Первые страницы сегодняшних израильских газет целиком посвящены возобновлению переговоров между представителями Израиля и Палестины. Разумеется, это не удивительно-такие события происходят не каждый день.
Неординарным можно считать тот оптимизм, который демонстрируют участники переговоров, включая американского посредника.
Госсекретарь США Джон Керри даже назвал сроки: через девять месяцев-окончательное урегулирование. А значит, и независимость Палестины, о необходимости которой так долго говорили палестинцы и не палестинцы тоже, наконец-то станет реальностью.
Откуда такой оптимизм? Неужели столетняя война между евреями(а точнее, израильтянами) и палестинскими арабами может наконец-то завершиться подписанием всеобъемлющего соглашения?
Такое в принципе возможно, учитывая бескомпромиссность позиции израильского руководства, с порога отвергающего любые попытки обсуждения статуса Восточного Иерусалима и крупных поселенческих блоков на оккупированных территориях Западного Берега?
Таки да.
Но неужели палестинцы готовы поступиться Восточным Иерусалимом и обширными территориями занятыми ныне израильскими поселенцами?
Отвечу традиционно - вопросом на вопрос: а кто они, эти палестинцы?
Вопрос мой состоит вовсе не в том, существует палестинский народ или не существует. Палестинский народ существует. Объективно.
Есть не одна историческая концепция относительно происхождения палестинского народа. Согласно одной из них, современные палестинцы являются прямыми потомками хананеев-самого древнего народа, населявшего Святую Землю в древности. Согласно другой- палестинский народ сформировался в первой половине девятнадцатого века во время восстания жителей Палестины против правителя Египта Мухаммада Али. Есть и другие версии, но вопрос не в исторических датах. Палестинский народ объективно существует и существует давно: со своей историей, театром, поэзией, наукой, но главное-самосознанием.
В формирование этого самосознания большой вклад внесли и иорданцы, и египтяне, заперевшие палестинцев после 1948 года в гетто: лагерях беженцев. Но ни одна страна не внесла такого колоссального вклада в формирование палестинского самосознания, как Израиль.
Накба для палестинцев имеет такое же значение для палестинского самосознания, как Холокост для израильского.
Только вот палестинец палестинцу-рознь. Точно так же, как израильтянин израильтянину, русский русскому... Параллели можно проводить в любой стране.
В чем эта рознь заключается касательно палестинцев?
А в том, что за двадцать лет прошедшие со времени подписания соглашений в Осло между Израилем и ООП, в Палестине сформировалась своя, весьма влиятельная комрадорская буржуазия и целый слой бюрократии, созданный израильской оккупацией.
Именно эти палестинцы, которых не только устраивает, но им еще весьма выгоден существующий порядок вещей, и будут подписывать мирный договор с Израилем.
В Израиле довольны как никогда: в начале переговоров представители палестинской стороны ни словом не обмолвились о границах до 6 Июня 1967 года, а сами переговоры будут проходить в Иерусалиме-его западной части, и Раммале.
Все это- весьма прозрачный намек на то, что палестинская сторона готова пожертвовать Восточным Иерусалимом и занимаемыми ныне израильскими поселенческими блоками территории Западного Берега.
При нынешнем раскладе существует большая доля вероятности, что договор об окончательном урегулировании между Израилем и Палестиной будет подписан. Ведь это именно то, что предлагал Арафату в двухтысячном году, еще до начала Второй Интифады, тогдашний премьер Израиля Эхуд Барак- девяносто(!) нынешней территории Палестинской автономии. Разумеется, без Восточного Иерусалима и наиболее лакомых кусков палестинской территории.
Арафат на эту сделку не пошел-понимал, что если подпишет подобное соглашение, то не то что дни, а даже часы его сочтены. С тех пор много воды утекло. Поражение Второй Интифады и раскол Палестины: как общественный, так и территориальный, деморализовали простой народ, который, похоже не верит уже никому - ни правительству Абу Мазена, ни ХАМАСу. И те, и другие оказались не способны решить социально-экономические проблемы палестинцев, и те, и другие, погрязли в коррупции, успешно при этом сотрудничая с Израилем.
Но именно они-представители нынешней власти в Палестине, будут подписывать соглашения об окончательном урегулировании с Израилем.
А как же все остальные палестинцы - простые люди ежедневно отправляющиеся на работу в Израиль, работающие в еврейских поселениях Западного Берега, словом все те, кто никак не связаны с компрадорским режимом? Неужели они тоже согласятся на подобное урегулирование?
Отвечу опять вопросом на вопрос: а кто их спросит?
Ну и что получится в результате, разумеется, если подобное соглашение будет подписано? Победа Израиля?
Если это и будет победа, то только Пиррова.
Потому что уродливое образование, больше напоминающее бантустан, нежели независимое государство, которое появится после подписания этого урегулирования, станет исключительно накопителем социального недовольства, вызванного нищетой и бесправием основной массы населения.
Ведь по своей сути, по крайней мере в своей экономической политике, неолиберальные режимы что в Израиле, что в Палестине, мало чем друг от друга отличаются. Так что договорятся.
А вот какие формы недовольства примет социальный протест на территории нынешней Палестинской автономии впоследствии, можно только гадать.
Эти протесты позволят израильским правым патриотам снова направить обвинияющий перст в сторону палестинцев: "вот к чему приводят уступки им!"
А чего собственно ожидать от бантустана, от нищеты и бесправия? Безграничной любви к нам?
|
|