Дал небольшой комментарий "Свободной прессе".
Сегодня, 2 февраля истекает срок поставленного США России ультиматума Вашингтона об уничтожении крылатые ракеты наземного базирования 9М729, якобы нарушающей договор, чего Москва делать отказалась. Конфликт так и не удалось урегулировать в ходе нескольких раундов переговоров, последний из которых состоялся днем ранее в Пекине и представлялся последним шансом спасти соглашение. Однако, как заявил по итогам встречи заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, никакого компромисса достигнуто не было из-за жесткой позиции американской стороны. Замгоссекретаря США Андреа Томсон, в свою очередь, подтвердила, что встреча в Пекине позитивных сдвигов не принесла.
Президент Трамп уже заявил о выходе из ДРСМД, правда с оговоркой, что готов заключить с Москвой новый договор и вообще продемонстрировал желание вести переговоры.
- Думаю, вопрос связан с демократическим устройством США, — говорит главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. — Если страна втягивается в новую гонку ядерных вооружений, то даже при всех возможных козырях на руках, а у Америки их больше, чем у РФ, все равно это вхождение в поле неопределенности. Грубо говоря, создается ситуация глобального риска, и даже рискуя всего лишь на какие-то проценты, администрация Трампа рискует попасть под уничтожающую критику, вплоть до импичмента. Для Трампа это неоправданный риск.
— На что вообще американцы рассчитывали своим ультиматумом?
— Рассчитывают, что мы сами уничтожим свои новые разработки, как это делали в 1990-х, очевидно.
— Можно ли сказать, что американцы заранее все решили, просто искали повод? Зачем? Не могли просто выйти из договора потому, что он им не нравится и все?
— Американцам не очень нужно выходить из этого договора, они пока что не планируют ядерный удар по РФ. Администрации Трампа нужно поднять капитализацию ВПК и загрузить их новыми заказами, а для этого нужна угроза. Но угроза дозированная, а не глобальная.
— Насколько убедительно выглядит придуманный ими «повод»? Поверил ли им кто? Почему страны Европы, которые больше всех заинтересованы в сохранении договора, говорят, что его будущее зависит и от США, и от России? Они реально не понимают, что Москва сделала все, что смогла, или верят в американские доводы?
— Страны западной Европы тут, вообще-то, не игроки. Они скорее объект, чем субъект. И потом, что за дело, на самом деле, странам западной Европы, будут на них направлены ракеты большей или меньшей дальности? Если бы они могли тут играть, то в первую очередь требовали вообще убрать из Европы американское ядерное оружие. Но они не могут, и просто молчат.
Польша хочет быть уничтожена в ядерной войне первой
— Между тем, многие эксперты, в том числе западные, считают, что обе стороны проявили недостаточно политической воли для сохранения договора. Согласны ли вы с этим?
— Единственное, что с российской стороны имеет тут значение — это возможность жесткого ответа. А это напрямую зависит от состояния нашей оборонной промышленности, которая как была после Гайдара, так и остается в крайне ослабленном положении. Если вы не можете угрожать наращиванием вооружений, то любой ваш договор — пустая бумажка. Договоры подписывают с равными, а «лузерам» просто ставят условия.
— Пока не совсем ясно, как будет выглядеть «приостановка» США своих обязательств. Как, по-вашему, все будет выглядеть на практике? Многие эксперты считают, что им пока нечего испытывать, а тем более — развертывать.
— В принципе, ракеты средней и малой дальности — это относительно дешевое оружие по сравнению с тяжелыми ракетами на вооружении РВСН. Сейчас геополитическая ситуация сильно в пользу США, они могут окружить нас по периметру ракетами небольшой дальности, чем поставить нас перед необходимостью в плане стратегического ответа наращивать очень дорогие стратегические ядерные силы. При тот, что даже тактическое ядерное оружие, в зависимости от точки применения, может решать стратегические задачи. Но — существенно дешевле! Это как размещение ракет средней дальности на Кубе во времена Хрущева, только наоборот. В этом, кстати, и секрет нервной реакции США на происходящее в Венесуэле — они опасаются асимметричной акции РФ с использованием этой страны. Но сами-то они используют географические преимущества в полный рост! И это должно быть объектом серьезной работы для правительства РФ, для российской дипломатии, которая сегодня в основном занимается PR.
|
|