Как сообщил «ФОРУМу.мск» по телефону председатель правления международного консалтингового агентства «FarWest,LLC» Яков Косман, на состоявшимся в прошлые выходные во Франции совместном заседании правления и наблюдательного совета агентства было принято решение возобновить деятельность консалтинговой сети «FarWest» в Афганистане и Ираке.
Несколько месяцев назад работа сети в этих странах была прервана. Это было связано как с отсутствием гарантий личной безопасности персонала, так и с прозвучавшими угрозами распространить на фирмы, входящие в сеть, действие закона США «о нераспространении в отношении Ирана». Этот закон налагает эмбарго на поставки в Иран оборудования и технологий, которые, по мнению США, «могут быть использованы для разработки оружия массового поражения, крылатых и баллистических ракет».
Закон запрещает государственным структурам США продавать и передавать фирмам, на которые распространяется его действие, и закупать у них товары и услуги. Частным же американским компаниям закон также запрещает поставлять и приобретать у этих фирм продукцию военного или двойного назначения.
В настоящее время, отметил Яков Косман, «мы получили заверения, что дискриминационных и репрессивных мер против нас предпринято не будет. Поэтому с сентября мы возобновляем работу. Это необходимо для выполнения наших контрактных обязательств по консультированию, которые у нас имеются перед частными компаниями из США, Польши, Чехии, Венгрии, Словении, Болгарии и Иордании».
Яков Косман не исключил, что «изменение отношения, возможно, не в последнюю очередь было связано с недавним решением Госдепартамента США распространить действие закона «о нераспространении в отношении Ирана» на «Рособоронэкспорт». Как известно, основанием для этого стала информация ЦРУ о якобы заключенном в июле контракте на сумму в 200 миллионов долларов между «Рособоронэкспорта» и министерством обороны Ирана на ремонт и модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24, который должен исполнять АХК «Сухой». По утверждению американской стороны, Су-24 якобы теоретически может выступать в качестве носителя оружия массового поражения.
В результате решения Госдепартамента, как ожидается, так и не состоятся подготовленные к подписанию контракты на сумму почти в 1 миллиард долларов, предусматривающие поставки боеприпасов, стрелкового оружия, легкой бронетехники и вертолетов для оснащения армий Афганистана и Ирака. Это означает, что эти заказы, как раньше уже случалось с поставками на мировой рынок автоматов АК-47 и АКМ, будут переданы от «Рособоронэкспорта» частным компаниям стран Восточной Европы и Иордании. В этих государствах, как известно, производится и хранится продукция советского образца, которую в «Рособоронэкспорте» называют контрафактной, что, однако, не подкреплено и вряд ли будет подкреплено решениями международных судебных инстанций.
Яков Косман также сообщил, что наряду с Афганистаном и Ираком, персонал фирм, входящих в сеть «FarWest», сейчас работает еще в восьми странах: ОАЭ, Франции, Украине, Турции, Иране, Китае (Гонконге), Колумбии и Бразилии. «В России мы не работаем, но у нас там есть партнеры».
Кроме этого Яков Косман рассказал, что «мы, видимо, пострадали от введенных США против Венесуэлы санкций на поставки этой стране вооружений и военной техники». Это связано с фактическим срывом подготовленного контракта на поставку самолетов «SuperTucano», выпускаемых бразильским авиационным концерном «Embraer».
Вместе с тем проблемы в Венесуэле не смогут затруднить продвижение «SuperTucano» на рынки, так как ВВС Бразилии заказали 99 самолетов, почти треть из которых уже поставлена. ВВС Колумбии приняли решение приобрести 25 самолетов. Кроме того, ожидается, что до 200 самолетов будут приобретены странами Азии и Среднего Востока.
Яков Косман поделился своим экспертным мнением о военно-техническом сотрудничестве Венесуэлы с Россией. Он, в частности, полагает, что в мае этого года «США ввели эмбарго на продажу оружия Венесуэле явно в связи с началом практической реализации российско-венесуэльских контрактов на поставку 100 тысяч автоматов АК-103 и вертолетов, заключенных соответственно в мае и марте прошлого года».
В ответ президент Венесуэлы Уго Чавес недавно совершил визит в Россию, в ходе которого, в частности, посетил столицу Удмуртской Республики Ижевск. Итогом визита, как известно, стало заключение новых сделок на общую сумму более трех миллиардов долларов. Причем половина этой суммы пришлась на контракт по поставке 24 боевых самолетов Су-30МК2, которые, начиная с этого года, должны передаваться покупателю по 8 единиц ежегодно в течение трех лет.
Помимо Су-30 Венесуэла приобретет 38 вертолетов Ми-35, Ми-17 и Ми-26 на сумму 500 тысяч долларов. Кроме того, там будут созданы заводы по выпуску патронов и производству автоматов АК-103. Наконец, Уго Чавес после демонстрации ему в окрестностях Ижевска ЗРК типа «Оса» и «Тор-М1» заявил о намерении закупить у России современные средства ПВО.
Заказы Венесуэлы, а также заключенная в марте пакетная сделка с Алжиром по принципу «оружие в обмен на списание долгов», в сумме составят половину портфеля заказов «Рособоронэкспорта». Это позволит существенно диверсифицировать географию поставок, раньше ориентированную главным образом на Индию и Китай. Вместе с тем, Россия по внешнеполитическим причинам, видимо, уже упустила шанс создать еще один крупный рынок в Иране, отказавшись под давлением США и Израиля поставлять туда ЗРК С-300ПМУ2 и ограничившись ЗРК «Тор-М1» и модернизацией ранее поставленной авиатехники.
В заключение нашего телефонного интервью Яков Косман выразил мнение, что «серые схемы» поставок на мировой рынок вооружений и военной техники из арсеналов армий стран бывшего СССР и Варшавского договора, в основном, видимо, остались в прошлом. Последними сейчас уходят «серые схемы» в части ПЗРК». В основном ушли в историю также «серый» и «черный» рынки советских технологий военного и двойного назначения, так как «практически все давно уже утекло, а нового ничего нет и не предвидится».
Вместе с тем, Яков Косман ожидает расцвет «серых» поставок на мировой рынок из Китая, КНДР, Пакистана и Ирана, «которые на базе нелегально приобретенных ими советских и западных технологий освоили и наладили выпуск широкой номенклатуры собственных вооружений и военной техники. Причем пимер «Хизбаллы», достаточно успешно применявшей против израильтян в Ливане иранские противотанковые и противокорабельные ракеты, это лишь начало».
|
|