Как отвечал оппонент на претензии обманутого клиента ателье (в знаменитой эстрадной репризе Аркадия Райкина): «Я пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть?», так и сам клиент интересовался: «А кто же отвечает за результат?»...
В преддверии нынешнего жаркого июня в столице страны появились странные люди. Они устраивали митинги и шествия, собирались на Горбатом мосту и у памятника Кириллу и Мефодию, объединялись в комитеты, прося вернуть им жилье или деньги, зачитывали обращения к президенту и требовали внимания со стороны правительства.
На Калужской площади в Москве митинговали обманутые соинвесторы долевого строительства жилья. Тысячи людей вложили деньги в строительство, и вот уже несколько лет ждут свои квартиры. Митингующие обратились к столичным властям, которые неоднократно обещали, что все дольщики получат свое. Они потребовали от властей решить свою проблему и заявили, что готовы вступить в любую партию.
Массовый митинг около Дома правительства. Обманутые вкладчики сумели поставить 15 палаток, несмотря на попытки ОМОНа им помешать. Ранее уже был разогнан их палаточный лагерь у Белого дома. Россияне - соинвесторы жилищного строительства - требуют компенсации своих потерь от российской власти. Митингующие были намерены сделать свою акцию бессрочной.
Встреча обманутых соинвесторов с министром регионального развития РФ Яковлевым, назначенная на 22 мая, не состоялась. Министр просто не приехал. Тем не менее с самого утра у Белого дома стояло двойное оцепление. Трое соинвесторов, которых все-таки пропустили в Белый дом, передали свои требования в отдел корреспонденции правительства.
23 мая вкладчики встретились с депутатами Единой России. В зале Госдумы встретились 50 соинвесторов и 20 депутатов. Единая Россия пообещала, что проблема строительных махинаций будет рассматриваться на парламентском уровне. По мнению депутата Драганова, беда вкладчиков - повод для депутатов пересмотреть федеральное жилищное законодательство, предложить новые стандарты оценки жилплощади, создать типовой вариант договора инвестирования и поднять проблему защиты частных инвестиций государством.
Единая Россия предложила создать от депутатов рабочую группу (7 чел.), от вкладчиков экспертный совет (18 чел.). Депутаты и вкладчики будут готовить досье на каждый недостроенный объект по России: компания-инвестор, компания-застройщик, на какой стадии прекращено строительство, причина прекращения строительства, список пострадавших. А тем временем Единая Россия постарается изыскать внебюджетные средства для решения проблемы. Вкладчики согласились, хотя без особого энтузиазма.
Светлана Калашникова, участник экспертного совета: Есть серьезное опасение, что создание этого совета - только попытка отвлечь вкладчиков от протеста, связать их видимостью решения проблем. Если мы поймем, что наша работа неэффективна, снова выйдем на улицы.
Работа депутатов и вкладчиков будет прозрачна: результаты разместят на открытом электронном сайте. Первое совместное заседание вкладчиков и депутатов состоялось 26 мая. Обманутые соинвесторы потребовали от власти компенсации потерь Обманутые соинвесторы строительства жилья призвали правительство РФ в полном объеме компенсировать им понесенные потери. Об этом говорилось в заявлении Оргкомитета обманутых соинвесторов, зачитанном его пресс-секретарем Анастасией Антонычевой на пресс-конференции.
«Мы, граждане РФ, пытаемся добиться решения нашего квартирного вопроса, не выдвигая никаких политических требований. У нас еще осталась надежда на справедливость. Наши многочисленные обращения в различные инстанции не приводят к разрешению ситуации, на них мы получаем ответы-отписки, которые также не выполняются. Невозможно назвать инстанцию, куда бы не обращались пострадавшие. Органы федеральной власти предпочитают не вмешиваться в ситуацию, сложившуюся вокруг объектов жилищного строительства. Информация о ситуации зачастую замалчивается, преподносится в искаженном свете, а иногда в противовес излагается «заказная» информация о том, что мы сами виноваты в сложившейся ситуации».
С сентября 2005 года в Москве и в Московской области были созданы различные комиссии и рабочие группы по якобы «разрешению» ситуации. Но, по прошествии полугода их работы, ситуация обострилась еще больше. Обещания, даваемые руководителями Москвы и Московской области, реально не выполнялись, из документов, содержание которых стало известно дольщикам, следует, что их снова пытаются разделить по категориям (москвичи, не москвичи, есть квартира, есть решение суда и др.). И затем, с каждой отдельной категорией граждан провести «зачистку». В заявлении содержалось требование признать обманутых соинвесторов «пострадавшими при чрезвычайной ситуации, возникшей в строительстве жилья». Вкладчики потребовали в кратчайшие сроки обеспечить всех пострадавших жильем, согласно заключенным договорам, без каких-либо обременений и доплат (в том числе в случаях двойных продаж, разного рода мошенничеств, нарушений в ведомствах и преступлений чиновников).
Оргкомитет обманутых соинвесторов настаивал также на личной встрече с президентом страны и председателем правительства. Соинвесторы посчитали необходимым определить источник финансирования для безусловного и ускоренного решения проблем пострадавших и обеспечить контроль над целевым использованием средств. Кроме того, они потребовали создать реально функционирующие региональные комиссии для проверки деятельности в области жилищного строительства с привлечением средств граждан соинвесторов, с обязательным участием в их работе руководителей инициативных групп вкладчиков по каждому объекту. В заявлении говорилось о необходимости в кратчайшие сроки сформировать поименные списки пострадавших по каждому неисполненному договору, по каждому объекту с указанием причин невыполнения обязательств. Также вкладчики выступали за создание правительственной комиссии по расследованию преступных действий и бездействия всех органов исполнительной власти города Москвы, Московской области, других городов и областей, где имеются проблемные стройки.
Если решения проблем соинвесторов не будет найдено на уровне правительства РФ, оргкомитет собирается обратиться к международным правозащитным организациям, а также в ООН.
«Мы вынуждены будем также обратиться во Всемирную торговую организацию с требованием приостановки вступления Российской Федерации в эту организацию, так как стране с таким уровнем коррупции и незащищенности внутренних инвестиций граждан - не место в цивилизованном международном обществе».
Долгожданная встреча обманутых соинвесторов и министра регионального развития РФ Владимира Яковлева, наконец, произошла. Лидер Ассоциации пострадавших соинвесторов строительства Антон Беляков сообщил, что, по его данным, в Москве 15 тыс. обманутых соинвесторов, в Московской области 20 тысяч, а в целом в России, по разным оценкам, от действий недобросовестных застройщиков пострадали от 100 тыс. до 200 тыс. человек. «Нам до сих пор не хватало контакта с исполнительной властью. Надеюсь, что с этой встречи правительство включится в решение этого вопроса, и, таким образом, можно будет сказать, что государство серьезно занялось этой проблемой».
Антон Беляков передал Владимиру Яковлеву материалы Ассоциации пострадавших соинвесторов строительства со своей оценкой ситуации в сфере долевого строительства жилья и предложений урегулировать проблемы. Речь идет о системных ошибках на муниципальном, региональном, возможно, федеральном, и, конечно, на законодательном уровне". По итогам встречи была создана специальная рабочая группа для решения проблем обманутых дольщиков. В нее вошли заместитель и помощник Яковлева, депутаты Госдумы, а также представители Ассоциации пострадавших соинвесторов
По данным спикера Совета Федерации Сергея Миронова, число обманутых дольщиков в столице равняется 15 тысячам человек. Как заявил мэр Москвы Юрий Лужков, правительство Москвы располагает данными о 1779 обманутых соинвесторах жилищного строительства. Категория обманутых дольщиков, соинвесторов или, как принято называть их по старинке, вкладчиков появилась на рынке недвижимости совсем недавно. Все эти люди рассчитывали инвестировать в первичный рынок жилья на ранних стадиях строительства, а в результате стали участниками строительных пирамид. По мнению специалистов, от такого риска никто не застрахован, но возможность этого можно свести к минимуму.
Можно найти несколько общих черт, присущих строительным мошенникам. "Названия многих недобросовестных компаний подбираются так, чтобы вызвать доверие у дольщиков. Часто используются слова: "строй", "проект", "жил", "дом", "индустрия", "резерв", "инвест", "монолит" и др., что придает некоторую солидность имиджу компании", - рассказывает ведущий аналитик департамента маркетинга агентства недвижимости DOKI Александр Скобкин. Кроме того, мошенники зачастую используют названия известных компаний и агентств недвижимости.
Конец 2005 года многие эксперты называют началом "охоты" на строительных мошенников. Ситуация с обманутыми вкладчиками длилась уже довольно долго, и в какой-то момент должен был разразиться скандал. В результате прокуратура возбудила несколько уголовных дел и назвала самых главных столичных "недостройщиков". В настоящий момент основатели большинства из этих компаний находятся в следственных изоляторах по обвинению в "мошенничестве в особо крупном размере", а их соинвесторы устраивают многочисленные акции протеста. Большинство недобросовестных компаний использовали одинаковые, так называемые, альтернативные схемы.
Наиболее распространенными из них являются предварительные договоры купли-продажи с использованием векселя в качестве платежного средства, предварительные договоры долевого участия в строительстве, инвестиционные договоры и договоры уступки права требования, а также договоры простого товарищества. Все эти юридические инструменты были использованы мошенниками.
Обычно потенциальному покупателю предлагается купить квартиру по заниженной цене, затем покупателя уговаривают выплатить всю стоимость сразу, объясняя необходимость быстрым ростом цен. Клиент соглашается, но в течение 3-4 лет ни о каком строительстве речи и не идет. Недовольный покупатель приходит в компанию и просит вернуть деньги. Ему объясняют, что деньги вернут, но так как "идет большой инвестиционный процесс", необходимо составить график возврата, с возвратом какой-то условной суммы, например, в неделю. Видя, что ему идут навстречу, неудачливый покупатель соглашается и подписывает договор, по которому он отказывается от квартиры и получает вместо соглашения о передаче прав на строящееся жилье соглашение о возврате денег от некоего юрлица.
После этого оставшуюся часть средств бывшему дольщику никто не возвращает, а квартира продается еще раз. Таков механизм двойных, а то и тройных продаж.
Конечно, от недобросовестных застройщиков дольщиков защищает закон. Однако практика показывает обратное. "Теоретически закон №214 защищает дольщиков строящихся жилых объектов. Но только в том случае, если компания-продавец его полностью соблюдает", - рассказывает Андрей Яковлев, директор юридической фирмы "Яковлев и партнеры", председатель московской Коллегии адвокатов.
"На практике же закрепленные в законе "Об участии в долевом строительстве" нормы обходят с помощью оформления векселей, к примеру, или другими способами". Защитить покупателей от недобросовестных застройщиков не сможет никто, кроме них самих, поэтому прежде чем обзавестись квартирой, следует навести справки. Выбранный застройщик должен обладать положительной историей реализованных проектов, но гораздо важнее состояние документов на объект, в котором вы собираетесь покупать квартиру, - разрешение на строительство, документы на землю и пр. В любом случае, "самолечением" заниматься не стоит и лучше обратиться за советом к специалистам.
Юристы советуют: прежде чем подписать договор с застройщиком, внимательно прочитайте все документы, особенно инвестиционный контракт. Именно его наличие поможет сохранить деньги и справить новоселье.
Отдельные депутаты в Госдуме предлагают составить черный список фирм-обманщиков на строительном рынке, обратиться в Генпрокуратуру и провести парламентское расследование. При Госдуме будет создан специальный экспертный совет для решения проблем российских дольщиков. Жилье в Москве будет продаваться только после завершения строительства домов. Как сообщили в столичной мэрии, "городские власти для защиты прав соинвесторов решили ввести ограничения на продажу жилья до полного завершения строительства дома". Меры должны быть разработаны до конца августа Комплекс мер, направленных на решение проблем обманутых граждан-участников долевого строительства, должен быть разработан в течение полутора месяцев.
По словам главы Росстроя Сергея Круглика, данные меры будут касаться компенсаций местными землями или разделения ответственности перед дольщиками между различными уровнями власти. Глава Росстроя отметил, что вопросы, связанные с обеспечением жильем обманутых соинвесторов строительства жилья, будут рассматриваться и решаться местным уровнем власти, поскольку именно местные власти несут ответственность за дольщиков, пострадавших от действий недобросовестных инвесторов.
Итак, рассмотрим, в чем, собственно, дело? Хорошо ли то, что граждане страны обретают себе новое жилье? Несомненно! Хорошо ли то, что заботой об этом (несомненно, государственном) деле они не озабочивают при этом родное государство? Гм ну, скажем так: для государства несомненно, хорошо. Заинтересовано ли государство, чтобы его граждане, решая несомненно хорошие государственные дела, не отвлекали государственных чиновников от их несомненно (как мы все твердо знаем) важных государственных дум и занятий? Гм трудно сказать, но по элементарной логике: именно так все и должно быть.
Идем дальше. Должно ли защищать государство (в лице его мудрых, всевидящих и социально озабоченных чиновников) своих граждан от обмана недобросовестных продавцов? Несомненно! Защищает ли? Каким образом? А это где как: в демократических странах защищает жестким набором демократических мер и процедур, в недемократических еще более жестким набором мер и процедур недемократических.
А как у нас? А никак Обманщики: сами по себе, обманутые ими граждане: сами, а государство (без которого у нас сегодня не чихнешь в делах): громко и горестно сопереживает за обманутых граждан и (с некоторым злорадством) напоминает им, что «демократию» - они сами себе выбрали. («Вот то ли дело было ранее!»). Интересная картина.
Государственные чиновники (без которых, напоминаю, у нас сегодня не чихнешь в делах) организовывают по факту обмана многочисленный, долгий и великолепный ряд изучений, исследований и мониторингов обстановки. (Там, где и без того все зачастую предельно ясно: на одну имеющуюся квартиру имеется три-четыре заплативших за нее покупателя). Обманщики сидят в этих многочисленных исследовательских советах рядом с ними и спокойно доказывают, что их все неправильно поняли. Государственные чиновники (без которых, напоминаю, у нас сегодня не чихнешь в делах) громко возмущаются в СМИ нечестностью и корыстолюбием частных застройщиков, легкомысленностью граждан и несовершенством нашей имеющейся правовой базы. А что же остается самим обманутым покупателям жилья?
P.S. А в Подмосковье тем временем идет снос домов обманутых соинвесторов. Тяжелая техника приехала к недостроенному жилому комплексу "Золотая звезда" в районе Северное Кучино и снесла уже возведенные первые этажи. Что бы это значило?
|
|