Уже неделю в Белоруссии продолжаются массовые протесты, буквально расколовшие как белорусское, так и российское левое движение на два лагеря: одни (провластная КПБ и руководство КПРФ) видят здесь исключительно происки «агентов семи разведок», другие сравнивают происходящее с февральской буржуазной революцией 1917 года и призывают солидаризироваться с протестующими.
Безусловно, происходящее в Белоруссии пока что отнюдь не революция, и в процессе принимают участие совершенно разные силы и политические группировки, каждая из которых, безусловно, имеет свои интересы. Однако, огульно называя и вышедших на улицы граждан, и бастующих рабочих БелАЗа «оболваненными Западом/Россией/Китаем/инопланетянами (нужное подчеркнуть)», охранители всего лишь показывают свою безграмотность и неумение и нежелание критически анализировать ситуацию. Выдуманный КПБ «усатый социализм» существует только в головах «ура-патриотов» и на самом деле причина массовых протестов отнюдь не в работе «агентов семи разведок». Безусловно, различные буржуазные силы могут и обязательно будут паразитировать на недовольстве действующей властью, но для того, чтобы остановить большую часть предприятий, одной «руки Сороса/Кремля» недостаточно.
Итак, в чем же реальная причина массовых рабочих протестов? Член Свободного Профсоюза Металлистов Павел Сташевский так прокомментировал реальное положение трудящихся в Белоруссии:
— Это объёмный вопрос и двумя словами на него не ответишь. Могу лишь сказать, что «на бумаге» с законодательной точки зрения Беларусь вроде как «социально ориентированное государство», но с каждым годом это определение в стране теряет свой смысл. Происходит обуржуазивание системы государства, и вина в этом напрямую лежит на АГ. Почти все социальные гарантии не то что б исчезли, они стали до такой степени ничтожны что многие граждане ищут и находят работу за границей. И эта катастрофа для нашей страны в последние годы. Взять хотя бы, к примеру, массовый «исход» высококвалифицированных медиков в Польшу, где им представляют гораздо лучшие социальные и экономические условия. Кроме того, серьёзный «бич» для рабочего та контрактная система, которую навязало государство и при помощи, которой контролирует человека труда под страхом потери работы в случаи окончания контракта.
И действительно, с самого начала своего правления «легитимный» последовательно «сворачивал» все социальные достижения Советского Союза. Усиление эксплуатации и урезание гарантий работникам начались с принятия Декрета Президента Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Именно тогда и начала применяться контрактная система, против которой сейчас выступают многочисленные трудовые коллективы. После принятия данного декрета на большинстве предприятий госсектора (на данный момент это более 70% экономики Белоруссии) в добровольно-принудительном порядке большая часть работников была переведена на срочные трудовые договора. На частных предприятиях так же в основном используется подобная система. Минимально контракт заключается на год, максимальный срок действия — пять лет. Естественно, после окончания такого договора заключение нового напрямую зависит от лояльности работника руководству. А это, в свою очередь, помогло внедрить систему «плавающих окладов», которая гарантирует только минимальную часть зарплаты. Остальное зависит от «результатов деятельности». То есть у работодателя есть масса совершенно «законных» способов урезать премии на абсолютно любом основании. Таким образом, «прогрессивную» потогонную систему Лукашенко внедрил одним из первых на постсоветском пространстве.
— На данный момент на многих предприятиях Белоруссии проходят забастовки. С какими требованиями в основном выступают коллективы и насколько сейчас это массово?
— Сегодня, на мой взгляд, первый день (13 августа — прим. ред.) когда начали стихийно формироваться забастовочные комитеты на многих, в том числе, знаковых для Беларуси предприятий. (БелАЗ, Химволокно, АЗОТ и так далее). Требования на разных предприятиях разные (зачастую написанные на "коленке", от руки, на простом клочке бумаги). Суть одна, политические требования - это не признания итогов выборов, прекращение насилия от правоохранительных органов, освобождение политзаключённых (которых у нас за 4 дня собралось аж более 7000 человек), назначение новых Президентских выборов.
С 16 августа, забастовки, собрания и шествия проводят следующие трудовые коллективы: МАЗ, «Терразит», БелАЗ, Белгосфилармония, Белмедпрепараты, Гродненский завод, Гродно-Азот, Гродножилстрой, Интеграл, Керамин, Липский рынок, ОАО «МАПИД», БМЗ, МЭТЗ, РНПЦ, МФ «ЗОВ», Гродненское Химволокно, Беларуськалий, Нафтан, строители БелАЭС, Пилимир, МЗКТ, ММЗ, Белрыба, ПВТ, ТЭЦ-4, 4-ый троллейбусный парк, Гроднопромстрой, МЗОР, МЭЗ им. Козлова, МЭС, МЗШ, РУП Белэнергосетьпродукт, Пинки центральный рынок, Минская теплосеть, БелОМО, МЗКТ, Барановичский станкостроительный завод, Белоруснефть. Работники Минского метрополитена провели шествие с требованием прекратить насилие и отправить ОМОН в казармы. Так же коллектив Оршанского Инструментального Завода объявил забастовку с требованиями отмены пенсионной реформы, «Декрета №3», запрета приватизации и прекращения политических репрессий.
На данный момент благодаря многочисленным митингам, акциям и забастовкам на большинстве предприятий значительная часть задержанных была отпущена. В целом действия силовиков стали более сдержанными, в ряде городов милиция переходит на сторону протестующих. Отметим, что остановили волну насилия и заставили отступить власть, которая раньше не отступала ни перед кем и не перед чем, не «змагары» и буржуазные кандидаты, не «агенты семи разведок» из белорусского агитпропа и не Светлана Тихановская, а политическая воля трудовых масс. Именно независимые профсоюзы и забастовочные комитеты коллективными и солидарными действиями заставили Лукашенко бояться не только за свои доходы, но и за кресло.
А что же по поводу самих зарплат? По сообщениям Свободного профсоюза металлистов, более половины белорусов, а именно – 58,5%, в месяц зарабатывают меньше 1000 рублей. А минимальная зарплата для тех, кто работает на полную ставку, в этом году составила 375 рублей. Медианная же зарплата, более объективно отражающая реальное положение вещей, по данным за май «медиана» составила 893,9 рубля. Это на 334 рубля меньше средней зарплаты в том же месяце.
Пособие по безработице и вовсе составляет от 27 до 54 белорусских рублей в месяц. Минимальная пенсия — 207 рублей. Введен налог на «тунеядство» — тот самый пресловутый «Декрет №3», против которого так же сейчас бастуют белорусские рабочие: оставшись без рабочего места более, чем на 183 дня (и таким образом не уплачивая подоходный налог), гражданин Белоруссии вынужден заплатить сбор в размере 20 базовых величин (на данный момент БВ составляет 27 белорусских рублей). Естественно, то, что в большинстве случаев просто невозможно продлить контракт и оставшийся без работы вынужден уезжать в РФ или ЕС, действующую власть не особо интересует.
Пенсионная реформа, вступившая в силу с 1 января 2017 года, привела к тому, что у женщин пенсионный возраст подняли с 55 до 58 лет, у мужчин — с 60 до 63. Однако, и этого оказалось «мало» — в марте 2020 года президент Лукашенко предложил дальнейшее «переформатирование» — переход на страховую систему и увеличение требуемого стажа с 17,5 до 20 лет.
Добавив к этому регулярный рост цен и многолетние отсутствие индексации зарплат, становится ясно, что причина недовольства — отнюдь не «агенты семи разведок», а многолетняя антирабочая политика действующего президента.
Естественно, ни один из «альтернативных» Лукашенко кандидатов не представлял и не представляет интересов трудящегося населения, и не стоит строить иллюзий о том, что Тихановкая или экс-глава Белгазпромбанка Бабарико. И тот же Свободный профсоюз металлистов Белоруссии говорил об этом с самого начала:
Очередная политическая кампания – выборы Президента РБ – превращена в грубый и циничный фарс. Сохранение у власти нынешнего режима означает одно – положение рабочих, служащих будет только ухудшаться. В стране десятки, сотни тысяч безработных, которые вынуждены зарабатывать в России, Польше, Литве и других странах Евросоюза. В регионах большинство трудящихся трудится за мизерную оплату в 250 – 300 рублей. Налицо крах экономической системы правящего режима.
После прихода к власти президента Лукашенко внутренняя политика сразу была направлена на ограничения прав и свобод рабочего человека:
– в 1995 году коллективные переговоры на метрополитене были пресечены спецподразделениями МВД по указанию лично Лукашенко, профсоюзные лидеры арестованы;
– по инициативе Лукашенко в Закон о профсоюзах внесены изменения, лишившие организации независимого положения;
– введена в массовом порядке система краткосрочных контрактов, ставшая удавкой на шее каждого человека;
— на предприятиях ликвидированы организации независимых профсоюзов и введен тотальный идеологический и политический контроль за инакомыслием;
— указами и декретами трудовые права ограничены и принят худший в мире трудовой кодекс, направленный в пользу работодателей.
В течение длительного времени не растет заработная плата, на многих предприятиях она не достигает 500-600 рублей. Официальные профсоюзы (ФПБ) являются одним из придатков агонизирующей системы. В настоящее время верхушка и функционеры, неплохо устроившиеся за счёт взносов работников, прислуживают режиму в качестве членов лживых избирательных комиссий и псевдо-наблюдателей с целью скрыть истинные настроения избирателей.
Очевидно, что при сохранении политического режима реальный уровень жизни большинства работников и пенсионеров будет стремительно падать.
Мы заявляем, что ни у кого из зарегистрированных кандидатов нет четкой программы по радикальному улучшению жизни людей труда. Призываем зарегистрированных кандидатов в Президенты, которые действительно заинтересованы в возвращении страны на демократический путь развития и не являются марионетками действующей власти, снять свои кандидатуры и не участвовать в политическом фарсе с заведомо известным результатом.
(Заявление Свободного Профсоюза Металлистов, 29 июня 2020.)
Собственно, и предвыборная программа большинства «альтернативных» кандидатов, и регулярные заявления Лукашенко, говорили о проведении дальнейшей приватизации госсектора.
- Насколько верны прогнозы о том, что Лукашенко будет проводить приватизацию предприятий?
— Всё зависит от того сможет ли АГ удержать власть и вообще что-либо проводить. Он давно это обещает сделать, однако те условия, которые он ставит для потенциальных инвесторов не совсем, мягко говоря, приемлемы. Надо понимать, что большая часть активов предприятий Беларуси принадлежит Государству, в нашем случаи надо понимать непосредственно самому АГ, либо его аффилированным структурам. Поэтому, приватизация если и будет иметь место, то только в том случае если это будет выгодно лично АГ и его «семье».
- А кто эти потенциальные инвесторы?
— Ещё полтора года назад можно было говорить однозначно что это российские или китайские компании. Ну, и чуть-чуть арабские. Сейчас вектор изменился, и мы видим на горизонте европейские компании и даже компании США. Хотя, в свете сегодняшних событий и реакции на них «западных партнёров», это можно поставить под сомнение.
- А какие отрасли в первую очередь интересны ЕС?
— Я думаю прежде всего промышленный сектор. Нефтепереработка. Возможно - рынок удобрений, прежде всего калийный. В любом случаи подход с их стороны будет сугубо с практической точки зрения - доходность и эффективность. О какой-либо социальной составляющей думать не приходится.
Стоит немного упомянуть и о самом характере госсектора белорусской экономики — более 50 крупных предприятий были акционированы еще в период до 2005 года. Так же былo принято peшение провести конкурсы по продаже. Таким образом, приватизация началась уже давно и будет проходить и дальше, независимо от того, удержит ли Лукашенко кресло.
Но в нынешних условиях о какой-то экономической независимости говорить не приходится — всеобщий мировой кризис, осложненный последствиями карантинных мер, ликвидация высокотехнологичных предприятий российского рынка объективно приведут к тому, что самостоятельно белорусская экономика будет продолжать стагнировать. И не важно, кто в данном случае окончательно приватизирует оставшиеся государственные предприятия — «легитимный» в «наследство сыну Коле», или победившие белорусские олигархи, итог будет один — поглощение транснациональными корпорациями, преимущественно — европейскими. Любая капиталистическая власть в итоге будет вынуждена клянчить инвестиции у существующих сверхдержав. И выдавать эти инвестиции будут на условиях, выгодных исключительно транснациональному капиталу. «Интересные» для «партнеров» отрасли будут поглощены с внедрением более «эффективной» сверхэксплуатации. Оставшиеся же высокотехнологичные предприятия «спонсорам» будет гораздо выгоднее просто «слить», создавая таким образом, резервную армию труда. Вряд ли какой-нибудь HEIDENHAIN будет перепрофилировать ОИЗ, ориентированный в первую очередь на продукцию уже умирающего станкостроения постсоветских стран. И вряд ли Claas будет сохранять БелАЗ и МТЗ.
Возможно, у европейского капитала и есть амбиции захвата рынков ряда стран Латинской Америки, в которых продукция белорусских и оставшихся российских высокотехнологичных предприятий была бы востребована, но, амбиции амбициями, а в реальности затея скорее всего будет обречена на провал.
И да, любая новая капиталистическая власть в Белоруссии будет слабой, так как не будет иметь в достатке средств на поддержание своего аппарата. А это означает коррупцию сказочных размеров, беспредел силовиков, налоговые поборы, драконовские законы в отношении населения, чтобы хоть как-то обезопасить себя от голодных бунтов, высокую степень автономии чиновников на местах.
На данный момент уже всем ясно, что сложившийся политический кризис не удастся погасить обычным поиском «козла отпущения» и парой отставок. Еще несколько дней назад Лукашенко мог надеяться на подобный исход, но сейчас уже практически невозможно «откупиться». Отсутствие реальной поддержки населения, переход ряда местных чиновников на сторону протестующих говорит о том, что скорее всего режиму «легитимного» остались считанные дни. Поездка «гаранта» на МЗКТ утром 17 августа наглядно продемонстрировала реальное отношение трудящихся к «всенародно любимому» «картофельному королю».
Сейчас протесты в Белоруссии уже преимущественно рабочие, однако пока что общие требования в основном общедемократические. Часть трудовых коллективов уже выдвигает и свои собственные, классовые требования:
- запрета на приватизацию предприятий
- сохранения рабочих мест
- включение долей от прибыли предприятия в заработные платы и повышение доли окладов в ЗП до 80-90%
- отмены Декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества»
- запрета на штрафы и лишения премий
- отмены контрактной системы
- увеличения социальной поддержки
- отмены пенсионной реформы
И в руках рабочего класса Белоруссии не просто результаты выборов и не просто абстрактная «демократия». Сейчас от политической воли трудящихся зависит дальнейшая судьба страны.
Если общедемократические лозунги будут единственными, то итогом рабочих протестов будет повторение сценария украинского Майдана, который за шесть лет так и не привёл к улучшению положения рабочего класса, а наоборот, ухудшил его. Трудящимся Белоруссии нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо продолжать организовываться и выступать за свои собственные интересы. Или — рабочая власть, или — дальнейший кризис и превращение страны в сельскохозяйственный придаток «первого мира», и других исходов тут быть не может.
|
|