Одна из самых больших проблем современной России – преступления по отношению к старикам и отсутствие должного учета преступлений с целью завладения имущества одиноких стариков. Если Вы постарели, если рядом с Вами не живут близкие родственники, способные отбить Вас от бандитов и если принадлежащая Вам квартира (дом) стоит достаточно дорого, велика вероятность что Вас убьют ради завладения Вашей собственностью. В 1990-е годы эта проблема приобрела огромные масштабы. Но и сегодня речь идет о многих тысячах смертей в год. Такова реальность современной России.
Недавно специалисты по демографии подняли один из самых болезненных вопросов современной России – многочисленных фактов убийства стариков с целью завладения их имуществом. Сам по себе факт того, что на это явление обратили внимание именно специалисты по статистике, крайне неприятен. Это значит, что масштабы проблемы стали «статистически заметны» - то есть речь идет о десятках тысяч, возможно, сотнях тысяч насильственных смертей в год. А, кроме того, фактически ученые обвинили правоохранительные структуры в сознательном искажении статистики и укрытии преступлений.
Речь идет о целой серии публикаций по смежным вопросам, которую предпринял Институт демографии Государственного университета – Высшей школы экономики.
Не секрет, что современная семья в России находится глубочайшем кризисе за всю историю существования страны. Этот кризис начался далеко не сегодня – уже пятьдесят или тридцать лет назад все возрастающее число людей не желали отягощать себя тяготами создания семьи и воспитания детей. Сегодня те, кто не завел детей или отпустил их на постоянную жизнь в другие регионы или страны становятся жертвами убийц.
Проблема убийств стариков еще никогда не поднималась в российской политической практике на высокий государственный уровень. Возможно, поднять эту проблему на уровень глаз политиков помогут именно усилия ученых.
В общественном мнении эта тема всегда была на слуху. Одинокие старики и их убийцы стали героями сотен книг, сериалов, рассказов, репортажей в газетах и т.д. Интернет буквально заполнен конкретными фактами. Только Яндекс на запрос «убийства стариков из-за квартиры» выдает 5 млн. ссылок на различные документы.
Новую сторону проблемы поднимают ученые Института демографии. Они отмечают, что в последние годы полиция и власти прикладывают определенные усилия для того, чтобы снизить смертность в России от факторов, которые не носят «естественный» характер. Однако некоторое улучшение показателей статистики смертности от убийств, самоубийств, аварий, катастроф и т.д. сопровождается ростом таких показателей статистической отчетности, которые маскируют истинные причины смертности.
По словам ученых, основная часть насильственных смертей в России – это так называемые «Повреждения с неопределенными намерениями» (далее – ПНН). Самый высокий показатель ПНН в России – у мужчин и женщин старшей возрастной категории.
В России уровень ПНН выше, чем в европейских странах в 4,5-6 раз. За 1990-е показатель ПНН вырос в 6 раз и сейчас немного стабилизировался на уровне в 4,5 раза выше чем в Европе.
«Убийства и самоубийства – наиболее вероятные кандидаты для смертей неустановленного рода» - констатируют А. Корнеев и С.Васин в статье «Род смерти не установлен» - ведущая причина насильственной смертности в России».1
В России смертность от ПНН в 2010 году составляет для мужчин свыше 16% от общего числа смертей. То есть речь идет о нескольких сотнях тысяч смертей в год. И такое большое количество смертей – серьезный повод, чтобы заняться этой проблемой. Но в старших возрастных группах смертность растет еще более существенно и превышает европейские и мировые показатели сразу в несколько раз.
Россия, как известно, держит печальное лидерство по числу смертей от убийств и самоубийств. В том же в 2010 г. было убито почти 20 тысяч человек.2
Давление со стороны политиков вынуждает правоохранительные структуры выборочно относиться к регистрации насильственных смертей в качестве убийств. В итоге статистика существенно приукрашивает реальность.
Ученые констатируют: сегодня нет никаких оснований доверять официальной статистике смертности населения: «Анализ долговременного тренда смертности от ПНН в России показал, что особенностью периодов повышения смертности от внешних причин в России был опережающий рост смертности от ПНН, который привел к необычайно высокому уровню смертности от этой причины и, соответственно, нарастанию «неопределенности» в отношении истинности уровня смертности от насилий и несчастных случаев. Возникшая в последние годы тенденция снижения смертности от внешних причин не только не переломила эту ситуацию, но и ухудшила ее: в 2010 г. стандартизованный коэффициент смертности от ПНН превысил уровень смертности от самоубийств и стал ведущей причиной травматической и насильственной смертности»...
И далее: «Проблема качества статистики смертности от внешних причин не сводится только к проблеме усиления влиятельности смертности от повреждений с неопределенными намерениями. Во-первых, предполагается, что немалая часть смертей от ВП попадает в рубрику «Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках» и «Болезни системы кровообращения». Во-вторых, что за аномально высоким весом группы «Все другие случайные и неуточненные несчастные случаи», которую формируют смерти множества рубрик, и – еще одной размытой рубрики – «Случайные падения» также могут скрывать смерти от самоубийств и убийств»… 3
К сожалению, сегодня российское общество чрезвычайно больно. Попытки скрыть истинные размеры катастрофы только усугубляют ситуацию. Возможно, криминальный беспредел 1990-х годов породил в обществе большой комплекс вины и страх открыть для себя ужасную истинную цену нынешнего благополучия. И потому все общество старается скрыть эту больную тему – кто-то, как правоохранители, не желают адекватно регистрировать преступления. Кто-то, как политики, требуют снижать показатели преступности. А большинство российского общества просто молчит потому, что боится разбередить страшную и едва начавшуюся затягиваться рану.
У этой проблемы есть и другой аспект. В крупных городах страны, где цена на недвижимость достаточно велика, как и прежде действуют крупные преступные группировки, имеющие тесные связи в службах, ответственных за юридическую регистрацию сделок. Многие тысячи людей, возможно, вовлечены в страшный криминальный бизнес, черпающий благополучие в безнаказанном убийстве людей. С этой проблемой тесно связана и проблема коррупции, без которой было бы невозможно осуществление таких преступлений.
И самым важным аспектом проблемы является полный кризис прежних социальных отношений. Физически вымирает, в том числе «с помощью» убийц, поколение людей со слишком «экономизированным» сознанием, слишком веривших государству и слишком уповавших на него. На самом деле есть лишь своя семья, которая единственная может не позволить отравить своего старика с целью завладеть его недвижимостью.
Несколько лет назад весь развитый мир вступил в период Консервативной революции. Понимание ценности семейных уз, понимание истинного значения традиций и обычаев, понимание ценности большой и дружной семьи придет разными путями, в том числе – такими кровавыми и трудными уроками.
1 http://demoscope.ru/weekly/2012/0535/analit010.php
2 http://demoscope.ru/weekly/2012/0535/analit09.php
3 А.Кренев, С.Васин. «Род смерти не установлен» - ведущая причина насильственной смертности в России. Демоскоп. № 535 – 536 10 - 31 декабря 2012. http://demoscope.ru/weekly/2012/0535/analit010.php
|
|