Дал комментарий Росбалту по итогам послания, но еще до отставки кабинета.
«У нас изменение пенсионного возраста назвали „пенсионной реформой“, хотя никакой реформы нет, а просто наличествует „шкурное“ повышение пенсионного возраста. Так и с „конституционной реформой“. Владимир Путин предложил серию поправок в Конституцию, которые ему по каким-то причинам кажутся удобными. Но конституционной реформой это никак не является, потому что Конституция остается той же самой во всех своих основных принципах. Если бы у нас были внесены изменения в конституционные принципы, или изменена ее структура и форма, произошло какое-то законодательное глобальное перевертывание с ног на голову — тогда иное дело. А сейчас Путин просто предложил несколько текущих поправок — сугубо ситуационных.
Предположение о переходе к президентско-парламентской республике — слишком сильное допущение. У нас нет обычного сочетания трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной. У нас введена некая „надвласть“ в лице президента, как института, которая даже назначает судей (а также министров, силовиков и дипломатов, да и списки депутатов согласовывает - прим.ред.). Дума сейчас, может, и получит дополнительные полномочия. Но она получит их не для того, чтобы влиять на президентскую структуру, а чтобы влиять на исполнительную власть, на правительство, и не более того. То есть речь идет о перераспределении полномочий внутри подчиненных президенту ветвей власти. Как была президентская республика, так и осталась. И слово „республика“ остается под вопросом. Республика ли это?»
***
Я уже много раз писал, что на самом деле у нас никакая не республика, а принципат. Такая переходная система между республикой и монархией, когда сохраняются республиканские институты, такие как парламент, выборы, разделение властей, но носят исключительно декоративный характер - всем управляет единый центр, сформированный вокруг первого лица, по римскому шаблону "принцепса". Так было в Риме со времен Цезаря и вплоть до поздних цезарей (даже фамилия первого принцепса стала должностью), когда республиканские институты окончательно иссякли, и власть стала полностью наследственной и самодержавной.
В нашей истории уже были принципаты, во-первых, в Смутное время, когда 7 царей последовательно назначались и утверждались соборами и боярской думой. Ну и начиная с конституционного переворота 1993 года в РФ тоже установился принципат в форме "преемничества". Что принципиально отличается от той же президентской республики тем, что президента избирает не масса граждан, а назначает его предшественник. Всеобщие же выборы лишь формально легитимизируют уже известный результат.
Ельцин, избранный президентом РСФСР, назначил сам себя главой РФ, упразднив в 1992 году СССР, а в 1993- отменив конституцию и распустив парламент - стал преемником самого себя. Потом назначил преемником Путина, который, в свою очередь, избрал преемником Медведева, а потом, по примеру Ельцина, назначил снова сам себя.
Из этого следуют неизбежные особенности такого правления. В первую очередь - это опора на силовиков, армию и спецслужбы. Так было при Цезарях, так было при Лжедмитриях, подтвержадвших свои полномочия "императоров по римскому обычаю" на войсковом круге. Так и у нас - даже "гражданский" экономист Мишустин носит погоны государственного советника первого класса, как у генерал-полковника. В свое время один из его предшественников упразднил налоговую полицию, но полицейские функции остались у "гражданского" ведомства.
Дальше все меньше влияния на власть у массы избирателей, и все больше - у силовиков. Вне зависимости от того, кто в данный момент на вершине властной пирамиды. Если система удержится надолго, то должности превратятся в наследуемые титулы - как принцепсы стали принцами, римские дуки - герцогами, комиты - графами, всадники - кавалерами. А граждане - быдлом.
|
|