«Все беды от того, что у нашего короля волшебные золотые волосы, и он делает, что хочет», - думали жители страны лжецов, вынужденные под страхом наказания называть кошек собаками, а собак - кошками, хлеб – чернилами и наоборот, смирившиеся с законами о вранье, сдавшиеся на милость воровской шайки, которая объявила себя новой государственной элитой.
Так в любом диктаторском государстве, население которого сломлено пропагандой, произволом и насилием, пускай прикрываемым пафосом законодательства, жители наделяют вождя сверхчеловеческими способностями. Он, вождь, якобы обладает необыкновенной мудростью и особенной проницательностью, ему не свойственно ошибаться, он непогрешим. Такова психологическая реакция общества, отстранённого от принятия решений по важнейшим вопросам, и неспособного влиять на власть. В таком обществе появляется слой хамов, холопов – тех, у кого, по словам В.И.Ленина, «слюнки текут, когда они самодовольно описывают прелести рабской жизни и восторгаются добрым и хорошим господином».
Сказка Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», экранизированная в позднем СССР под названием «Волшебный голос Джельсомино», изумляет постановкой острейших проблем буржуазного авторитарного политического режима.
Общественный пласт хамов, а тем более тех граждан, кто, догадываясь о своём рабском положении, гонит подобные мысли прочь, как правило, намного шире узенькой прослойки сомневающихся либо вовсе отрицающих справедливость короля с золотыми волосами. Последних в свете нынешних трактовок, пожалуй, смело можно отнести к «пятой колонне». Вот, например, старьевщик говорит о фальсификациях официальной истории и обращается к Джельсомино, как иностранцу, с призывом: «Нашему народу нужна помощь!». Тётушка Кукуруза не принимает реформу словаря, упрямо прибегая к запрещённому лексикону. Художник Бананито отвергает установленные каноны живописи, оскорбляя чувства верующих в необходимость такие границы устанавливать. Кошка-хромоножка, рискуя оказаться на гильотине, пишет на стенах зданий фразы, порочащие главу государства. Все они так или иначе вынуждены опасаться «стражей порядка» и бдительных соотечественников.
Граждане, являющиеся опорой режима, заслуживают отдельного упоминания. В образе Калимера великолепно продемонстрирован известный тип «патриота» - патриота страны лжецов. Он, естественно, убеждённый доносчик: «Напишу-ка министру, ведь здесь подрывают законы королевства!» и разоблачитель «врагов златокудрого короля», пускай не совсем бескорыстный. Впрочем, «пятую колонну» он ненавидит абсолютно искренне. Трудна и опасна участь настолько страстного поклонника власти. Когда однажды её служители лишают его заработанного и вожделенного вознаграждения, мотивируя свой поступок законом, он, не выдержав душевного напряжения из-за отринутой государством любви, сходит с ума.
А король Джиакомо хорош. Его характеризует хотя бы такое восклицание: «Только я, я и снова я, один, знаю, что и когда надо делать!».
Джиакомо щедро раздаёт своему окружению медали «За заслуги перед Отечеством» разной степени.
В решительном негодовании он отметает робкое предложение направить усилия на обеспечение бедных кварталов хлебом и маслом: «Не до масла, нам нужны пушки, танки и корабли!».
Наконец, златокудрый правитель объявляет Государственному совету, что наступил исторический час, когда следует начать войну:
- Предлагаю послать ноту королю Туриндии и начать военные операции… Пишите и отправьте немедленно: «Нота. Объявляю вам, королю Туриндии, что вы – лысый болван!
Аплодисменты.
- Как я его?
- Отлично, - отвечали члены Государственного совета и спели бравурную песню о непобедимости своего короля.
На фоне этих персонажей иностранец, практически иностранный агент, Джельсомино совершает в стране лжецов страшные преступления: поёт крамольные песенки, разрушает сумасшедший дом и выпускает узников, вызволяет арестованных лиц из тюремных подвалов, в конце концов, узнав страшную тайну, что король Джиакомо в действительности лыс, поднимает народный бунт. Вот так, простой лозунг «Король носит парик» привёл к революции.
Финал истории не так уж важен. Важно, кому в этой борьбе сочувствует читатель и зритель. Ещё важно, что в советской кинокартине 1977 года прозвучала реплика: «Ваше Величество, вы просили напомнить о демократии. Теперь это модно». Как в воду глядели.
|
|