Будет ли прокуратура реагировать на вандализм в Ирбите?
 От чего упал Embraer?
Поиск по сайту:
 



 
О взглядах Льва Троцкого

Целостное мировоззрение встречается чаще не у систематических умов и не у людей с избытком свободного времени, а у примитивных типов. Поведение политика "ипсоситуативно"; идеи, изложенные в текстах, обычно обусловлены соображениями полемики и дидактики. Понятие "взгляды" изначально предполагает фрагментарность, не исключает противоречивости, заданности, временной динамики и, в данном случае, наиболее уместно.

1. Несомненно, Лев Троцкий разделял марксистские взгляды на действительность. При этом дискуссия по вопросам "был ли Троцкий последовательным марксистом?", а то и "был ли Троцкий марксистом вообще?" имеет место.

Во-многом суть проблемы определяется родовыми чертами марксизма. Можно спорить о том являются ли противоречия между "ранним Марксом" и "поздним Марксом" критическими, но, безусловно, они существуют. Собственно, понимание или непонимание Маркса стало возможным только в начале тридцатых. Т.к. основные его философские работы были опубликованы только в 1932г. (в России в 1933г.) К этому времени Троцкий вполне сформировался как политик и как мыслитель.. коней менять было поздно.

Многие положения и предсказания Маркса не получили подтверждения уже при его жизни и серьезно корректировались (в табличном виде это нигде не представлено). К тому же, Маркс, вопреки расхожим представлениям, был не столько кабинетным ученым, сколько политическим бойцом. И некоторые положения предусмотрительно рассматривать неразрывно, например, с борьбой против Готской программы, даже если они внешне кажутся не связанными.

По известным причинам, контактировать напрямую с учением затруднительно. Обычно приходится иметь дело с какими-то интерпретациями и здесь уже всплывают проблемы дискурса. Нельзя в 1935г. быть тем же самым марксистом, что и в 1915. Временные коррективы и прочие необходимые и достаточные условия.

Марксизм, как и анархизм, в качестве «метатеоретической» базы имеют коммунитаризм. Исходя из этого "большой водораздел" между "марксовым" и "немарксовым" проходит через роль государства. Маркс был убежденным противником идеи "государственного социализма". В представлении Маркса, социализм основывается на самоуправлении относительно небольших коллективов, имеющих в собственности средства производства (коммуны, кооперативы и т.д.). В этом смысле лозунг "фабрики - рабочим" очень марксистский, а "землю - крестьянам" - нет. Советские колхозы - очень формальная и совсем не единственная разновидность сельского коллективного хозяйствования. 

Людей, которые мало-мальски разбираются в марксизме, в мире всегда было относительно немного. Чтение Маркса всегда входило в группу специальных интересов. На этом фоне достаточно выпукло проявляется факт - "каждый читает свою Библию". Интерпретаций избыточно много, но интерпретации достаточно хорошо отличаются от заблуждений. Наиболее распространенным является отнесение марксизма к моральным учениям. Т.е. буржуи получают всего много, а рабочие мало и все из этого "по справедливости" вытекающее.

Марксизм более сложен в основах. Освобождение рабочего класса не является самоцелью, главная цель - освобождение труда. Эксплуатация порождает "отчуждение" - одно из ключевых понятий марксовой философии. "Человек отчуждается от результатов своего труда" - что это значит? А то, что человек ходит на работу, которая его угнетает, давит, не приносит ничего, кроме необходимых сумм денег, а то и того меньше. Треть жизни уходит на сон, еще треть на бессмысленное кручение гайки, ну и за вычетом еще разных трат по необходимости... ничего в общем не остается.

Древняя притча насчет ответа на вопрос: "Что делаешь?" - один отвечает "Ношу кирпичи", второй - "Зарабатываю деньги", третий - "Строю храм". "Третий" не отчужден от результатов своего труда, двое - "топчут жизнь, как сапоги".

Преодоление отчуждения в эксплуататорском обществе невозможно, отчуждение - продукт эксплуатации. Коммунизм, в марксовом понимании - это общество свободное от отчуждения. По сути то, что и отличает марксову философию (она одна - марксистских много). Что-то похожее сказал о сути иудаизма один религиозный философ:"Не делай другим, чего себе не хочешь. ВСЕ. ОСТАЛЬНОЕ - КОММЕНТАРИИ". (Сказано замечательно: к сожалению, практика не всегда идеально совпадает с теорией.)

2. Представленная интерпретация является информационным фоном для рассмотрения некоторой совокупности идей. Интересующий нас марксизм Троцкого был более ортодоксальным, чем ленинский, по мнению многих (напр. Луначарского). Возможно это и так, если, конечно, удастся выделить его "в чистом виде", отграничив от лассальянства Троцкого, а так же и его же фрейдизма, социал-дарвинизма, ницшеанства и т.п.

"Троцкизм" и "взгляды Троцкого" понятия далеко не идентичные, разные по объему, с учетом того, что и "троцкизмов" существует очень немало. 

Популярность трудов Троцкого объясняется прежде всего их "популярностью". Он очень живо, доступно и интересно пишет. Гегель никогда не будет популярным автором, хотя Ленин считал, что, не освоив "Науку логики" Гегеля, в "Капитале" разобраться невозможно. И, правда, люди, хорошо освоившие Гегеля, часто прибегали к схожим социальным практикам. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов блестящий организаторский талант Троцкого. В числе прочего, он умел организовать популярность - только в "советский период" успел издать 17 томов своих сочинений (Ленин своих трудов тогда не издавал).

Работы Троцкого, что и не удивительно, разного уровня. Его литературная эссеистика не потеряет значения еще много лет, как и многие методические подходы. Как крупный теоретик терроризма Троцкий вполне вторичен и неинтересен (то же и Ленин). Своего варианта марксизма не создал. Исключительно интересен как автор – участник (не просто непосредственный, а один из главных) описываемых им событий. Ни одному политику не удалось пока обойтись без откровенного вранья (Много эмоционально-насыщенных строк Троцкий посвятил борьбе с "англо-американской интервенцией" и пр.). Еще Троцкий известен, как переводчик на украинский басен Крылова.

3. Самым популярным у историков занятием является поиск в биографиях великих людей "реперов" и "межевых камней". На самом же деле, все в большей или меньшей степени хаотично и разные случайности играют колоссальную роль.

Троцкий начинал свою политическую деятельность с решительной критики Маркса. А марксистом он стал под влиянием Соколовской. Мог бы стать и анархистом. Кого не может сделать взрослая женщина из юноши, который критикует Маркса, не прочитав ни одной его строчки. Примерно так же, Муссолини стал социалистом под влиянием Балабановой (впоследствии, заметной троцкистки).

Было ли это случайностью? В какой-то мере - да (были и другие женщины-социалистки). И уж, конечно, совершенная глупость - объяснение пути Троцкого фанатичным стремлением к власти.

К власти Троцкий пришел довольно поздно, да и вообще, революционная деятельность в начале века была коротким путем на каторгу, а не во власть. Человек со способностями Троцкого мог бы найти путь менее обременительный, но так уж сложились многочисленные обстоятельства. В объяснении исторических событий "оккамовская бритва" часто заменяется "барлой" (инструментом для кастрации) - объяснения примитивны, поверхностны, избыточно обусловлены чем-нибудь "близлежащим".

Например, свастика на шинелях красноармейцев считается заимствованной у калмыков (люндн). Да, действительно, были у Городовикова калмыцкие бойцы, не очень много (больше в Донской армии). А вот бурятов был целый красный кавдивизион. Почему не у них заимствовали, или не у белорусов (Ленин, правда, тоже был "друг степей")? Но уже у Керенского свастика была на банкнотах...

Появление звезды как большевистского знака - подача Троцкого. Это обычно объясняют влиянием масонства или отсылаются к древнему символу Иерусалима. Масоном Троцкий не был (если не читать всерьез Берберову). Да и вообще, масоны практически никакой роли в большевизации России не сыграли. Кто бы стал слушать какого-то "видного большевика Скворцова-Степанова"? Были люди покруче масонов.

Религию Троцкий искренне презирал, от еврейства отстранялся (даже знание идиш скрывал). По одной малоизвестной, но довольно убедительной теории, Троцкий заимствовал звезду у катаров. Те действительно много экспериментировали с безбожным синтезом добра и зла, вполне в ницшеанских установках.

Почему-то редко вспоминают о том, что Ленин и Троцкий были "живыми людьми", гениальными людьми, очень желчного характера, с довольно своеобразным чувством юмора. И история сама почти наполовину состоит из вещей очень случайных. "Марсова звезда" ( утвержденная для красноармейцев) к Марсу очень боком, а происходит от "лилия мартагона" и введена в российской армии при Николае Первом. Странно было бы видеть в Троцком продолжателя именно этой традиции.

Почему "красной звезде" не быть заимствованной у "Хайнекена"? Ленин и Троцкий пили мало и только пиво. Троцкий в автобиографии пишет, что пил пиво даже на "празднике вина". Марки пива фирмы "Хайнекен" и тогда были самыми популярными в Европе, а символы, обычно, "визуально цепляются".

Или, к примеру, красная звезда входила в нагрудный знак очень популярного в России "Общества сострадания животным" (более 100 отделений). Возможно, на это намекает Есенин, когда пишет о Троцком:

"Я гражданин из Веймара

И приехал сюда не как еврей,

А как обладающий даром

Укрощать дураков и зверей."

Было... Троцкий приехал из Веймара. Возможно, вполне возможно. Взял же Лев Давидович в качестве псевдонима фамилию тюремного надзирателя... почему бы "хайнекен" на фуражку не прицепить? В этом была бы некая логическая последовательность.

Примерно такой же внутренней логикой обладает и знаменитый интернационализм Троцкого - вопрос отдельного рассмотрения. Все-таки, взгляды политика и то, что он пишет о своих взглядах, обычно представляют одесский постулат о двух разницах. Окружение Сталина, например, было куда как более разнообразно в национальном отношении, чем окружение Троцкого. Собственно, национализм и интернационализм - две крайности, и обеих их Троцкий счастливо избежал. Расстреливал он "невзирая", а работать предпочитал с евреями. Вот это, кстати, можно за многими заметить, включая Ленина, кайзера Вильгельма и еще много кого. Интересно, что из языков в Советской России гонениям подвергся только один - иврит. Занимались этой чушью, разумеется, евреи.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss