социалистический (комммунистич) город, столицу, федер. центр...
Из серии ваших постов ясно, сколь смутно представляете себе и СССРовское бытие "республик, краев и областей в составе".
Вот о жилье, к примеру. Очередь в организациях, не осуществляющих самостоятельного строительства (не оборонных заводов), на жилье - 15 лет и больше. Всего в 1000 км от "рая", где 5 лет. В кооператив - 7. Это минимально. В оборонке - получше, но не настолько - 10 и 5 соотв. Моя еще не подошла б - 25 лет (полуоборонный НИИ). И очередь могла "отодвинуться" по разнообразным рассуждениям парткома и профкома.
А знаете, почему в Москве жратва кончилась в 90-м? Потому что появилась там, где ее делают - в областях. Где до этого она пропала перед Олимпиадой в 80-м. Кооперативам не было смысла тащить в столицу то, что на ура съедалось на месте. До того же - майонезный заводик есть, а майонез этот самый - в Москве покупать. И с маслом также, и колбасой, и конфетами. Да чем угодно. Кроме макаронов "калибром" 7,62 - эти были, почитай, везде. Так что в 90-м Москва потребляла то, что производит она и область...
Больше того, кооперативы вообще стали возможны и "поперли" потому, что в 90-м существовали региональные рынки. С оплаченным спросом. Деньги бешено закрутились на местах. Центр, наоборот, "просел". Понятно, торговать ему было особо нечем. А то, что мог предложить - и так имелось в областях, резко нарастившем межрегиональный обмен. А вот с момента появления ЦРКЦ ситуация резко изменилась. Деньги "откочевали" в центр. И начался "кризис неплатежей". Еще бы нет: по 20-30 дней шли деньги из Иваново в Ковров, из Тольятти в Самару - неделю-полторы, из Челябинска в Ульяновск - три-четыре нед. И по полтора-два месяца ходили. Наше предприятие, помню, платило штраф налоговой за срыв срока платежа, отбашляв за 10 дней до даты - банк перевел за день в ГРКЦ, тот еще за день в ЦРКЦ, а вот в районную НИ они пришли через 40 дней.
И вот по всей стране мотались робяты с сумками денег, обеспечивая оборот. Но так годилось для "мелочи" "кооперативной", а "крупняк" - "попал". В "бартер". Экономика посыпалась. Москва "расцвела" вновь.
А спирт... Сменил жуткое пойло, которым травилась Россия после "антиалкогольной кампании". Еще "Амаретто" был. Для дам. Но "пороли", кстати, меньше, чем сейчас...
Да, ваучеры... Рыжекудрой бестии. Их, знаете ли, вобщем-то и пристроить было особо некуда. В свой завод. Но если он подпадал под приватизацию. Оборонка - нет, РЖД - нет, и т.д. Продавали в ЧИФы, куда их те потом дели - шут знает. Но кое-кому повезло. Знакомая недавно полученные тогда акции "толкнула" - треть ипотеки на двухкомнатную внесла. А я вот на РЖД работал в 90-х, мне - фиг. Ну что ж, ладно. Вобщем, насчет "пропивания" чеков - фигня, очередной "московский миф".
<< | 1 | 2
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss