Московские розничные сети за неделю перед началом учебного года недосчитались 23% покупателей, свидетельствует Shopping Index компании Watcom. По сравнению с 2012 годом Shopping Index на 35-й неделе (25-31 августа) упал на 21%. «Ждали традиционного всплеска перед 1 сентября, к нему готовятся все торговые центры и бренды. Трафик увеличился, но немного, тенденция по посещаемости по-прежнему негативная», — цитируют «Ведомости» президента Watcom Романа Скороходова.
Shopping Index учитывает среднее число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. В Москве Watcom оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл».
По данным Watcom, трафик в крупных торговых центрах столицы снижался с марта этого года, к последней неделе июня вернулся к показателям 2013 года, сейчас снова ушел в минус.
Снижение реальных располагаемых доходов населения, зафиксированное Росстатом, ощутили потребительские компании. По итогам второго квартала в стране сократились продажи продуктов — впервые за пять лет. Отчетность компаний подтверждает замедление роста выручки в большинстве сегментов торговли.
Как следует из отчета Росстата, с апреля по июнь нынешнего года россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб., что на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз снижение в торговле продуктами было зафиксировано в декабре 2009 го. Падение продаж продуктов началось в мае (на 0,3%) и продолжилось в июне этого года (на 1,2%), считает Росстат.
С непродовольственными товарами ситуация лучше: их продажи в первом полугодии увеличились на 4,4%, до 6,29 млрд руб. Таким образом, вся розница в стране с начала года выросла на 2,7%, до 11,93 трлн руб.
Как следует из доклада Росстата, снижение спроса на целый ряд товаров и услуг связан со снижением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.
От редакции: Следует учесть, что Росстат фиксирует доходы и расходы в рублях, а рубль с начала года очень существенно ослаб, то есть его покупательная способность упала очень сильно. Можно сказать, что кризисные явления были усилены международными санкциями, в результате чего россияне стали просто меньше покупать.
Надо сказать, что и раньше покупали они "на последнее": по данным банка «Хоум кредит», около 10% кредитов, выданных в 2013 году в местах продаж, пришлось на одежду, 43% — на электронику и бытовую технику. То есть чтобы купить в торговом центре пылесос или модные штаны, люди одалживались у банка еще и в "благополучном" прошлом году. А в нынешнем в долг уже не дают, да и прошлогодние задолженности надо возвращать.
Правда, собственниками крупных торговых сетей у нас давно уже являются иностранные компании - из тех самых стран, которые накладывали на Россию санкции. Практически наказывали сами себя, но основная причина снижения торговых оборотов все же бедность подавляющего большинства "дорогих россиян".
А.Б.
Материалы по теме:
|
|