Не прошло и четырёх лет со дня Саяно-Шушенской трагедии, как отечественная машина правосудия со скрипом, но добралась-таки до суда. Дело поручено вести саяногорской судье Аушевой В.Ю.
Предварительное слушание прошло 16 июля в здании городского суда. Уже через три дня, 19 июля в Большом зале администрации Саяногорска состоялось судебное заседание. Выбор помещения обусловлен большим количеством желающих присутствовать при судебном разбирательстве дела.
Заседание, продлившееся около 20 минут, было перенесено на две недели, но поскольку это далеко не последний перенос, трагедии из этого делать не будем. Как показывает практика, судебное разбирательство может занять столько же времени, сколько и этап предварительного следствия. Впрочем, срок давности привлечения к уголовной ответственности по инкриминируемому семерым обвиняемым преступлению составляет 10 лет, и у стороны обвинения есть все шансы успеть довести дело до вынесения приговора.
Будет ли приговор обвинительным, предполагать сложно. Адвокаты подсудимых сообщили, что их подзащитные обвинения не признают. Пока это означает лишь одно - судебное следствие затянется надолго. Потерпевшие уверены, что "не сядет никто".
Не предваряя выводы суда, могу констатировать: на мой взгляд, скамья подсудимых смотрится сиротливо без главного фигуранта дела - Анатолия Чубайса. Как правило, при упоминании этой фамилии применительно к августовской трагедии раздаются возгласы: "Ну вот, опять Чубайс! Конечно же, он один у нас всегда и во всём виноват!"
Хорошо, давайте разбираться, виновен ли Чубайс в случившейся аварии и почему он назван фигурантом, хотя в материалах дела его фамилии нет.
Журналистское расследование, начатое сразу после аварии, сформировалось во вполне определённое заявление о совершённом преступлении, которое я подал в Саяногорское межрайонное следственное управление Следственного Комитета при прокуратуре РХ 14 апреля 2010 года. Заявление было принято и зарегистрировано надлежащим образом, мне был выдан отрывной листок талона-уведомления под № 4. Я был опрошен следователем и предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Затем моё заявление было направлено по подследственности в Москву в Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ (далее СКР), так как "возбужденное по факту аварии на СШ ГЭС уголовное дело расследовалось в центральном аппарате СКР". Позже пришел ответ из СКР, что «заявление о привлечении к уголовной ответственности Чубайса А.Б. приобщено к материалам уголовного дела № 201/383091-09, возбуждённого 17.08.2009г. по факту аварии на филиале ОАО «РусГидро» - СШ ГЭС им. Непорожнего. В ответе указывалось: «Доводы, изложенные в заявлении, будут проверены в ходе предварительного следствия».
С этого момента стало очевидным лукавство Следственного Комитета. Уголовно-процессуальное законодательство чётко регламентирует действия следственного органа при получении заявления. Следователь проводит доследственную проверку и либо возбуждает уголовное дело, либо отказывает заявителю. Но в любом случае, отказ должен быть выражен в форме постановления, которое можно обжаловать в т.ч. в суде. Моё заявление обозвали "доводами" и предложили "ждать у моря погоды".
Понятное дело, ждать я не стал, тем более что Саянское море до сих пор находилось в руках тех, кто уже утопил 75 человек и не понёс за это никакой ответственности. Я пытался заставить действовать СКР по закону. В переписку со мной вступил Старший следователь Главного следственного управления СКР полковник юстиции Л.С. Тамаев. «По обстоятельствам, изложенным Вами в заявлении от 14.04.2010г. проверка в порядке ст. 145 УПК РФ не производилась, - расписывался полковник юстиции в нарушении Комитетом действующего законодательства. - Доводы, изложенные в Ваших обращениях, исследовались в рамках уголовного дела, возбуждённого по факту нарушения правил охраны труда в филиале ОАО «РусГидро» - преступления, предусмотренного ч.2 ст.143 УК РФ».
- У меня были не доводы, а заявление о преступлении, - пытался я достучаться до сознания работников СКР. - В нём были указаны конкретные факты нарушения Уголовного закона, требующие правовой оценки вашего ведомства.
Оборону вызвался держать Старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации генерал-майор юстиции Ш.М-А. Эльсултанов:
- Ваше обращение поступило в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации и рассмотрено;
- на Ваше аналогичное обращение ранее нами в Ваш адрес направлен ответ...
И, так раз за разом пока наконец, в январе прошлого года не пришло финальное: "расследование уголовного дела № 201/383091-09, возбужденного по факту нарушения правил охраны труда в филиале ОАО «РусГидро»-«Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего», завершено и направлено с обвинительным заключением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации".
Не ответит Чубайс за то, как в период исполнения им обязанностей представителя государства в органах управления Российского акционерного общества "ЕЭС России им были совершены деяния, попадающие под действие двух статей Уголовного Кодекса - 286-ой (превышение должностных полномочий) и 293-ей (халатность).
Полный текст заявления о преступлении, составленный юристом Андреем Кузнецовым, был размещён на ФОРУМе.мск, также его можно найти на сайте газеты "Каратош": http://karatosh.khakascom.ru/ здесь приведу лишь некоторые его отрывки.
В 2000 году А.Б.Чубайс самовольно присвоил функции органа государственного управления и самоуправно оформил документы, легализующие промышленную эксплуатацию Саяно-Шушенской ГЭС. Без установки новых систем автоматики безопасная промышленная эксплуатация СШ ГЭС была невозможна (согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ эксплуатация объектов электроэнергетики является источником повышенной опасности). Несмотря на отсутствие надлежащих документов о приемке в эксплуатацию под видом временной (пробной) осуществлялась полномасштабная промышленная эксплуатация СШ ГЭС.
Цинично проигнорировав ряд нормативно-правовых актов, А.Б.Чубайс самовольно своими приказами (как председатель правления РАО ЕЭС России):
- № 253 от 11.05.2000 создает Центральную комиссию по приемке СШ ГЭС в эксплуатацию;
- № 690 от 13.12.2000 утверждает Акт Центральной комиссии, согласно которому СШ ГЭС 13.06.2000 принята в эксплуатацию с оценкой "хорошо".
Чисто формальный и бутафорский характер работы Центральной комиссии демонстрируют следующий эпизод. Гидроагрегат № 2 (ставший впоследствии причиной катастрофы на СШ ГЭС) с марта по ноябрь 2000 года находился в капитальном ремонте с полной разборкой, то есть не мог 13.06.2000 (дата подписания Акта Центральной комиссией) быть принят в эксплуатацию, тем более с оценкой "хорошо" так как для этого необходимо было в обязательном порядке провести ходовые испытания.
Таким образом, реализуя замысел по незаконной легализации промышленной эксплуатации СШ ГЭС, А.Б.Чубайс присвоил себе полномочия другого должностного лица — министра Минтопэнерго России, что содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Наоборот, если бы А.Б.Чубайс действовал в строгом соответствии с требованиями Закона, эксплуатация СШ ГЭС была бы прекращена как минимум до того момента, пока ее системы безопасности не стали бы соответствовать установленным требованиям, что исключило бы наступление тяжелейших последствий в результате катастрофы 17.08.2009г.
В дальнейшем вплоть до 30 июня 2008 (прекращение полномочий председателя правления РАО ЕЭС), зная о незаконности и потенциальной опасности промышленной эксплуатации СШ ГЭС, А.Б.Чубайс преступно бездействовал и не предпринял исчерпывающих мер по ее прекращению, что содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность).
К изложенным в заявлении фактам следует добавить, что техническая комиссия Ростехнадзора в своем итоговом документе указала на А.Б.Чубайса как одного из виновников августовской трагедии. Несмотря на это органы предварительного расследования не только не предъявили ему обвинение, но даже не провели доследственную проверку. Похоже, что даже удав не действует на кроликов столь устрашающе, как Чубайс на следственные органы.
Вывод напрашивается только один - страна вновь наступает на старые грабли, культивируя т.н. элиту и ставя её выше закона. История неумолима: мужик, прежде чем схватиться за вилы, долго ищет правды у царя-батюшки. И чем дольше он обивает пороги бездушных чиновничьих кабинетов, тем неотвратимей раскручивается рукоятка кровавой мясорубки, где нет ни правых, ни виноватых и начальники на выходе ничем не отличаются от подчинённых - фарш безлик по определению.
Сегодня надежды саяногорцев связаны с судебной ветвью власти - разберётся судья Аушева в деле, определит справедливое наказание виновным. Вот только не каждый понимает, что нельзя суду выходить за рамки предъявленного обвинения и искать виновных за их пределами. Судебное следствие ведётся лишь по материалам уголовного дела, где среди тысяч томов нет фамилии Чубайс.
Степень вины семерых работников СШ ГЭС, сидящих на скамье подсудимых, конечно же будет установлена. Родственники погибших получат причитающиеся им компенсации и станут ожидать новых трагедий в надежде, что теперь они пройдут стороной. Осуждённые отправятся исполнять приговор, вне зависимости, согласны они или нет с обвинением.
"Вина всех семерых подсудимых заключается в том, что они чисто случайно остались живы, - уверен В.И. Бабкин, заместитель генерального директора Саяно-Шушенской ГЭС с 1978 по 2001 год. - Истинные причины аварии до сих пор не установлены. Это означает, что подобная катастрофа может повториться".
К словам Владимира Иннокентьевича можно добавить, что катастрофы будут не только повторяться, но и множиться, сливаясь и перерастая в одну, но государственного масштаба. Это неизбежный процесс, развивающийся, пока отечественным судам не додают чубайсов.
|
|