Морозовский карьер – один из крупнейших угольных разрезов Украины. Когда-то он "давал стране угля" - причём, всей стране, Советскому Союзу, весь СССР и поставлял сюда технику, только благодаря плановой экономике возможна была такая слаженность. Еще каких-то 5 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 1970-х годов, и немецкая, еще довоенная.
Этот фоторепортаж – о железных монстрах Морозовского карьера, которые не смогли сами себя защитить, ведь всё решают люди...
Морозовский разрез – одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 1990-е и до недавнего времени работало. В 2009-м компании отключили электроэнергию – за долги. Поделенная на буржуйские сектора, бывшая плановая экономика сотрудничать этими секторами не умеет, а наоборот - воюет, дань взимает. Где ещё работают советские мощности электростанций, там и благодать для нового собственника: сам ни копейки не вкладывал, зато вот можно всех снабжаемых электроэнергией теперь "доить", и даже целые сектора экономики душить.
Дело нехитрое - "рынок", ничего личного, только бизнес, никакой, казалось бы, политики. Но по сути - самоуничтожение прежде индустриальной и сверхдержавы, и её наиболее на момент вхождения в СССР в производственном отношении развитой республики. Вот, благодаря взаимонепониманию некогда составлявших развивающуюся экономику социализма секторов - вышел очередной коллапс, удар по трудовому народу, новые украиноязычные гастарбайтеры рванули куда-то выживать, возможно, и в Москву, официантами... Примерно, как в российском автопроме - вроде никто не виноват, но все негласно недолюбливают отечественные авто и стыдятся их. И вместо АЗЛК в Москве, путём медленного перерождения возникает Renault. "Техника и специально обученные кадры - решают всё" эти слова отца индустриализации Сталина верны и по сей день. Сдавшись империализму, Советская Россия - даже на Украине ещё жившая своими мощностями, вымирает медленно и мучительно. Вот и в Морозовском - техника встала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация – говорят, его хотят разрабатывать китайцы... Это они восприняли лучшие уроки индустриализации СССР, а не нэзалежная...
В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее. Карьер хорошо охраняется. Сверху – два поста. Охранники – отличные ребята, раньше работали здесь экскаваторщиками. На мой вопрос, можно ли спуститься вниз, испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие металл режут!». Присмотрелся – таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда буквально каждые пять минут. Этот – только приехал на погрузку. Увозить есть что. Но не уголь... Страна Украина сжирает буржуйскими челюстями те мышцы индустрии, что кормили её и СССР. Кстати, основной приёмщик металлолома из Сибири - тоже Китай. Вот так: они этот же металл перельют в новые машины и этот же карьер будут продолжать раскапывать, с чувством "коммунистической" благодарности советским ударникам, стахановцам, морозовцам...
Мужики свято верят, что скоро экскаваторы починят и производство возродят. Веруют в доброго и мудрого дядю буржуя, который сам всё за них придумает - себя они собственниками этой техники не ощущают, мечтают, что снова сядут - за те экскаваторы, что при них, сейчас вот и режут на металлолом... Как грицца – блажен, кто верует.
По подсчетам разных экспертов, залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.
Главная достопримечательность карьера – огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный – можно сравнить размеры. Это чудо было возможно только в СССР!
Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно – это около 200 КАМАЗов. Повторяю – в час!
8.
Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра.
Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался – четыре тысячи. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально почти с мою хрущевку-пятиэтажку.
Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно. Сейчас можно сказать, что не только экскаваторы, но и всё общество шагает вместе с ними - назад...
Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.
Огромное колесо на конце стрелы – собственно, ротор. Диаметр – 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на металлолом. Так сказать, выбили зубы...
Если вы помните мультик "Ну, погоди!" - даже там есть след оптимизма от индустриализации. В серии, где волк и заяц попадают на стройку, накрытый несколькими ваннами волк прокапывается сквозь землю и тут его подхватывает многоковшовая такая странная машина. Вот она в точности показывает работу такого ротора.
Драглайн. Он же – шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой – опять-таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы, соответственно.
НКМЗ – Новокраматорский машиностроительный завод. Тот самый гигант советской индустрии, о котором пожилой Лазарь Каганович сказал, что приватизация его - невозможна, обратного пути в капитализм нет... Однако, реалии социально-экономического регресса опровергли стального наркома... Среди ржавчины еще проступает профиль В.И.Ленина.
Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря. Уж тут точно не работала формула "только бизнес" - развивать социалистические страны было выгодно всем народам СССР, плановая экономика включала в себя всё новые сектора, а поднятая с нашими усилиями послевоенными индустрия там, в Европе, Китае и других дружественных странах поставляла нам по символическим ценам дефицит - не только товары народного потребления, но и технику... Такой выходил круговорот освобождённого труда, включённого в большой механизм социалистического содружества.
Ниже на фото - опоры экскаватора. Именно ими он «шагает».
Это – единственный экскаватор, по которому удалось полазать и даже забраться внутрь.
Так и хочется включить эту махину, и чтоб она медленно зашагала в направлении нынешних резиденций буржуазной власти и своими ковшами её оттуда выгребла бы, и социализм вернула...
Немного деталей из зрительного поля рабочего класса, который умер раньше этих немыслимых нынешним обществом машин. Да-да - вот те самые гайки и винтики, в виде которых представляли "тоталитарное" общество либералы и перестройщики, отступники и преступники. Теперь они могут быть довольны - "винтики" не обеспечивают работы всего "ужасного", "безличного" механизма, благодаря которому всё советское общество росло и развивалось, и доросло до 275 миллионов!
Шутники были эти советские работяги...
А это – его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы – 70 метров. Для сравнения – это стандартная ширина футбольного поля.
Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе.
Да, оттуда уже угля не достать. А вообще зачем нужен уголь сегодня? Углём отапливаются многие города, и не только в Сибири. Например, в недалёкой отсюда Польше - Галичина вообще понятия не имеет, что такое газ... Экспорт угля пополнил бы казну вечно побирающейся нэньки. И нет сомнений, что и сидящая на "газовой игле" путинского монополиста Газпрома Украина что-то могла бы придумать, что делать с этим углём, если бы мыслила государственно, социалистически. Но вот правящий клан "донецких" пока придумал лишь уничтожить добывающие уголь мощности... Ну а кого стесняться? Мы ж не азиаты - мы хотя бы технику режем, а не друг друга...
Воды с каждым годом всё больше. Местные говорят – глубина «высотой с три столба». Это потерянные кубометры выработки, огромные суммы - конечно, легче сдавать чудо-технику на металлолом, чем ею добывать уголь. Это как дважды два - рентабельность и всё такое прочее... Капитализм, одним словом, закон джунглей в далёкой от этого климата Украине.
Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см.
Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора 70 метров, ковш – 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов. Да, вымирающая индустриальная советская Эпоха выглядит для уже свалившихся в феодализм жителей экс-советских республик - именно так. Словно после взрыва нейтронной бомбы, все норовят унести свой кусочек бывшего социализма, хотя бы в виде металлолома. "И машины ведут удивительные" - писал Роберт Рождественский... Ну вот, как всё поменялось-то - не только не ведут, а сами же и разбирают, охраняют, чтоб кто другой не отрезал железяку - только Хозяинъ... А кто хозяин, кстати? Может, всемогущий Ринат Ахметов?
Слева на холме – наш старый знакомый, по которому мы лазали.
Конвейерный мост – единственный в Украине. Трофейный. Мост привезли из Германии, после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц. "Совок" умел взять с побеждённых свою гуманную дань - они уничтожали наши заводы, хотели завладеть нашим углём и нефтью. Так пусть отдают свою технику - чтобы наша индустрия развивалась опережающими темпами. Такова была "пеня" империализму, который в виде фашизма шагнул сюда в 1941-м, Украина была долго оккупирована, как мы помним, и именно отсюда угоняли много рабочей силы... Кстати, нынешние рабочие, переставшие быть классом являют собой тоже - лишь рабочую силу. Без завоеванности, без плена, сами стали. Вот она, сила социального регресса! Тут её можно увидеть в деталях...
Это, наверное, мост из капитализма в социализм - индустриальный. Каким его понимали Орджоникидзе, Сталин, Каганович, Троцкий тоже понимал отчасти. Ведь это он надеялся, что Днепрогэс сделает Запорожье столицей СССР. Вот какая была вера в силу новых гигантов!
Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный.
Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что если хотите увидеть их в живую – поспешите. Желательно - целыми профсоюзными делегациями, потому что именно в этой части Украины и СССР можно увидеть, как именно деградируют экономики разрушенного Союза.
А вот как всё это выглядело в СССР - Борис Яковлев (1935). И кто нас упрекнёт в чисто эстетической ностальгии? Нет - это здравый смысл, социализм выгоден большинству!
Вот карьер на гуглокартах, если кому интересно. Только сейчас уровень воды гораздо выше.
|
|