В центре внимания зарубежных СМИ и, в первую очередь, российских СМИ и экспертов, стало выступление президента Казахстана Н. Назарбаева на конференции министров иностранных дел Стамбульского процесса по Афганистану. Если быть точнее, то его фраза «Сейчас мы готовимся расширить транзитный потенциал для грузов НАТО за счет каспийского порта Актау».
На первый взгляд, Казахстан, активно участвующий в урегулировании афганской проблемы, сам решает, как ему поступать и какой свой транспортный узел представить для транзита войск и воинских грузов НАТО. До этого заявления все транзитные перевозки, планировавшиеся по территории Казахстана, особых вопросов не вызывали. Например, французы будут использовать аэропорт Шымкента на основе межправительственного соглашения об обеспечении транзита военного имущества и персонала через территорию Республики Казахстан.
Чтобы понять, почему суверенное решение суверенного государства по морскому порту Актау сильно взволновало соседей, нужно сделать краткий экскурс в историю Каспийского моря.
До 1991 года Каспийское море было морем только двух государств: СССР и Ирана. Правовой режим был установлен советско-иранскими договорами от 1921 и 1940 гг. С распадом Советского Союза между прикаспийскими государствами появились проблемы по разграничению моря, недропользования, использования биоресурсов, экологии и др.. Хотя они до сих пор не урегулированы, но, тем не менее, переговоры продолжаются. В целом, можно сказать, что переговорный процесс находится в вяло текущем режиме. Вместе с тем, каждое государство в силу своих возможностей, наращивает свои военно-морские силы. Следует отметить, что потенциал и боеспособность российской Каспийской морской флотилии по всем параметрам превосходят военно-морские силы всех других стран. Все это в совокупности позволяет сохранять определенную стабильность на Каспийском море.
Другой важный вопрос – это отношения между США и Ираном. И Вашингтон и Тегеран считают друг друга заклятыми врагами. Все происходящее в ближневосточном регионе идет через призму этого противостояния. Некоторые эксперты уже прогнозируют переход этого противостояния в более активную фазу или, проще говоря, в полномасштабную войну. Если посмотреть на карту, то Иран граничит с Азербайджаном, Арменией, Турцией, Туркменистаном, Афганистаном, Пакистаном и через Оманский и Персидский заливы с Кувейтом, Саудовской Аравией, ОАЭ и Оманом.
Все эти перечисленные страны, за исключением Туркменистана, являются союзниками США. Арабские страны залива имеют серьезные противоречия с Тегераном на религиозной основе. Как известно, иранцы шииты, а арабы в основном сунниты. Между ОАЭ и Ираном имеются территориальные проблемы. Трения между Ираном и Азербайджаном связаны с этническими азербайджанцами, составляющих 18% из почти 78 миллионного населения ИРИ.
Однако, несмотря на все это, США пока еще не удалось использовать своих союзников против Ирана. Падение режима Саддама Хуссейна позволила с юга приблизиться к Ирану, но ситуация там в результате вторжения американцев только ухудшилась и неясно само будущее Ирака в связи возможной независимостью Курдистана.
Если с учетом всего изложенного взглянуть на решение Казахстана использовать возможности порта Актау для транзита войск и имущества НАТО, то возникает ряд логичных вопросов.
Во-первых, по странному стечению обстоятельств, заявление по Актау прозвучало после визита помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка в Астану.
Во-вторых, если с французами по Шымкенту договорились заранее, то почему так не сделали с американцами?
В-третьих, насколько долго будет использоваться порт Актау? По последней информации, американцы все-таки не собираются полностью покинуть Афганистан и, вполне вероятно, там оставят несколько военных баз. Также не исключено, что эти военные базы могут появиться в бывших советских республиках Центральной Азии.
И последнее. Появление любых иностранных вооруженных сил, пусть даже временно, в Каспийском море нарушают хрупкий статус-кво. Однозначно, что этот шаг Астаны не будет приветствоваться со стороны стратегического партнера России. Какая будет реакция Ирана на появление заклятого врага на севере, откуда он никак не ожидал, не трудно догадаться. Некоторые российские эксперты уже допускают, что временная военная база США в Актау будет включена в сценарий возможной агрессии против Ирана и дело только за временем.
А если по законам жанра случайно выстрелит ружье, то ответ со стороны Ирана будет соответствующий…….. Иран обладает собственными баллистическими ракетами Шахаб 3, дальность действия которых достигает до 2,5 тысяч километров, а длина Каспийского моря 1,2 тысяч километров…..
Конечно, все это можно назвать домыслами и, даже, бредом. Но чтобы таких мыслей не возникало, МИД и Минобороны должны своим гражданам дать четкий и ясный ответ на два вопроса: Как долго будет порт Актау служить транзитной пунктом для войск НАТО и США? Какая реакция других прикаспийских государств на этот шаг, если все они, включая Казахстан, придерживались единой позиции в отношении иностранного военного присутствия?
|
|