Правительство Севастополя попросило Кабинет министров России утвердить бюджет города на 2017 год в размере 28 млрд рублей. Минфин предлагает ограничиться порядка 25 млрд рублей.
В планах администрации Севастополя за счет собственных доходов в 2017 году получить 11 млрд рублей, остальные получить из федерального бюджета.
По итогам 2016 года город может быть выйдет на 10 млрд рублей собственных доходов, общий объем расходов местной казны в текущем году определен в размере 24,4 млрд рублей. То есть дотации федерального бюджета в полтора раза превосходят собственные доходы города, и это соотношение, похоже, стабильно и устраивает городскую администрацию - в будущем году они планируют получить 11 млрд. собственных доходов, а вот из бюджета хотят уже 17 млрд. Интересно, на что?
Но сначала хотелось бы оценить перспективу роста на 10 процентов собственных доходов города. Может быть, открылись какие-то новые заводы и фабрики? Или хотя бы шашлычные и автоусные маршруты? Нет, новых промышленных мощностей не вводилось, со старыми бы разобраться. А на предприятиях малого бизнеса все чаще висят объявления "продается", либо вообще просто закрытые двери. Кризис общий плюс кризис переходного периода - понятно.
Плюс к тому, население города явным образом выросло за последние 2 года за счет миграции - это видно даже по числу машин с номерами различных регионов вне сезона. Казалось бы, этот миграционный поток должен вызвать рост доходной части бюджета, но похоже, что не особо вызывает. Мы прекрасно понимаем, что 10 процентов роста - это рост цен, причем цены растут куда быстрей, чем на 10 процентов в год, значит, и тут мимо налогов...
Можно уверенно сказать, что ожидаемый рост доходной части бюджета базируется в основном на планируемом росте тарифов ЖКХ, городского транспорта, увеличения сборов с мелкого бизнеса... Да и все, пожалуй. Даже роста налогооблагаемой базы за счет увеличения зарплат не предполагается - не будут расти зарплаты, не с чего.
А что, хорошо так управлять городом! Можно практически ничего не делать, только поддерживать статус-кво и просить дотаций из федерального бюджета! Собственно, это и было "стратегией" безвременно отставленного адмирал-губернатора - Севастополь есть военная база, значит, ее и должен финансировать федеральный центр целиком, странно требовать от военной базы, чтобы она еще и зарабатывала себе на жизнь.
Однако Севастополь еще и полумиллионный почти город, для обслуги военной базы - многовато будет. А у города доходов - 20 тысяч рублей на душу населения в год.
Для сравнения - доходная часть бюджета Ростова-на-Дону 30,8 млрд. рублей, а расходная часть - 33, 1 млрд рублей. Дефицит бюджета составляет 2,3 млрд. рублей. В Ростове населения, правда, в 2 раза больше, чем в Севастополе, но все равно доходы в полтора раза больше. Но ведь это не субъект Федерации, а город, над ним есть областная администрация, и областной бюджет, из которого финансируются и дороги, и федеральные предприятия. Доходная часть бюджета Ростовской области составит 141 млрд 885 млн руб., расходная часть — 155 млрд 905 млн руб. Дефицит на уровне 14 млрд руб.
Понятно, да? Порядок доходов выше в 15 раз, чем в Севастополе, а дефицит бюджета меньше, чем в маленьком Севастополе!
А теперь посмотрим на Петербург, тоже город-субъект, как и Севастополь. Доходы бюджета по прошлому году - 439 млрд 219 млн рублей. То есть если на душу населения, то, учитывая, что в Северной столице народу проживает в 10 раз больше, почти в 4 с лишним раза выше, чем в Севастополе. А государственный долг огромного Петербурга 14 млрд 737 млн рублей, то есть весь долг меньше бюджетной дотации, которую просит себе Севастополь на будущий год! Заметим, Петербург вообще имеет бездефицитный бюджет, но при этом не имеет возможности вот так взять, и погасить госдолг, а администрация Севастополя просит запросто - ну дайте нам 17 миллиардов, мы найдем, на что потратить...
Оно понятно, переходный период, после 20 лет украинского хозяйствования город надо восстанавливать, как после нашествия. Но почему дотации из федерального бюджета растут, а следов восстановления не видно? Ну асфальт кое где положили поверх старого покрытия - и на это миллиарды ушли, что ли? Как не было, так и нет подземных и надземных переходов (в Верхнем Мамоне есть, а в городе-герое нет), про разноуровневые развязки даже не говорю. Городской транспорт сокращается. Ничего нового даже не планируется, хотя трамвай в Севастополе ходил еще до революции, даже 26-километровая ветка в Балаклаву была, а сейчас нету трамвая, совсем нет. Я уже не говорю про метро, но монорельс для такого рельефа и такого климата в общем и создан, но про это никто даже и не заикается... То есть масштабных проектов реконструкции и развития городского хозяйства пока не видно. На что же деньги-то такие?
Могу ответить - на "поддержание штанов". Все эти дотации уйдут прежде всего на поддержание полуразвалин Севастополя в полуразваленном состоянии. То есть выстраивается насос для выкачивания денег из федерального бюджета на все времена. Под одно и то же заклинание: "Не дадите денег - рухнет!"
А как же с наполнением доходной части бюджета? Ну, например, с созданием новых рабочих мест - хотя бы из тех, обещанных еще президентом Медведевым 25 миллионов высокотехнологичный и соотвественно высокооплачиваемых? Пока что в инновационной сфере мне известно только одно достижение новой администрации - закрыть финансовый университет, а специально под него построенный кампус отдать под размещение администрации Севастополя. Это реально ноу-хау, впервые в Российской Федерации. Ну и другие достижения есть, хотя и не такие впечатляющие - вот паромную переправу закрыли на Северную сторону, не нужна оказалась.
Правда, вот строят теплоэлектростанцию. Но и ее на самом деле возводят власти Республки Крым, а от Севастополя только землеотвод, и по окончании строительства город будет закупать электроэнергию у другого субъекта Федерации - тоже ноу-хау, но это от предыдущего губернатора осталось наследие.
А свои-то проекты будут? Или и так хорошо? Да в общем, и правда ведь неплохо...
Анатолий Баранов
|
|