Сегодня, в дни когда Украина переживает самый серьезный кризис за всю свою недолгую историю, хотелось бы немного поговорить о таком своеобразном феномене, как "русских свидомых". Не путать с российскими! Речь не о гражданах Российской федерации, вослед за Валерией Новодворской воспылавших странною любовью к Степану Бандере и его наследникам. Речь именно о русских, проживающих на Украине, но по всякому поводу и без клянущих Россию и в меру способностей расхваливающих украинское государство и правящий тут режим.
Необходимое уточнение. Когда я говорю о русских, я разумеется, говорю не о записи в советском паспорте и не о «ДНК НАЦИИ» (не смотрите это чудовищное порождение укротелебачення! привыкнете, и голова ваша превратится в тыкву!).
Русский, по моему скромному мнению, это человек русской культуры, думающий на русском языке – иных не знаю. Итак, откуда есть пошел русский свидомый? Началось все в далеком конце 80-х годов двадцатого века. Именно тогда КГБ СССР и КПСС придумали «Народное движение Украины за перестройку» более известное просто как «Рух». Тем, кто не очень интересуется рассказами о мелком жульничестве (а политическая история этого государства проходит как раз по этой линии) будет интересно узнать, что изначально, в названии этой организации ключевым словом было вовсе не украинское слово «Рух», а русское словосочетание «за перестройку».
По крайней мере, так видели эту организацию авторы идеи. Это потом джинн вырвался из бутылки, и во главе Руха оказались почти исключительно диссиденты, причем по преимуществу западэнского разлива, а по началу еще неизвестно где народу было больше, в организациях на западе Украины, или на востоке с югом.
Кем же были люди, изначально олицетворявшие Рух в Одессе, к примеру?
Отставной полковник Виктор Цымбалюк, представлявший слово «Украина» (и до конца дней своих так и не отмывшийся от обвинений в том, что был агентом кровавого прижима) и живой классик, автор учебников логики по которым обучались во всем СССР профессор Авенир Уемов, представлявший как раз слова «за перестройку». Мечтал ли в конце 80-х профессор Уемов о том, что в его родном городе будут маршировать ребята, скандирующие «москалей на ножи»? Почему-то уверен, что нет. Более того, скорее всего он (и такие как он, а их было немало) и о жовто-блакитном флаге с соответствующим гимном не мечтал – ТОГДА не мечтал. Гадать о чем мечтал отставной полковник не буду, хотя предположения имеются…
Нет, мечты тогда были не о гимнах и флагах, они были о другом. Мечтали о том, чтобы не было «руководящей и направляющей» партии. Чтобы можно было публиковаться по всему свету, а не только в социалистических странах. И лекции чтобы читать везде куда позовут, и чтобы не спрашивать разрешения на это в компетентных органах. Чтобы можно было заниматься бизнесом (не знаю как где, а в Одессе это слово не только слышали, но и использовали), и не бояться, что к тебе нагрянет ОБХСС. Короче говоря, «украинское» «освободительное» (кавычки необходимы именно по отдельности) движение на востоке и юге УССР ничем особенно не отличалось от аналогов в РСФСР. Более того, оно и не отделяло себя от него!
В той же Одессе неоднократно собирались те, кого сейчас принято называть «российскими демократами первой волны», и никто из одесских «демократов» не указывал им на излишнюю мягкотелость в борьбе с монополией КПСС, или, не дай Бог, на недостаточно радикальную позицию по «национальному вопросу». Потому что смотрели эти ребята тогда на национальный вопрос практически одинаково. Ездили и одесситы в Москву и Питер. Аналогичные процессы происходили и в других русскоязычных – да чего там политкорректничать – русских городах УССР…
И вот теперь самое время отметить, что уже изначально был в этом строю промежуток малый - особняком изначально киев. Достаточно сказать, что уже на самых первых «демократических» и «альтернативных» выборах в Верховный совет УССР народным депутатом от этого города стал пан Иван Заяц. Даже сейчас, спустя четверть века оголтелой проукраинской пропаганды, победа такого персонажа в любом другом русскоговорящем/русскокультурном городе невозможна физически. Впрочем, вопрос о том, насколько Киев тех лет (и тем более нынешний) можно относить к русскоязычным и русскоговорящим, это таки очень отдельный вопрос.
(Продолжение следует)
Заяц Иван Александрович - народный депутат Украины, г.Киев. Святошинский избирательный округ N 17
Родился 05.07.1952 в с. Лозница, Народицкого р-она, Житомирской обл. в семье крестьян, украинец, образование высшее, экономист-математик, Украинская сельскохозяйственная академия.
Член НРУ, зам. председателя Совета коллегий, член Провода, председатель Киевской краевой организации.
18.03.1990 избран Народным депутатом Украины, 2-й тур 61.66% голосов, 14 претендентов. Входил в Народный совет, фракция Народного руха Украины и фракция "Беспартийные". Председатель подкомиссии Комиссии ВР Украины по вопросам экономической реформы и управления народным хозяйством. 09.1994 Народный депутат Украины XII созыва, 2-й тур, 59.96% голосов, Народный депутат Украины, Наша Украина, 01.2000-05.2001 - Министр экологии и природных ресурсов Украины.
|
|